«Какие еще 70% компенсации на новый завод? Ты же не в США и не в Польше!» – так, по словам директора компании «Квадро Интернешнл» Ярослава Пригары, чиновники Минэкономики отреагировали на его предложение предоставить льготы для строительства нового завода. Министерство вышло на связь через два дня после того, как Пригара написал в Facebook, что думает перенести производство из Украины.
«Квадро Интернешнл» – один из немногих украинских экспортеров автомобилей. С 2016 года на территории киевского завода «Трубстройиндустрия» 216 сотрудников компании выпускают вездеходы-амфибии под торговой маркой Sherp. Машины стоимостью $94 000 преодолевают любые болота и чащи и пользуются спросом у любителей приключений и спасательных служб. Выручка компании в 2019 году выросла на 51%, до 347,4 млн грн, прибыль – вчетверо, до 7,6 млн грн.
Компанию основал Владимир Школьник, владеющий 11 бизнес-центрами в Киеве. Forbes оценил его состояние в $135 млн.
Основной рынок для киевского завода Sherp – США и Канада. Несколько автомобилей приобрел всемирно известный репер Канье Уэст. В 2018 году партию автомобилей купила ООН для своей World Food Programme. «Достоинства Sherp в том, что они могут добраться практически везде», – говорит региональный менеджер WFP по логистике Тарек Кешавджи. Доставка в труднодоступные районы Уганды одной тонны грузов на Sherp ($200) обходится в 20 раз дешевле, чем вертолетами, которыми раньше пользовалась WFP. Среди покупателей Sherp также – «Укрэнерго» и «Укртранснефть».
На рынок России и стран СНГ Sherp поставляют с завода под Санкт-Петербургом.
У Sherp серьезные конкуренты. Американская Polaris Industries продает свои вездеходы, снегоходы и квадроциклы в 100 странах, канадская Bombardier Recreational Products помимо вездеходов производит снегомобили и трехколесные родстеры. Исследовательская группа Research And Markets прогнозирует, что к 2027 году рынок вырастет с $3,9 млрд до $4,7 млрд. «Один из драйверов спроса – популярность внедорожных путешествий и приключенческих видов спорта», – говорится в мартовском отчете Research And Markets.
Киевский завод выпускает 250 Sherp в год. Был план увеличить производство до 500 штук, но помешал коронакризис, говорит Пригара. Школьник не сомневается, что спрос будет расти, поэтому не отказывается от строительства нового завода стоимостью $5–7 млн. Осталось определиться с местом.
Предложение компенсировать 70% затрат – не блажь предпринимателя, а реалии восточноевропейского рынка. По словам Пригары, именно столько готовы компенсировать в обмен на размещение производства шесть стран ближнего зарубежья. «Это наши соседи, начиная от Румынии и заканчивая Латвией», – говорит он. Предложения от послов и торговых представителей начали поступать Школьнику после того, как он упомянул в интервью о планах расширения производства. «Действуют проактивно, – говорит Пригара, – побывали на нашем заводе, протестировали Sherp, организовали поездки в свои страны».
Инструменты, стимулирующие приток инвестиций в производство, в Украине не работают, говорит директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Он приводит в пример отмену НДС и пошлины при импорте электрокаров. Импорт комплектующих для их производства в льготную программу не попал. «Они по-прежнему облагаются этими налогами», – говорит эксперт. Это стимулирует импорт, а не производство. Назаренко сложно заподозрить в ангажированности, его ассоциация лоббирует интересы автоимпортеров.
Политики болезненно реагируют на претензии бизнеса. Глава парламентской фракции «Слуги народа» Давид Арахамия в комментарии под постом Пригары пообещал, что к октябрю депутаты примут во втором чтении законопроект о господдержке крупных инвестпроектов. Среди «плюшек» – льготы по налогам на землю и ввоз оборудования, компенсация затрат на проведение коммуникаций, электричества, строительство подъездных автодорог и сопровождение проектов так называемыми инвестнянями.
Всего инвестор сможет получить от государства компенсацию до 30% стоимости проекта, рассказывает Артем Сачук из Офиса реформ при Кабмине. Правда, льготы включаются только при инвестиции от €30 млн. Для Sherp и большинства малых и средних предприятий это непреодолимый барьер, говорит Пригара. Арахамия обещает ко второму чтению уменьшить пороговую сумму до €15 млн.
Что дальше? Законопроект об «инвестнянях» Пригара оценивает как неплохой. «Проблема в том, что похожие меры предлагались и год назад, но ничего не произошло», – говорит бизнесмен.
Опубликовано в третьем номере журнала Forbes (сентябрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.