Несмотря на проблемы в банковской системе, два легендарных бренда в технологическом и финансовом мире – Apple и Goldman Sachs Bank USA – объединились, чтобы создать потенциально мощный финтех в США. Для чего это гигантам, что они предложат своим клиентам и какие риски несет инициатива, разбирался Forbes.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
На прошлой неделе один из самых мощных технологических игроков мира – компания Apple ошеломила банковскую индустрию США, выйдя с новостью о запуске нового финансового продукта – депозитного счета.
В то время, когда ставки по депозитам среднестатистического банка составляют менее полпроцента, Apple объявила, что будет предлагать своим вкладчикам 4,15% годовых без лимитов на снятие средств и с гарантированием вкладов Федеральной корпорацией по страхованию депозитов (FDIC ).
Запуск нового продукта происходит в непростое для банковской системы США время: после краха одного из лидеров рынка – Silicon Valley Bank. Вкладчики не спешат открывать депозиты, а финтех-стартапам не хватает средств для развития бизнеса.
У Apple нет банковской лицензии. Компания выступает «витриной» для Goldman Sachs Bank USA, имеющей лицензию и страхование вкладов от FDIC.
На языке финтех-мира Apple – это необанк вроде Chime, Revolut и Monzo. Мощность «яблочного» бренда в мире беспрецедентна, если учесть, что более 2 млрд iPhone на планете теперь будут предлагать услуги Goldman.
Мощный бренд Apple
В 2022 году, еще до краха Silicon Valley Bank, только 27% американцев были «очень или достаточно» уверены в своих банках, по данным ежегодного опроса Gallup «Доверие к институтам». Пиковый показатель в 60% был в 1979 году.
Компания Apple уже десятый год подряд попадает в первую десятку в ежегодном рейтинге лучших мировых брендов по версии Interbrand. Единственный банк, которому удалось достичь первой 25-ки, – JPMorgan. Он занял 24-е место, немного обойдя компанию YouTube.
«Apple движется со скоростью света, в то время как многие банки в час выжимают едва 70 км», – отмечает аналитик Дэн Айвс из Wedbush Securities.
Новый продукт доступен только клиентам с кредитной картой Apple Card. Чтобы открыть учетную запись в необанке, требуется несколько минут, а проценты за расходы, которые называются ежедневными денежными средствами, автоматически перечисляются на счет. Состояние счета доступно на панели управления цифрового кошелька Apple. Теперь у владельцев iPhone есть еще одно преимущество.
«Создать такую экосистему – гениальная идея», – говорит Дэвид Донован, исполнительный вице-президент по финансовым услугам в консалтинговой фирме Publicis Sapient.
Новый депозитный счет – не первая финтехнологическая услуга, которую предлагает гигант из Купертино. В прошлом месяце компания начала предлагать собственную услугу «покупай сейчас, плати позже», по которой клиенты могут разбить платеж на четыре выплаты без дополнительных процентов или комиссий.
В июле 2022-го Apple сделала так, что продавцы прямо из своих iPhone могут принять оплату кредиткой (тап – и все).
Предлагая такие финансовые продукты, компания интегрирует себя в каждый аспект жизни пользователей.
Несмотря на солидную репутацию, во всех этих денежных продуктах роль Goldman Sachs практически незаметна. Вероятно, это говорит о ставке на то, что пользователи больше не видят ценности в мраморных колоннах домов финучреждений и их давней истории.
В этом партнерстве 154-летний Goldman Sachs – это, по сути, инфраструктурный игрок. «Такие партнерские отношения могут сделать банки невидимыми», – считает директор рынков капитала в SouthState Bank Крис Николс.
Финансовая панель управления от Apple
Уже не первый раз, когда компания, не являющаяся игроком банковского рынка, но которой доверяют потребители, пытается стать частью их финансовой жизни. В 1970-х такую попытку предпринимал Sears Roebuck.
Этот некогда крупнейший ритейлер США с брендом, который не уступал мощности Apple, предлагал клиентам открывать депозитные счета и кредитные карты по всей Калифорнии. Некоторое время все шло весьма удачно: в 1980-е Sears купил розничного брокера Dean Witter Reynolds и компанию по продаже недвижимости Coldwell, Baker & Co.
Однако Sears провалился в своем основном бизнесе – ритейле, уступив более технически осведомленным конкурентам Walmart и Target. А подъем Аmazon лишь ускорил крушение Sears: в 2018-м компания подала документы на банкротство.
До появления новых депозитных счетов Apple, помогающих обслуживать Goldman Sachs, ежедневные вознаграждения за расходы по кредитке Apple автоматически перечислялись на Apple Cash: предоплаченную цифровую карту, которая хранилась в цифровом кошельке Apple и выдавалась Green Dot Bank.
Компания хотела, чтобы Apple Cash стал для пользователей средством для перевода денег через iMessage – например, Venmo для PayPal или CashApp для Block.
Компания пытается сделать свой цифровой кошелек полноценной панелью управления финансовой жизнью потребителей. Экономия, денежные переводы, платежи в один тап и кнопка Apple Pay в онлайн-магазине – все под рукой в одном месте.
В конце концов, компания может стремиться стать так называемым суперприложением, таким как китайский AliPay, который начинал как цифровой кошелек для перевода денег между потребителями в 2004-м.
Сегодня AliPay насчитывает 1,3 млрд пользователей и предлагает широкий ассортимент возможностей: от оплаты счетов до доставки еды и покупки билетов. Во второй половине 2021-го розничный бизнес принес компании $41 млрд выручки.
Конкуренты и монополия Apple
Пока Apple пытается создать финансовую панель управления в iPhone для своих пользователей, у традиционных банков проблемы с предоставлением привлекательного пользовательского опыта.
«Банкам придется либо конкурировать с Apple, что будет трудно сделать с цифровым кошельком техногиганта, либо создавать микроуслуги в пределах разных видов кошельков, – говорит Крис Николс. – Яркая и интуитивно понятная панель кошелька Apple – именно то, чего не хватает многим финучреждениям».
Одна из причин, по которой трудно конкурировать с цифровым кошельком Apple, – техногигант не дает доступ третьим лицам к NFC-чипу, технологии, позволяющей расплатиться на кассе в магазине в одно касание. Такая монополия на эксклюзивную технологию дает Apple непомерное преимущество при переговорах с банками-эмитентами.
Когда Apple Pay стал доступен в 2014-м, банки согласились платить Apple 0,15% на транзакции с помощью кредиток, а именно на эту услугу, по сообщению Wall Street Journal, приходится большинство выручки цифрового кошелька.
Такое положение дел особенно досаждает другим цифровым кошелькам, среди которых Google Pay для Android-девайсов. Сообщалось, что Google не берет комиссию с банков-эмитентов. В отличие от Apple, Google разрешает другим компаниям пользоваться своим NFC-чипом.
В 2021 году Google отменил планы запустить возможность открывать текущие счета, привязанные к цифровому кошельку. Закрытый проект под названием Plex должен был давать возможность пользователям следить за собственными финансами, а его партнером выступил Citigroup.
Платежные приложения Venmo и CashApp тоже не могут самостоятельно использовать Apple Pay. Это означает, что пользователям нужно добавить карты приложений в кошелек Apple, чтобы рассчитываться ими в магазинах. Оба приложения запустили услугу оплаты QR-кодом, чтобы обойти монополию Apple на бесконтактные платежи.
Компания Early Warning Services, стоящая за приложением Zelle, которое поддержали семь крупнейших потребительских банков, среди которых JPMorgan Chase, Bank of America и Capital One, решила не бороться с конкурентами за оплату в магазинах со своим новым цифровым кошельком Paze.
Он разработан специально под онлайн-закупки. Клиентам предлагают открыть свои кошельки через приложение их банка и к кошельку будут привязаны карты клиентов из тех семи банков.
Открыв цифровой кошелек, клиент может рассчитываться ими в интернете так же, как и кнопками PayPal или Apple Pay. Успех нового кошелька зависит от того, насколько быстро EWS создаст сеть продавцов, которые добавят возможность оплаты с помощью Paze.
Монополию Apple не могли не заметить финансовые учреждения и регуляторы. В июле на Apple подали коллективный антимонопольный иск по обвинению в том, что эксклюзивное владение технологией бесконтактной оплаты дает техногиганту возможность брать вымогательскую комиссию по эмитентам карт.
В прошлом году антимонопольный орган Европейского союза послал Apple протест по монополии компании на платежную технологию.
Зачем Apple и Goldman сберегательные счета?
Появление депозитных счетов на кошельках Apple, вероятно, связано не столько с желанием увеличить доходы, сколько со стремлением приобщить еще больше владельцев IPhone к финансовым услугам Apple и Goldman.
Согласно Айвсу, у двух миллиардов людей по всему миру есть IPhone, но менее 10% из них используют Apple Card.
Чистая процентная маржа тоже может не быть приоритетом для Goldman.
«Они предлагают депозитные счета с более высокими, чем необходимо, процентными ставками, чтобы создать конкуренцию скорее онлайн-банкам, чем традиционным, – говорит Стивен Бигер, директор по исследованиям финансовых услуг в Argus. – Они уменьшают свою маржу, предлагая такие продукты».
Во время отчета о доходах на прошлой неделе гендиректор Goldman Sachs Дэвид Соломон хвастался соглашением с Apple: «Это позволяет нам углубить отношения с Apple, присоединиться к ее экосистеме и клиентам».
Значительно меньше энтузиазма он проявлял по отношению к своей семилетней американской франшизе Marcus, предоставляющей потребительские банковские услуги, такие как кредиты и депозитные счета. Процентная ставка по депозитным счетам у Marcus составляет 3,9%, что всего на четверть меньше, чем у Apple.
«Мы, конечно, обратили внимание на количество людей, у которых есть одновременно и кредитные карты, и депозитные счета в Marcus, и их немного, – рассказал Соломон. – Мы внимательно проследим за тем, будут ли проявления каннибализации».
С 2020-го отдел Platform Solutions в Goldman, включающий потребительские кредиты и транзакции, обошелся банку в $3 млрд. В ходе отчета банк рассказал, что продал необеспеченные потребительские кредиты на сумму $1 млрд (с $4,5 млрд), которые выдал Marcus. Goldman все еще ищет покупателей на остальные эти кредиты.
Банк также сообщил, что размышляет о продаже GreenSky, финтех-компании, предлагающей потребителям кредиты на ремонт жилья. Goldman купил ее в 2021-м, когда молодую компанию оценивали в $2,24 млрд.
«Мы также рассматриваем стратегические альтернативы в рамках нашей потребительской платформы», – отметил Соломон.
По словам Донована, Goldman сделал ход конем, и вместо того, чтобы тратить собственные деньги на привлечение клиентов, решил присоединиться к огромной экосистеме типа Apple.
И даже двум таким мощным брендам нужно быть осторожными, когда речь идет о регуляторах. Управление контроля денежного обращения США пристально присматривается к сотрудничеству между банками и технологическими компаниями, а Бюро финансовой защиты потребителей уже проводит расследование по выдаче кредитных карт Goldman Sachs.
Следует добавить, что на новом сберегательном счете Apple не может быть более $250 000, то есть больше максимальной суммы страхования FDIC.
«Наибольшая уязвимость банка заключается в потере доверия, ведь культура финучреждения определяется его стабильностью, честностью и упорядоченностью, – сказал в среду исполняющий обязанности руководителя Управления контроля денежного обращения Майкл Хсу. – Культура же техноиндустрии основана на хаосе, «двигайся быстро и все ломай», и верховенстве кода. То, как именно эти культуры сосуществуют ради продвижения открытого банкинга, очень важно».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.