ШІ-стартап Afresh /Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Супермаркеты в США выбрасывали ежегодно продуктов на $28 млрд, пока не появился ИИ-стартап Afresh. Как его приложение помогает уже 3300 магазинам не терять прибыль

4 хв читання

Ежегодно испорченные продукты обходятся магазинам и супермаркетам в $28 млрд. Фото Shutterstock

Магазины склонны заказывать больше товаров, поэтому выбрасывают 5–6% свежих продуктов, которые не раскупили клиенты. Результат такого менеджерирования закупок – $28 млрд убытков ежегодно. Этот факт подтолкнул Мэтта Шварца основать в 2017 году стартап Afresh. Его приложение на основе искусственного интеллекта помогает магазинам и супермаркетам в США поставить этот процесс на новые рельсы.

Сеть супермаркетов Albertsons хочет продавать свежую малину. Не раздавленную, заплесневевшую или такую, что через день после покупки испортится. Но это не так-то просто сделать.

Раньше директора магазинов могли полагаться только на собственные догадки, сколько и какого товара следует заказать. Если слишком мало, клиент пойдет домой с пустыми руками. Если слишком много, товар задерживается на полках и портится.

«Раньше заказ товара делали вручную, и была высокая вероятность неправильно оценить, что именно захотят приобрести покупатели или какой объем заказа», – объяснила Сьюзен Лонг, директор по экологичности в Albertsons.

Albertsons – одна из самых крупных продуктовых сетей в США с $78 млрд годовой выручки. В прошлом году она начала использовать программу на основе искусственного интеллекта от стартапа Afresh Technologies, чтобы прогнозировать спрос на скоропортящиеся товары и в соответствии с этим делать заказ. Теперь магазины сети делают заказ, например, бананов или салатного перца, чаще, но в меньших объемах.

«Мы стараемся сделать так, чтобы полки магазинов были полными, а склады – пустыми до прихода следующего грузовика с товаром», – объясняет гендиректор Afresh Мэтт Шварц.

Стартап Afresh был основан в Сан-Франциско в 2017 году. По оценке Forbes, его выручка в прошлом году составила менее $10 млн. Немного, но бизнес растет.

Благодаря $150 млн капитальных инвестиций от Spark Capital, Insight Partners и других ведущих венчурных фирм Afresh смог установить свою программу в 3300 магазинах нескольких сетей в США, среди которых Albertsons (составляют большинство клиентов Afresh), WinCo Foods и Save Mart.

Работники супермаркетов заполняют вопросник в своих айпедах, отмечая количество брокколи или помидоров, которые остались на полках. После этого система выдает автоматизированное предложение объема следующего заказа.

Все больше продуктовых магазинов использует технологию такого типа, чтобы уменьшить количество продуктов (необработанных овощей, фруктов, мяса и рыбы), которые вследствие того, что их не раскупили, приходится выбрасывать. Согласно данным некоммерческой организации ReFED, отслеживающей пищевые отходы, ежегодно испорченные продукты обходятся магазинам и супермаркетам в $28 млрд.

По словам Шварца, из-за того, что магазины склонны заказывать больше, а не меньше, они выбрасывают 5–6% свежих продуктов. В категории готовой пищи цифры могут быть вдвое выше. Это не только плохо для экологии, но и для бизнеса: выброшенный товар – это потерянные продажи и прибыль.

Технологии помогают и экологии, и бизнесу

Afresh говорит, что ее клиенты обычно сокращают количество испорченных продуктов на четверть, что может помочь поднять операционную маржу в категории «продовольственные продукты» на 40%. А это десятки, если не сотни, миллионов долларов доходов.

Это хорошая новость для супермаркетов, в которых очень небольшая маржа, особенно сейчас, когда цены на продукты постоянно растут. Albertsons, недавно объявившая о планах слияния с Kroger, в прошлом году ввела программу от Afresh в 2200 своих магазинах.

«Если с помощью этой программы можно поднять на несколько пунктов валовую маржу и при этом не повышать цены, это огромное преимущество», – отметил Уолтер Робб, бывший гендиректор сети Whole Foods, инвестировавший в Afresh.

«Мы стараемся сделать так, чтобы полки магазинов были заполненными, а склады – пустыми до прихода следующего грузовика с товаром», – объясняет гендиректор Afresh Мэтт Шварц.

«Мы стараемся сделать так, чтобы полки магазинов были заполненными, а склады – пустыми до прихода следующего грузовика с товаром», – объясняет гендиректор Afresh Мэтт Шварц. Фото Afresh

Чтобы помогать с заказами, программа компании анализирует большие объемы данных и делает соответствующие прогнозы лучше любого человека. Она принимает во внимание историю продаж конкретного товара за последние несколько лет, учитывая данные ежедневных продаж. Также программа включает все, что может повлиять на спрос, например будущие акции в магазине, погода, праздники и день, когда люди получают государственные продуктовые купоны (США).

Благодаря такой программе фрукты и овощи не залеживаются на полках. Так, миннесотская сеть Cub, которая имеет 100 магазинов, на 7% быстрее заказывает и распродает товары. Кроме того, ритейлер зафиксировал 2,5% роста продаж, что немало.

«Не забывайте, что в ритейле главное – обеспечить правильный продукт по правильной цене в правильное время, – говорит Робб. – Этот инструмент помогает достичь этих трех факторов».

Особенно это касается отдела свежих продуктов, наиболее привлекающих покупателей и влияющих на повторные визиты. Совершенствование качества и выбора свежих продуктов является главным приоритетом для Albertsons, считающей, что именно благодаря этой категории товаров ей удастся увеличить продажи и отобрать долю конкурентов на рынке.

Шварц, 33, бывший консультант Bain со стенфордским дипломом магистра делового администрирования, основал Afresh шесть лет назад. Идея компании родилась тогда, когда он узнал, сколько нераспроданных свежих продуктов супермаркеты выбрасывают на помойку, а технологий, которые решали бы эту проблему, нет.

Шварц всегда был помешан на здоровье: он практикует интервальное голодание и составляет планы питания и спортивных занятий для друзей. В начале карьеры поработал в компании Simple Mills, производящей крекеры, печенье и другие снеки из альтернативных продуктов, таких как миндальная мука и кокосовый сахар.

Каждый отдел магазина платит Afresh сотни долларов в месяц за использование программы компании. Afresh сообщила, что за все время работы благодаря ей не попали на помойку 19,5 млн кг еды.

«Эта технология одна из немногих в своем роде, действительно показывающая неплохие результаты», – сказала Дана Гундерс, исполнительный директор ReFED.

Фото слева: так выглядел склад одного из овощных магазинов до того, как начали использовать Afresh. Фото справа: после использования ИИ-стартапа Afresh. Фото Afresh

Фото слева: так выглядел склад одного из овощных магазинов до того, как начали использовать Afresh. Фото справа: после использования ИИ-стартапа Afresh. Фото Afresh

Согласно оценке Pacific Coast Collaborative, американской правительственной инициативы по уменьшению парниковых газов, заказ с помощью программ на основе ИИ выбирают все больше магазинов. Это позволит вполовину уменьшить пищевые отходы магазинов к 2030 году.

Такие программы также предлагают другие компании, например, Shelf Engine, услугами которой пользуется сеть Kroger.

Afresh удается привлечь все большее количество клиентов. В этом году на ее услуги подписались еще 7500 отделов, в том числе те, которые ранее не пользовались программой компании. Среди новых подписчиков – отделы свежего мяса, морепродуктов, мясной нарезки и готовых блюд. Кроме того, Afresh предлагает новые инструменты для магазинов. Например, помогающий работникам делать ежемесячную инвентаризацию.

По словам Шварца, компания сегодня помогает заказывать десятую часть всех пищевых продуктов, которые продаются в США. «Вскоре мы планируем не давать попадать на свалку более 45 млн кг еды каждый год», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд