Корпорацию Марка Цукерберга Meta обвиняют в жестких правилах модерации сообщений о войне. Спустя год полномасштабного вторжения украинские волонтеры и блогеры регулярно попадают в блок. Теперь пользователям Facebook будут объяснять причины блокировки, но дает ли это преимущество на информационном фронте?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Люди будут лучше понимать нашу политику и причины удаления своих сообщений, а потом потенциально смогут исправить свое поведение», – говорит Forbes Ричард Лаппин, руководитель отдела Meta, отвечающий за политику органического контента в регионе EMEA.
Компания усовершенствовала систему модерации сообщений в соцсети Facebook – теперь в случае блокировки она будет более подробно объяснять причины. Нововведение не касается другой сети Meta – Instagram. «Я не уверен, будет ли это реализовано в Instagram, – комментирует Лаппин. – Но как общая тенденция, это то, к чему мы, безусловно, стремимся».
Что изменила Meta
В июле Forbes опрашивал украинских предпринимателей, регулярно попадавших в теневой бан. Они сетовали, что Facebook блокирует без разбора и причины. «Это новая цифровая диктатура, – говорил Forbes Евгений Черняк. – И больше всего в этой ситуации беспокоит, что ты разговариваешь с искусственным интеллектом».
Для украинцев соцсети стали не только оружием на информационном фронте, но и платформой фандрейзинга на нужды ВСУ. Пользователи Facebook и Instagram задонатили почти $70 млн некоммерческим организациям, оказывающим гуманитарную поддержку Украине, говорится в блоге Meta. Цифра будет гораздо больше, если учесть сотни мелких ежедневных сборов.
Постоянные блокировки затрудняют фандрейзинг, так как после блокировок охват падает. Стандарты Meta хоть и публичны, но довольно обще описывают правила поведения в соцсети. Подробнее поделиться ими просил министр цифровой трансформации Михаил Федоров в публичном письме к компании в июле.
Нестандартные «стандарты» модерации неформально распространяются между блогерами в закрытых чатах, говорит основатель инфлюэнсер-агентства WhyNot? Enot Евгений Таллер. «Все держится на уровне догадок и собственного опыта», – говорит он.
23 февраля компания заявила, что будет более подробно объяснять причины удаления контента для пользователей Facebook, которым пользуются 13,2 млн украинцев. Это эффективнее будет предотвращать нарушения, чем немедленная блокировка пользователя, говорится в блоге Meta. Постоянных нарушителей после седьмого замечания от Facebook будут блокировать.
«Будет лучше, – лаконично комментирует изменения советник Федорова Антон Мельник, отвечающий за коммуникацию с Meta. – Публично будет написано, за что блок и бан». История станет более прозрачной для пользователя, соглашается Таллер.
«Миша (Федоров. – Forbes) встретился с Ником Клеггом и, очевидно, показал ему примеры и попросил исправить», – говорит один из владельцев украинской IТ-компании, не захотевший называть свое имя. Он общался с топ-менеджерами Meta и уверяет, что они «очень проукраинские».
Почему новые правила не так уж революционны
После январской встречи с Клеггом в Давосе Федоров сообщил, что Facebook и Instagram перестанут блокировать контент о полке «Азов» и разблокируют сотни аккаунтов украинских военных. «После той новости было большее ощущение, что политика Meta меняется, – говорит Таллер. – А объяснение блокировок глобально не меняет ничего». Почему к решению Meta относятся скептически?
Таргет соцсети направлен на нарушителей, не осознающих своей вины. «У людей будет возможность изменить то, как они пользуются нашими услугами, – говорит Лаппин. – Строгие ограничения будут накладываться тогда, когда у нас будет большая уверенность, что пользователь намеренно постоянно нарушает наши правила».
Поэтому решение Meta не дает украинцам стратегических преимуществ на информационном фронте. «Они же не меняют алгоритмы так, чтобы дать возможность освещать войну в Украине, – говорит Таллер. – Инфлюэнсеры будут просто избегать тем, за которые Facebook их уже детально отчитал».
Более чем через год пользователи соцсетей научились обходить триггерные для алгоритмов слова вроде «русня». Их пишут кириллицей, заменяют одну из букв любым символом и т.п.
В настоящее время в материнской компании Facebook и Instagram 15 000 рецензентов контента, с украинским работают украинские модераторы, сообщала ранее Meta в ответ на запрос Forbes. Однако этого оказалось недостаточно. В июле 2022 года каждое второе обращение на линию по цифровой безопасности сервиса Nadiyno относилось к категории «соцсети». По состоянию на февраль 2023 года таких запросов 13%, говорит консультант по цифровым технологиям Nadiyno Виталий Мороз.
«Несколько месяцев назад ко мне чаще обращались и просили контакты людей, который могут разблокировать страницы», – подтверждает Таллер.
Несмотря на затишье, с начала полномасштабной войны Meta так и не удалось наладить модерацию украинского сегмента. «Это действительно сложная ситуация, когда мы имеем дело с конфликтом, – говорит Ричард Лаппин из Meta. – Понимание контекста событий имеет решающее значение для надлежащего применения нашей политики».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.