Какому бизнесу и когда необходимо вводить в штат позицию операционного директора? Чем отличаются и какие бывают СОО, каковы его функциональные обязанности, рассказывает независимый СОО и бизнес-тренер Наталья Тадеева.
СОО (Chief Operating Officer), или операционный директор, – не обязательная штатная единица. СОО нужен компаниям с ежедневным операционным циклом для контроля и совершенствования процессов. Давайте представим молодой, но мощный стартап с планами экспансии на рынки Юго-Восточной Азии. Ему однозначно необходим СОО, но не только для оптимизации операций. Нужен человек, который понимает местную культуру, легко строит отношения с чиновниками и адаптируется к динамичным изменениям на рынках.
Такой операционный директор должен быть мастером во взаимодействии глобальной стратегии с практической реализацией на местах, управляя компанией на рынках развивающихся стран.
Диапазон способностей, которыми должен обладать тот или иной операционный директор, широк настолько, насколько много существует вариантов деятельности и развития бизнеса.
Компетенции СОО: малые, средние и крупные компании
Роль СОО четко адаптируется к масштабу и сложности бизнеса. Независимо от размера, способность быть навигатором и лидером часто прокладывает бизнесу путь к успеху. По сути, он является маяком, указывающим путь и предупреждающим об опасности.
Далее – три типа СОО в зависимости от размера компаний.
Надежный навигатор
Такое определение подойдет для СОО небольших компаний. Пример – небольшая пивоварня крафтового пива.
Малые предприятия часто работают с ограниченными ресурсами, поэтому операционный директор должен быть мастером в достижении большего из меньшего или, как говорится, должен варить «кашу из топора».
Этот менеджер-проводник должен быть гибким и практичным лидером. Он держит руку на пульсе, отслеживая ежедневные операции. Но и берется за работу сам – убедиться, что каждая бутылка пива выпускается, фасуется и доставляется вовремя и по адресу.
Операционный маэстро
Для среднего предприятия, как, например, производственная корпорация с многочисленными филиалами, операционный директор выполняет роль «операционного маэстро». Представьте дирижера, поддерживающего гармонию между всеми участниками большого оркестра.
Чтобы средняя компания росла и была прибыльной, ее СОО должен постоянно оптимизировать процессы, управлять цепями снабжения и подробно контролировать ключевые показатели производительности (KPI). Он не просто управляет операциями, а оптимизирует их для достижения максимальной эффективности.
Тактический капитан
В мире крупных корпораций с глобальным присутствием операционный директор превращается в «тактического капитана». В мультинациональной корпорации с разнообразными бизнес-единицами СОО делает больше, чем просто управляет повседневными операциями.
Он становится ключевым стратегическим партнером для CEO и способствует согласованию сделок с общими бизнес-целями компании, управляет тактикой. Это требует от него руководства командой опытных специалистов, отслеживания тенденций на рынке и принятия решений, влияющих на направление развития компании, а также обеспечивающих стабильность бизнеса.
Как понять, что бизнесу нужен СОО
Представьте CEO в роли капитана корабля, идущего штормовыми водами. Волны становятся очень бурными, а нагрузка – слишком большой, грозя перевернуть корабль. Становится очевидным: команде нужен опытный старпом, или СОО. А бизнес нуждается в высвобождении ресурса СЕО для стратегических долгосрочных задач.
Признаки, что компания нуждается в СОО следующие.
Чрезмерная рабочая нагрузка
Часто СЕО загружен повседневными операциями – от управления командами до решения административных вопросов. Он становится преградой для быстрого принятия решений, а его время становится ограниченным. Это сродни ситуации, когда капитан корабля одновременно пытается управлять кораблем, поднимать и спускать паруса, а также готовить еду для команды.
Упущенные возможности
Компания постоянно упускает возможности для расширения или медленно реагирует на изменения на рынке. CEO пришел к выводу, что у него не хватает ресурсов для изучения потенциальных рынков для экспансии, технологий или приобретений. Это как будто вы путешествуете по морю, полному неизвестных островов, на которых много интересного и перспективного, но у вас нет времени остановиться на каком-нибудь из них.
Падение эффективности
У компании растут затраты, усложняются повседневные процедуры, уровень удовлетворения клиентов снижается. CEO понимает необходимость упростить и оптимизировать операции, что аналогично требует от квалифицированного корабельного мастера устранить течь судна и восстановить его полноценную исправность.
Отсутствие лидерства
У компании не хватает лидерства на всех уровнях. CEO понимает, что она не может быть одновременно во всех местах. Ему нужна помощь, чтобы определить направление, обеспечивать наставничество и иметь право на принятие решений.
Это как старший помощник капитана на судне, который может взять управление судном в момент, когда тот сконцентрирован на других делах: прокладывает новый маршрут, решает неотложные проблемы или банально отдыхает.
В этих бурных водах операционный директор выходит на передний план, придавая стабильность и задавая направление компании. Это позволяет CEO сконцентрироваться на разработке курса для будущего компании.
Biggest game changers
История знает примеры СОО, которые не просто изменили компании, но и стали game changers.
Тим Кук и Apple Inc.
Сейчас трудно представить себе времена, когда американский техногигант Apple был на грани банкротства. Именно тогда легендарный Стив Джобс вернулся в компанию на должность CEO. Рядом с Джобсом тогда был Тим Кук, фактически исполнявший обязанности COO. Это уже позже он был назначен на должность CEO.
Период Кука в роли COO Apple был так же важен для траектории развития компании, как и его более поздняя работа в должности гендиректора. Он – мастер построения эффективных цепей поставок. Именно Кук обеспечил высокую точность и качество изготовления, а также поставки продуктов Apple. К примеру, смартфонов iPhone, которые до сих пор не имеют аналогов в отрасли.
Фактически его вклад в операционное отличие Apple вместе с технологическим гением Джобса стал началом дальнейшего возрождения компании и ее глобального господства в области технологий на мировом уровне.
Шерил Сандберг и Facebook (Meta)
Назначение Шерил Сандберг на должность СОО в Facebook способствовало значительному повороту в истории социальных сетей. Она была ответственна не только за операционное управление, но и за переосмысление модели прибыли компании и улучшение опыта пользователей.
Шерил Сандберг повлияла на увеличение базы пользователей Facebook и начало таргетированной рекламы. Именно она направила расширение компании на международные рынки.
Ее креативное руководство в корне изменило ландшафт онлайн-рекламы, превратив Facebook из платформы социальной сети в цифрового рекламного гиганта и big data.
Роз Брюер и Starbucks
Представьте себе кофейную империю, которая присутствует во всем мире и постоянно совершенствуется. В качестве COO Starbucks Роз Брюэр стратегически расширяла и внедряла инновации компании. При ней Starbucks прошел цифровую трансформацию, улучшил дизайн розничных магазинов и внедрил новейшие решения в меню.
Благодаря влиянию Брюэр Starbucks стал присутствовать не только в офлайн-, но и в онлайн-среде, увеличил присутствие в странах по всему миру и закрепил свое положение лидера отрасли кофе.
Эти СОО – яркие примеры влияния на развитие компании операционного директора в любой отрасли, новом или рабочем рынке, в малой или крупной организации. В бизнес-мире СОО – дирижер, организующий процессы, определяющие успех и способствующие прогрессу.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.