В кинотеатрах 16 ноября вышел «Первый код» – полуторачасовая документальная драма об украинском IТ, где снимались представители крупнейших IT-компаний Украины. Создатели фильма уже потратили $800 000 на ленту и договариваются о показе на стриминговых площадках Amazon и Apple TV. Своими впечатлениями делятся айтишники SoftServe и Ciklum, маркетинг-директор Megogo и сам продюсер.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Герои «Первого кода» – министр цифровой трансформации Михаил Федоров, президент крупнейшей IT-компании SoftServe Тарас Кицмей, вице-президент EPAM Юрий Антонюк, основатель стартапа 3DLOOK Вадим Роговский, основатель Netpeak Group Артем Бородатюк, соучредитель и CTO Uklon Виталий Дятленко, сооснователь и CEO Sigma Software Валерий Красовский и другие.
Фильм рассказывает историю становления украинского IT с 1950-х и работу кибервойска после начала полномасштабного вторжения. Ленту снимал режиссер-постановщик Артур Лерман, для которого это третья работа.
«Мы сейчас самый кассовый художественно-документальный фильм», – говорит продюсер, инвестор картины и президент EASE Владислав Савченко. Если сравнивать сборы с другим документальным фильмом – «20 дней в Мариуполе», то «Первый код» превысил их на 83%, сообщает пресс-служба со ссылкой на данные дистрибьютора B&H Film Distribution.
Общую сумму сборов за первый уик-энд команда не раскрывает. Например, в сети кинотеатров Multiplex за выходные ленту просмотрело почти 1800 зрителей, сборы – около 351 300 грн, говорит CEO сети Роман Романчук. В общей сложности фильм покажут в 121 кинотеатре Украины.
Савченко уже потратил на фильм примерно $780 000–800 000. «Вместе с маркетингом, адаптациями и запуском на стримингах уложимся в $1 млн», – говорит он и добавляет, что в украинском прокате фильм не окупится. Показать фильм планируют еще в Латвии, Литве и Польше.
Также команда договаривается о показе на стриминговых площадках Amazon и Apple TV. По словам Савченко, есть еще предложение американского Roku. «Все договоренности на основе pay-per-view, то есть все стороны будут заинтересованы в продвижении и просмотрах», – добавляет он.
Однако первое право на стриминг «Первого кода» получит одна из украинских платформ, добавляет продюсер, не называя компанию. Причина – процесс финализации сделки. Что о фильме думают зрители и сам продюсер?
Александр Савченко, solutioning director в Ciklum
Понравилось, как показано мощное воздействие IT-специалистов на экономику Украины и их вклад в кибервойну во время полномасштабного вторжения. В кино показана история зарождения индустрии, роль, которую IT играет в Украине сейчас, а также влияние на развитие государства в целом. Если смотреть на «Первый код» сквозь призму зарождения любой индустрии, то в фильме точно продемонстрировано, как IT-сектор набирал обороты в мире и несколько позже в Украине.
Сначала инженеры объединялись вокруг общих интересов, чтобы выполнять проекты для заказчиков и делать продукты, которые затем сами интегрировали. Все начиналось с коллабораций людей, которые знали друг друга, были нацелены на сотрудничество и обмен опытом. Именно благодаря готовности помогать друг другу образовалось мощное движение, из которого и зародилась IT-отрасль.
Спойлер: в ленте есть замечательный пример, иллюстрирующий, как работает украинское IT-сообщество. Когда одной компании понадобились программисты, чтобы очень быстро закончить проект, они обратились за помощью в другую компанию, которая пошла навстречу и предоставила ресурсы. Это свидетельствует, что большое IT-сообщество открыто к сотрудничеству и нацелено на развитие и взаимопомощь, а не на конкуренцию.
Мне не хватило в картине демонстрации масштаба отрасли в глобальном контексте и ее влияния на международные бизнесы. К примеру, как за последние 10 лет эволюционировали украинские IT-компании, как они сотрудничают со всемирно известными гигантами, прокладывают путь в использовании новейших технологий и делают это успешно. Однако радуюсь, что достаточно внимания уделили украинским стартапам. Часто именно они становятся визитной карточкой Украины на мировом рынке технологий.
Валерия Толочина, маркетинг-директор Megogo
Команда фильма поставила перед собой очень объемную задачу – за 96 минут рассказать всю историю становления украинской IT-отрасли, что в таком тайминге можно сделать только без глубокого погружения в тему. Часть о киберармии, на мой взгляд, удалась лучше всего. Пока идет война и раскрывать все подробности опасно, именно такой эмоциональный, героизированный и немного агитационный формат уместен, поскольку одна из задач искусства – вдохновлять в самых сложных жизненных обстоятельствах.
Могу с уверенностью сказать, что кадры об успехах украинского кибервойска нашли отклик у зрителей в зале, чему способствовал высокий технический уровень реализации: качественная картинка, хорошая работа оператора, интересная компьютерная графика. Отдельно хочу выделить локации съемок и реквизит – узнаваемые корпуса украинских университетов, библиотеки и ретро-компьютеры – создали правильную атмосферу и вызвали ностальгические воспоминания.
Однако некоторые моменты лично меня огорчили. Например, когда вместо руководителей ведущих IT-компаний (а это без преувеличения интеллектуальная элита страны) в фильме говорят актеры дубляжа, это выглядит как минимум странно. Процитирую одного из зрителей премьеры: «Не нужно быть гением, чтобы выучить несколько фраз на украинском для фильма – все бы услышали настоящие голоса героев индустрии». Уверена, на это были причины, просто не все их поняли.
Очень люблю жанр интервью, потому на них возлагала особые надежды. К сожалению, не все они оправдались. Но это жизнь и вкусы у всех разные, даже гениальные картины и легендарных режиссеров критикуют.
Александр Витер, старший разработчик программного обеспечения SoftServe
На прошлой неделе SoftServe проводил розыгрыш билетов среди сотрудников. Я выиграл и пошел с семьей в кино на выходные. Фильм однозначно достоин просмотра. Он интересен и для IT-специалистов, и для людей, далеких от IT, но интересующихся сферой и историей ее развития.
В фильме есть шутки, которые поднимают настроение, описание печальных событий. При этом я не увидел проблемы с перегрузкой диалогов специфическими IT-терминами, непонятными никому, кроме айтишников. Фильм оцениваю на твердую восьмерку из 10.
Но есть моменты, которые хотелось бы видеть по-другому. К примеру, фильм начинается с описания событий 2022–2023 годов и кибервойны, а потом прыгает в прошлое и начинается описание в хронологическом порядке. Хотелось бы сначала увидеть именно «начало зарождения IT», чтобы дальше нас подвели под современные события и кибервойну.
Кроме того, некоторые интересные истории из 90-х и начала 2000-х недостаточно раскрыты и рассказаны весьма поверхностно. Фильм длится всего полтора часа. Возможно, если бы дольше, было бы достаточно экранного времени, чтобы добавить недостающие детали.
Владислав Савченко, продюсер «Первого кода» и президент EASE
Важно почувствовать, как росла IT-индустрия. Она росла не благодаря чему-то, а вопреки. Люди просто пробовали выживать. Сейчас у нас очень похожая ситуация. Такое кино помогает украинцам объединяться. К примеру, в нашем фильме мы смогли примирить конкурентов в виде аутсорсинга, аутстафинга и продуктовых компаний. Это одна большая семья, которая, объединившись, может добиться большего.
Первая задача проекта – продвижение украинскости внутри страны. Второе – продвижение украинских айтишников в Европе, Америке и Азии. Мы должны продвигать правильный месседж о том, кто мы такие и чего стоим. Сейчас в мире об Украине знают разве что о Зеленском, Шевченко, Кличко и Чернобыле.
Речь идет также о продвижении бизнес-части, чтобы в Украину инвестировали и строили здесь компании, нанимали людей и т.д. Это очень качественная пропаганда здорового человека о здоровых украинцах.
Разумеется, мы не смогли не высмеять россиян с балалайкой и водкой. Надо отвечать на десятки лет репутационного ущерба, который нам нанесли россияне на международной арене.
Что можно было сделать в фильме лучше? Конечно, стоило бы сделать его полностью художественным. Основной идеей было сохранить документальную нотку. Поэтому мы сделали микс. Лучше воспринимаются игровые сцены и художественная лента.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.