Какому бизнесу и когда необходимо вводить в штат позицию операционного директора? Чем отличаются и какие бывают СОО, каковы его функциональные обязанности, рассказывает независимый СОО и бизнес-тренер Наталья Тадеева.
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
СОО (Chief Operating Officer), или операционный директор, – не обязательная штатная единица. СОО нужен компаниям с ежедневным операционным циклом для контроля и совершенствования процессов. Давайте представим молодой, но мощный стартап с планами экспансии на рынки Юго-Восточной Азии. Ему однозначно необходим СОО, но не только для оптимизации операций. Нужен человек, который понимает местную культуру, легко строит отношения с чиновниками и адаптируется к динамичным изменениям на рынках.
Такой операционный директор должен быть мастером во взаимодействии глобальной стратегии с практической реализацией на местах, управляя компанией на рынках развивающихся стран.
Диапазон способностей, которыми должен обладать тот или иной операционный директор, широк настолько, насколько много существует вариантов деятельности и развития бизнеса.
Компетенции СОО: малые, средние и крупные компании
Роль СОО четко адаптируется к масштабу и сложности бизнеса. Независимо от размера, способность быть навигатором и лидером часто прокладывает бизнесу путь к успеху. По сути, он является маяком, указывающим путь и предупреждающим об опасности.
Далее – три типа СОО в зависимости от размера компаний.
Надежный навигатор
Такое определение подойдет для СОО небольших компаний. Пример – небольшая пивоварня крафтового пива.
Малые предприятия часто работают с ограниченными ресурсами, поэтому операционный директор должен быть мастером в достижении большего из меньшего или, как говорится, должен варить «кашу из топора».
Этот менеджер-проводник должен быть гибким и практичным лидером. Он держит руку на пульсе, отслеживая ежедневные операции. Но и берется за работу сам – убедиться, что каждая бутылка пива выпускается, фасуется и доставляется вовремя и по адресу.
Операционный маэстро
Для среднего предприятия, как, например, производственная корпорация с многочисленными филиалами, операционный директор выполняет роль «операционного маэстро». Представьте дирижера, поддерживающего гармонию между всеми участниками большого оркестра.
Чтобы средняя компания росла и была прибыльной, ее СОО должен постоянно оптимизировать процессы, управлять цепями снабжения и подробно контролировать ключевые показатели производительности (KPI). Он не просто управляет операциями, а оптимизирует их для достижения максимальной эффективности.
Тактический капитан
В мире крупных корпораций с глобальным присутствием операционный директор превращается в «тактического капитана». В мультинациональной корпорации с разнообразными бизнес-единицами СОО делает больше, чем просто управляет повседневными операциями.
Он становится ключевым стратегическим партнером для CEO и способствует согласованию сделок с общими бизнес-целями компании, управляет тактикой. Это требует от него руководства командой опытных специалистов, отслеживания тенденций на рынке и принятия решений, влияющих на направление развития компании, а также обеспечивающих стабильность бизнеса.
Как понять, что бизнесу нужен СОО
Представьте CEO в роли капитана корабля, идущего штормовыми водами. Волны становятся очень бурными, а нагрузка – слишком большой, грозя перевернуть корабль. Становится очевидным: команде нужен опытный старпом, или СОО. А бизнес нуждается в высвобождении ресурса СЕО для стратегических долгосрочных задач.
Признаки, что компания нуждается в СОО следующие.
Чрезмерная рабочая нагрузка
Часто СЕО загружен повседневными операциями – от управления командами до решения административных вопросов. Он становится преградой для быстрого принятия решений, а его время становится ограниченным. Это сродни ситуации, когда капитан корабля одновременно пытается управлять кораблем, поднимать и спускать паруса, а также готовить еду для команды.
Упущенные возможности
Компания постоянно упускает возможности для расширения или медленно реагирует на изменения на рынке. CEO пришел к выводу, что у него не хватает ресурсов для изучения потенциальных рынков для экспансии, технологий или приобретений. Это как будто вы путешествуете по морю, полному неизвестных островов, на которых много интересного и перспективного, но у вас нет времени остановиться на каком-нибудь из них.
Падение эффективности
У компании растут затраты, усложняются повседневные процедуры, уровень удовлетворения клиентов снижается. CEO понимает необходимость упростить и оптимизировать операции, что аналогично требует от квалифицированного корабельного мастера устранить течь судна и восстановить его полноценную исправность.
Отсутствие лидерства
У компании не хватает лидерства на всех уровнях. CEO понимает, что она не может быть одновременно во всех местах. Ему нужна помощь, чтобы определить направление, обеспечивать наставничество и иметь право на принятие решений.
Это как старший помощник капитана на судне, который может взять управление судном в момент, когда тот сконцентрирован на других делах: прокладывает новый маршрут, решает неотложные проблемы или банально отдыхает.
В этих бурных водах операционный директор выходит на передний план, придавая стабильность и задавая направление компании. Это позволяет CEO сконцентрироваться на разработке курса для будущего компании.
Biggest game changers
История знает примеры СОО, которые не просто изменили компании, но и стали game changers.
Тим Кук и Apple Inc.
Сейчас трудно представить себе времена, когда американский техногигант Apple был на грани банкротства. Именно тогда легендарный Стив Джобс вернулся в компанию на должность CEO. Рядом с Джобсом тогда был Тим Кук, фактически исполнявший обязанности COO. Это уже позже он был назначен на должность CEO.
Период Кука в роли COO Apple был так же важен для траектории развития компании, как и его более поздняя работа в должности гендиректора. Он – мастер построения эффективных цепей поставок. Именно Кук обеспечил высокую точность и качество изготовления, а также поставки продуктов Apple. К примеру, смартфонов iPhone, которые до сих пор не имеют аналогов в отрасли.
Фактически его вклад в операционное отличие Apple вместе с технологическим гением Джобса стал началом дальнейшего возрождения компании и ее глобального господства в области технологий на мировом уровне.
Шерил Сандберг и Facebook (Meta)
Назначение Шерил Сандберг на должность СОО в Facebook способствовало значительному повороту в истории социальных сетей. Она была ответственна не только за операционное управление, но и за переосмысление модели прибыли компании и улучшение опыта пользователей.
Шерил Сандберг повлияла на увеличение базы пользователей Facebook и начало таргетированной рекламы. Именно она направила расширение компании на международные рынки.
Ее креативное руководство в корне изменило ландшафт онлайн-рекламы, превратив Facebook из платформы социальной сети в цифрового рекламного гиганта и big data.
Роз Брюер и Starbucks
Представьте себе кофейную империю, которая присутствует во всем мире и постоянно совершенствуется. В качестве COO Starbucks Роз Брюэр стратегически расширяла и внедряла инновации компании. При ней Starbucks прошел цифровую трансформацию, улучшил дизайн розничных магазинов и внедрил новейшие решения в меню.
Благодаря влиянию Брюэр Starbucks стал присутствовать не только в офлайн-, но и в онлайн-среде, увеличил присутствие в странах по всему миру и закрепил свое положение лидера отрасли кофе.
Эти СОО – яркие примеры влияния на развитие компании операционного директора в любой отрасли, новом или рабочем рынке, в малой или крупной организации. В бизнес-мире СОО – дирижер, организующий процессы, определяющие успех и способствующие прогрессу.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.