Категория
Компании
Дата

Суперфуд для США и АТБ. Как создать глобальную биотехкомпанию в Украине? Интервью с совладелицей Enzym Group Еленой Вовк

Глава наблюдательного совета Enzym Group Елена Вовк

Глава наблюдательного совета Enzym Group Елена Вовк

Биотехнологическая компания Enzym Group производит дрожжи, натуральные кормовые добавки для животных и разрабатывает инновационные продукты для здорового питания человека. За второй военный год, несмотря на падение рынка, увеличила выручку на 15%. Как ей это удалось, рассказала глава наблюдательного совета Enzym Group Елена Вовк в новом выпуске «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Елена Вовк, 50, родилась во Львове. Окончила Львовский университет им. И. Франко, имеет степень магистра по международному бизнесу и финансам Колумбийского университета. В начале 2000-х вместе с отцом и братом Ростиславом основала компанию по производству кормов для кошек и собак «Кормотех» (бренды Optimeal, Club 4 Paws, «Гав!», «Мяу!») с выручкой более $110 млн.

Ростислав и Елена Вовк в 2023 году победили в номинации «Семейный бизнес» премии Forbes «Предприниматель года».

Основное направление деятельности Елены – семейная биотехкомпания Enzym Group по производству пищевых, кормовых, алкогольных и хлебопекарных решений, в которой она возглавляет наблюдательный совет. Несмотря на то, что рынок во время войны упал на 12–15%, компания улучшила результаты этого года на 15% по сравнению с 2022-м – выручка Enzym Group составит ориентировочно €47 млн.

Как украинским производителям успешно конкурировать на рынке ЕС, в чем преимущества ведения бизнеса с родственниками и когда выручка Enzym Group пересечет отметку в $100 млн?

Специфика семейного бизнеса

Мы бизнес с украинскими корнями, у которого есть амбиции стать глобальным и передавать дело от поколения к поколению.

В 2024 году Enzym Group будет праздновать 30-летие. Фаундером и многолетним лидером компании был наш отец Орест Вовк. «Кормотех» он создал как диверсификационный проект Enzym Group, когда в начале 2000-х годов решил добавить устойчивости бизнесу, инвестировать во что-то с потенциалом роста в Украине и мире. Сейчас «Кормотех» фактически является автономным бизнес-юнитом, которым руководит мой брат Ростислав.

Отказ от позиции CEO

Что касается меня и Enzym Group, то я уже два года не являюсь ее CEO. Отдала должность Андрею Цегелику. Это человек, который вырос в компании. Он точно может лучше управлять всеми операционными процессами, чем я. Это важно признавать и находить сильнее себя людей, которым можно доверять и передавать дела. Андрей доказал, что точно на своем месте со всеми кризисами последних двух лет.

Сейчас я chairwoman – глава наблюдательного совета Enzym Group и фокусируюсь больше на стратегических вопросах. Мы уже не называем себя производителем дрожжей или заводом. Идентифицируем себя как биотехкомпания, которая производит биотехнологические продукты на основе дрожжей и других микроорганизмов.

Поиск новых «кормотехов»

Благодаря биотехнологиям есть ряд потенциальных возможностей. Дрожжи являются, так сказать, микрофабрикой, которая может производить множество продуктов для разных индустрий.

Сейчас мы выходим на два рынка: ингредиентов для пищевой промышленности, которые делают продукты более здоровыми и функциональными, и ингредиентов для кормления животных здоровыми продуктами. Хотим бороться с болезнями животных естественным путем, без антибиотиков или каких-либо химических компонентов.

Это более длинный путь, чем тот, который мы прошли с «Кормотехом», ведь это наукоемкий бизнес. Это инвестиция в науку, которая никогда не приносит быстрого результата. Инвестиции в очень быстро развивающийся рынок.

Стратегия Enzym Group на следующие годы

Трансформация в биотехкомпанию – это игра вдолгую. Начали мы ее с создания R&D в 2015 году. Фактически наше видение – мы хотим стать глобальной биотехкомпанией к 2032 году.

Если говорить о более коротких целях, то мы находимся на втором году выполнения определенной стратегии. В 2022 году мы запустили новый завод биотехпродуктов на основе дрожжевой клетки, в этом году вышли с его продуктами на рынок. Оборот нового бизнеса пока составляет небольшую долю. Через год она должна достичь 3%, еще через год – 8%.

Через три года планируем довести оборот от новых продуктов до 30%, а EBITDA – до 50%. Это высокомаржинальные продукты, которые не принесут количественно большого роста, но в оборотах будут оказывать существенное влияние и на маржинальность.

Компания Explogen

Это наш научный стартап, работающий над исследованием генов микроорганизмов. Клиенты этой компании – научно-исследовательские институты, лаборатории при университетах, крупная фарма и компании других индустрий, которые инвестируют в генетику, микробиологию и исследование клеток. Исследуемые технологии помогут корректировать гены для нахождения нужных характеристик для того или иного исследовательского института или фармпроизводителя.

В Explogen работает до 15 ученых. Несколько недель назад этот стартап получил грант немецкого правительства – $2,5 млн на четыре года. Он поможет учиться ученым в этой сфере, но то, что разработает, должно быть коммерциализировано и выведено на рынок. Партнер проекта – Андрей Лужецкий. Его научная лаборатория при Саарбрюкенском университете является партнером нашей R&D лаборатории.

Товары для потребителей

У нас есть бренд дрожжей для хлебопечения «Львовские дрожжи» и дрожжевые флейки. Флейки – популярный суперфуд для здорового питания в США и Европе, на 60% состоящий из протеина. Это функциональный суперфуд, но, кроме того, он вкусный.

Мы ориентировались на международный рынок, но решили попробовать и украинский. Сразу подключились вегетарианцы, для которых это полезный продукт, ведь он дает им белок, который они не получают, не употребляя мяса. Оказалось, что у нас достаточно большая аудитория, заботящаяся о здоровье, которая ищет возможность вкусно и полезно поесть.

Начинали продавать флейки в Instagram, ориентируясь на узкую аудиторию. Но потом получили запрос от «Сильпо», сейчас проводим эксперимент с АТБ. Не знаю, удастся ли там закрепиться, возможно, это все-таки не тот формат, где этот продукт может успешно продаваться, но мы точно видим, что интерес к продукту есть.

Сейчас выходим с этим продуктом на европейский и американский рынки. R&D сделало флейки со спирулиной, на очереди хлорелла и средиземноморские овощи. Несколько партий уже было продано в Европе.

Зачем бизнесу ученые и наука

В нашем конкретном случае R&D было необходимо, ведь для выхода на рынок биотехнологических ингредиентов нужна научная составляющая. Никто не делится технологией производства дрожжевой клетки. Надо разрабатывать самим. В мире есть консультанты, но поскольку наука и этот сегмент как индустрия меняется быстро, знания довольно быстро устаревают. Поэтому нужно разрабатывать внутреннюю экспертизу.

Это не то R&D, в котором можно быстро добиться результата, написать о нем на упаковке, поставить на полку и сразу продать. Это глубокие научные исследования дрожжевой клетки. Составляющие в изготовлении такого продукта исходят из культуры разработанного штамма.

С 2015 года мы инвестировали около €3–4 млн в микробиологическую и генетическую лаборатории, а также в технологический процесс.

Часть продуктов мы отвергаем, потому что R&D – это своего рода научный стартап. Пока находишь самый лучший микроорганизм или технологию, до коммерциализации доходит 10% продуктов.

Годовые результаты и риски экспорта

Для нас 2022–2023 годы были достаточно успешными. Рынок упал на 12–15%, но нам удалось сохранить свои продажи. Результаты 2023-го на 15% лучше прошлогоднего. Выйдем на €47 млн.

Хорошие результаты в этом году получили благодаря экспорту, но в следующем прогнозируем падение. В работе на экспортный рынок есть определенные опасности. Если в Украине мы являемся лидером, то на европейских рынках лидерской доли мы не занимаем. Конкуренция и ценовая борьба там достаточно жесткие.

Суперфуд для США и АТБ. Как создать глобальную биотехкомпанию в Украине? Интервью с совладелицей Enzym Group Еленой Вовк /Фото 1
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине