Биотехнологическая компания Enzym Group производит дрожжи, натуральные кормовые добавки для животных и разрабатывает инновационные продукты для здорового питания человека. За второй военный год, несмотря на падение рынка, увеличила выручку на 15%. Как ей это удалось, рассказала глава наблюдательного совета Enzym Group Елена Вовк в новом выпуске «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Елена Вовк, 50, родилась во Львове. Окончила Львовский университет им. И. Франко, имеет степень магистра по международному бизнесу и финансам Колумбийского университета. В начале 2000-х вместе с отцом и братом Ростиславом основала компанию по производству кормов для кошек и собак «Кормотех» (бренды Optimeal, Club 4 Paws, «Гав!», «Мяу!») с выручкой более $110 млн.
Ростислав и Елена Вовк в 2023 году победили в номинации «Семейный бизнес» премии Forbes «Предприниматель года».
Основное направление деятельности Елены – семейная биотехкомпания Enzym Group по производству пищевых, кормовых, алкогольных и хлебопекарных решений, в которой она возглавляет наблюдательный совет. Несмотря на то, что рынок во время войны упал на 12–15%, компания улучшила результаты этого года на 15% по сравнению с 2022-м – выручка Enzym Group составит ориентировочно €47 млн.
Как украинским производителям успешно конкурировать на рынке ЕС, в чем преимущества ведения бизнеса с родственниками и когда выручка Enzym Group пересечет отметку в $100 млн?
Специфика семейного бизнеса
Мы бизнес с украинскими корнями, у которого есть амбиции стать глобальным и передавать дело от поколения к поколению.
В 2024 году Enzym Group будет праздновать 30-летие. Фаундером и многолетним лидером компании был наш отец Орест Вовк. «Кормотех» он создал как диверсификационный проект Enzym Group, когда в начале 2000-х годов решил добавить устойчивости бизнесу, инвестировать во что-то с потенциалом роста в Украине и мире. Сейчас «Кормотех» фактически является автономным бизнес-юнитом, которым руководит мой брат Ростислав.
Отказ от позиции CEO
Что касается меня и Enzym Group, то я уже два года не являюсь ее CEO. Отдала должность Андрею Цегелику. Это человек, который вырос в компании. Он точно может лучше управлять всеми операционными процессами, чем я. Это важно признавать и находить сильнее себя людей, которым можно доверять и передавать дела. Андрей доказал, что точно на своем месте со всеми кризисами последних двух лет.
Сейчас я chairwoman – глава наблюдательного совета Enzym Group и фокусируюсь больше на стратегических вопросах. Мы уже не называем себя производителем дрожжей или заводом. Идентифицируем себя как биотехкомпания, которая производит биотехнологические продукты на основе дрожжей и других микроорганизмов.
Поиск новых «кормотехов»
Благодаря биотехнологиям есть ряд потенциальных возможностей. Дрожжи являются, так сказать, микрофабрикой, которая может производить множество продуктов для разных индустрий.
Сейчас мы выходим на два рынка: ингредиентов для пищевой промышленности, которые делают продукты более здоровыми и функциональными, и ингредиентов для кормления животных здоровыми продуктами. Хотим бороться с болезнями животных естественным путем, без антибиотиков или каких-либо химических компонентов.
Это более длинный путь, чем тот, который мы прошли с «Кормотехом», ведь это наукоемкий бизнес. Это инвестиция в науку, которая никогда не приносит быстрого результата. Инвестиции в очень быстро развивающийся рынок.
Стратегия Enzym Group на следующие годы
Трансформация в биотехкомпанию – это игра вдолгую. Начали мы ее с создания R&D в 2015 году. Фактически наше видение – мы хотим стать глобальной биотехкомпанией к 2032 году.
Если говорить о более коротких целях, то мы находимся на втором году выполнения определенной стратегии. В 2022 году мы запустили новый завод биотехпродуктов на основе дрожжевой клетки, в этом году вышли с его продуктами на рынок. Оборот нового бизнеса пока составляет небольшую долю. Через год она должна достичь 3%, еще через год – 8%.
Через три года планируем довести оборот от новых продуктов до 30%, а EBITDA – до 50%. Это высокомаржинальные продукты, которые не принесут количественно большого роста, но в оборотах будут оказывать существенное влияние и на маржинальность.
Компания Explogen
Это наш научный стартап, работающий над исследованием генов микроорганизмов. Клиенты этой компании – научно-исследовательские институты, лаборатории при университетах, крупная фарма и компании других индустрий, которые инвестируют в генетику, микробиологию и исследование клеток. Исследуемые технологии помогут корректировать гены для нахождения нужных характеристик для того или иного исследовательского института или фармпроизводителя.
В Explogen работает до 15 ученых. Несколько недель назад этот стартап получил грант немецкого правительства – $2,5 млн на четыре года. Он поможет учиться ученым в этой сфере, но то, что разработает, должно быть коммерциализировано и выведено на рынок. Партнер проекта – Андрей Лужецкий. Его научная лаборатория при Саарбрюкенском университете является партнером нашей R&D лаборатории.
Товары для потребителей
У нас есть бренд дрожжей для хлебопечения «Львовские дрожжи» и дрожжевые флейки. Флейки – популярный суперфуд для здорового питания в США и Европе, на 60% состоящий из протеина. Это функциональный суперфуд, но, кроме того, он вкусный.
Мы ориентировались на международный рынок, но решили попробовать и украинский. Сразу подключились вегетарианцы, для которых это полезный продукт, ведь он дает им белок, который они не получают, не употребляя мяса. Оказалось, что у нас достаточно большая аудитория, заботящаяся о здоровье, которая ищет возможность вкусно и полезно поесть.
Начинали продавать флейки в Instagram, ориентируясь на узкую аудиторию. Но потом получили запрос от «Сильпо», сейчас проводим эксперимент с АТБ. Не знаю, удастся ли там закрепиться, возможно, это все-таки не тот формат, где этот продукт может успешно продаваться, но мы точно видим, что интерес к продукту есть.
Сейчас выходим с этим продуктом на европейский и американский рынки. R&D сделало флейки со спирулиной, на очереди хлорелла и средиземноморские овощи. Несколько партий уже было продано в Европе.
Зачем бизнесу ученые и наука
В нашем конкретном случае R&D было необходимо, ведь для выхода на рынок биотехнологических ингредиентов нужна научная составляющая. Никто не делится технологией производства дрожжевой клетки. Надо разрабатывать самим. В мире есть консультанты, но поскольку наука и этот сегмент как индустрия меняется быстро, знания довольно быстро устаревают. Поэтому нужно разрабатывать внутреннюю экспертизу.
Это не то R&D, в котором можно быстро добиться результата, написать о нем на упаковке, поставить на полку и сразу продать. Это глубокие научные исследования дрожжевой клетки. Составляющие в изготовлении такого продукта исходят из культуры разработанного штамма.
С 2015 года мы инвестировали около €3–4 млн в микробиологическую и генетическую лаборатории, а также в технологический процесс.
Часть продуктов мы отвергаем, потому что R&D – это своего рода научный стартап. Пока находишь самый лучший микроорганизм или технологию, до коммерциализации доходит 10% продуктов.
Годовые результаты и риски экспорта
Для нас 2022–2023 годы были достаточно успешными. Рынок упал на 12–15%, но нам удалось сохранить свои продажи. Результаты 2023-го на 15% лучше прошлогоднего. Выйдем на €47 млн.
Хорошие результаты в этом году получили благодаря экспорту, но в следующем прогнозируем падение. В работе на экспортный рынок есть определенные опасности. Если в Украине мы являемся лидером, то на европейских рынках лидерской доли мы не занимаем. Конкуренция и ценовая борьба там достаточно жесткие.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.