Каждую пятницу Spotify, Apple Music и другие музыкальные стриминговые платформы обновляют плейлисты. В частности, самые популярные песни на определенных территориях. До вторжения в подборках «Топ в Украине» были преимущественно российские треки – сейчас их заменили локальные звезды. Как потоковые сервисы изменили политику поддержки украинских исполнителей и сколько на этом удается заработать
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
«Полтора-два года назад основным видом дохода любого украинского артиста были концерты, – говорит основатель лейбла enko Иван Клименко. – На втором месте – сотрудничество с брендами и где-то дальше стриминги». Тогда за концерт артист enko, который сейчас занимается Kalush Orchestra, Skofka и alyona alyona, получал $1000–10 000. На сотрудничестве с брендом мог заработать несколько десятков тысяч долларов, а стриминги приносили максимум $1000 в месяц.
После 24 февраля доходы от концертной и рекламной деятельности артистов исчезли. Но потребность в музыке – нет. Группа «Курган & Агрегат», участник списка «30 до 30», не выступает уже более девяти месяцев, но их песни стали слушать больше. На Spotify они получили 1,1 млн прослушиваний, на Apple Music – более 755 000.
У некоторых молодых исполнителей прослушивание выросло на 500–700% с начала полномасштабного вторжения, говорит собственница и CEO музыкальной компании MOЗGI GROUP Ирина Горовая. Украинские музыканты вытеснили из топов стримингов российских. Сколько они зарабатывают на тренде?
Хронология успеха
«У нас был ноль доходов с концертов, фестивалей, рекламных кампаний, еще и со «стримов» было -70%», – описывает ситуацию в музыкальной индустрии после начала полномасштабной войны Горовая. Офисы стримингов в России закрылись – это также уменьшило территорию звучания украинской музыки.
Впрочем, постепенно прослушивания пошли вверх. К примеру, треки исполнителя Skofka на стримингах слушают втрое чаще, говорит Клименко. У рэпера Freel в этом году прирост слушателей на Spotify составляет 866%. Его совместный с Джамалой трек «Когда закончатся войны» в Spotify прослушали более 148 000 раз, в YouTube Music – более 125 000 раз.
Украинцы начали слушать больше своей музыки, объясняет CEO издательства Best Music Марьяна Воронина. Best Music сотрудничает с более чем 600 правообладателями, в том числе Monatik, Артем Пивоваров, Злата Огневич, Александр Пономарев, O.Torvald, Макс Барских, Коla. Часть из них – часто в топах стримингов.
Этому способствовал и выход из-под российской опеки. Основной инструмент продвижения на стриминговых платформах – плейлисты, которые создают региональные офисы Spotify, Apple Music и YouTube Music в Москве, объясняет Freel. Поэтому они содержали в основном российские песни. Компания закрыла свои офисы в РФ, а YouTube приостановил монетизацию для пользователей в России. «Российский контент прекратил давление на украинскую музыку, и она начала дышать», – резюмирует Горовая.
С началом вторжения украинский контент более активно появляется в плейлистах цифровых платформ, говорит Воронина. YouTube Music и Spotify обновили плейлисты и повысили интерес к своей площадке среди украинцев. «В то же время Apple Music не спешит обновлять плейлисты и витрины», – говорит Воронина.
Какие стриминги в этом году принесли самые большие доходы украинским исполнителям? YouTube и YouTube Music – почти 50% дохода, Apple Music – 31%, Spotify – 12%, свидетельствуют данные Best Music.
Каждая платформа имеет свой алгоритм и набор факторов, влияющих на сумму выплат. Чтобы посчитать роялти исполнителя от Spotify, алгоритмы определяют, какую часть занимают его треки в общем количестве прослушиваний за месяц. «Чем больше тебя слушают, тем больше твоя доля в общей сумме денег, за которые люди подписались на Spotify», – объясняет Горовая.
Есть разные платформы, которые дают музыкантам возможность попасть на стриминговые платформы, рассказывает рэпер Freel. Обычно они получают 30% прибыли исполнителя на платформе. Сотрудничество с украинским дистрибьютором обойдется дороже, потому что он еще платит налоги в Украине.
Воронина из Best Music сравнила для Forbes показатели одного из топовых исполнителей Best Music за третий квартал 2021-го и 2022-го годов. Его прибыль по стримингам выросла на 248%. Если по аналогичному принципу сравнить весь каталог Best Music, то рост дохода артистов составляет 237% с цифровых площадок.
Сколько зарабатывают украинские музыканты на стримингах
Ни разу не было $1000 за квартал, говорит рэппер Freel. «Это не слишком большие деньги, – добавляет он. – Если вкладывать средства в творчество, со стримингов в Украине могут жить в лучшем случае несколько десятков музыкантов». Амиль Насиров из «Курган и Агрегат» говорит, что доход группы составляет около $1200–1500 в месяц.
Рэпер jockii druce, чей военный хит «Шо ви браття» набрал более 5 млн прослушиваний, получает со стримингов $2000–3000 в месяц, рассказывал он изданию BirdInFlight. Похожую сумму зарабатывает 18-летний музыкант Богдан Розвадовский из группы SadSvit. Две его песни «Силуэты» и «Кассета» уже набрали более 10 млн прослушиваний на стримингах.
«У артистов, которые в среднем имеют доход около $3000—4000 в квартал, должны быть: немалый бэк-каталог треков, просмотры на Youtube и присутствие на многих стримингах, – говорит Горовая. – На каждом количество среднемесячных прослушиваний должно превышать 30 000 – 40 000». У профессиональных артистов этот доход составляет десятки тысяч долларов в месяц, добавляет она. MOЗGI GROUP Горовой продюсируют певицу Dorofeeva, часто попадающую в топы стримингов.
По данным Best Music, попадавшие в десятку треки на стримингах могли заработать в квартал до $18 000. Те, кто не были на самых высоких ступенях чартов, но оставались в топ-100, зарабатывали от $3000–7000 в квартал, говорит Воронина.
«Не знаю цифр, но думаю, что трек Эда Ширана и «Антител» мог собрать до $40 000 в квартал, – говорит Горовая. – Они собирают роялти по всему миру, потому что это популярный англоязычный трек с дописанным украиноязычным куплетом».
Экспансия музыкантов на западные рынки – хороший способ в разы увеличить заработки на стримингах. «В Польше артист, не входящий в топ-20, может получать от €10 000 в месяц», – говорит основатель лейбла enko Иван Клименко.
За 1000 просмотров в YouTube MOЗGI GROUP получают в среднем 50 центов. «Если твою музыку и клипы смотрят еще в США, это уже в десятки раз больше, а в Европе – в 5–7 раз», – добавляет Head of Distribution в MOЗGI Entertainment Андрей Подолян.
Для развития локального рынка важно, чтобы стриминговые платформы и представительства зашли в Украину, говорит Горовая. Сейчас их сдерживает то, что они ничего не знают об украинском рынке, убеждена продюсер. Впрочем, он и сам мало что знает о себе. Доподлинно неизвестно количество артистов, песен и объем рынка. Чтобы получить данные, MO3GI GROUP разрабатывает систему оценки и аналитики рынка, подается на гранты и ищет внешнее финансирование.
С этой информацией компания планирует пойти к стримингам. «Мы покажем, что украинской музыки много, – говорит Горовая. – Больше, чем в Польше и других странах. И если стриминги зайдут, рынок вырастет в разы».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.