Стартап World, считывающий радужную оболочку глаза для создания цифровой идентичности и криптотранзакций, вышел на рынок США, несмотря на юридические ограничения, критику сбора биометрики и запрет в ряде стран. Компания Сэма Альтмана теперь расширяет свое влияние: от дебетовой карты с бесплатной подпиской ChatGPT Plus до коллаборации с Tinder в Японии. Wired и WSJ проследили путь World от проникновения на рынок Европы до открытия физических магазинов в стиле Apple Store в США.
Оформлюйте передплату на 6 номерів Forbes Ukraine зі змістовними інтерв’ю, рейтингами та аналітикою, тепер зі знижкою 50%.
Стартап Сэма Альтмана World, сканирующий радужку глаза для идентификации личности, с 1 мая начал работать в США, а уже в следующем году обещает выпустить новый гаджет — что-то вроде смартфона. В планах компании также — дебетовая карта под брендом World и создание «суперприложения» с множеством функций, подобного тому, что мечтал реализовать Илон Маск.
Платформа идентифицирует интернет-пользователей с помощью специального устройства Orb. Пользователи сначала загружают на смартфон приложение-кошелек, создающее цифровую идентичность под названием World ID. Чтобы пройти верификацию, они должны воспользоваться физическим устройством в форме шара Orb, которое с помощью сенсоров «проверяет человеческую природу и уникальность». Впоследствии ID можно использовать для верификации в различных сервисах, прежде всего для транзакций в криптовалюте.
Этот продукт в 2019 году создала венчурная компания Tools for Humanity, которую основали CEO OpenAI Сэм Альтман, немецкий исследователь физики Алекс Блания и впоследствии покинувший компанию инвестор Макс Новендштерн. Идея стартапа – доказать, что ты настоящий человек в цифровом мире, где все больше контента генерирует ИИ.
Альтман говорит, что рост фейков из-за развития генеративных моделей – реальная угроза, а World – его попытка ответить на этот вызов.
Проект впервые запустили за пределами США в 2023 году при администрации Джо Байдена, пишет WSJ. Но выход на американский рынок проходит на фоне поддержки цифровых активов со стороны администрации Дональда Трампа.
На презентации 30 апреля 2025 года в Сан-Франциско команда анонсировала ряд новинок: компактную версию устройства в форме шара Orb для сканирования глаза, запуск дебетовой карты World с поддержкой Visa, а также новый гаджет, похожий на функции смартфона. Это часть масштабной стратегии по превращению World в суперприложение, сочетающее цифровую идентичность, финансы и ИИ-функциональность, пишет Wired.
Проблемы с законом
С самого старта проект попал под шквал критики как из-за технических трудностей, так и из-за этических вопросов. Он обвиняется в чрезмерном сборе биометрических данных. В Бразилии и Гонконге Worldcoin или отдельные его функции были запрещены. В Кении, Португалии и Испании вводились временные ограничения после его запуска. В Кении запрет действовал в течение года, поскольку парламентская комиссия обнаружила, что компания нарушила законодательство об обработке персональных данных.
Но это не остановило команду World выйти на американский рынок. В США венчурная компания Tools for Humanity откроет шесть фирменных магазинов в стиле Apple Store, в том числе в Сан-Франциско, где состоялась презентация продуктов World. Orb-сканеры также появятся в продаже в магазинах сети Razer, а затем – в кафе и кампусах университетов.
К концу года по США будет размещено 7500 устройств, по прогнозам компании. В перспективе Orb Mini, портативная версия устройства с двумя камерами должна позволить идентификацию буквально на ходу.
Соучредитель World Алекс Блания на презентации продуктов компании в Сан-Франциско. Фото Getty Images
Коллаборации и бонусы от верификации
Еще один элемент стратегии масштабирования стартапа – дебетовая карта World, которую анонсировали в партнерстве с Visa. Она должна соединить фиатную валюту с криптотокенами World, которые раздавали бесплатно в обмен на добровольное сканирование глаза. Этой картой можно будет рассчитаться в любом принимающем Visa магазине. Компания обещает бонусы за пользование картой, в частности, подписку на ChatGPT Plus. Но в официальном релизе ее дважды назвали «предложенным» продуктом, а компания пока не объяснила, что это значит.
Мобильное приложение-кошелек World также обновляется. Теперь он будет поддерживать больше транзакций, будет работать со стейблкоинами и позволит оплачивать покупки через финтех-компанию Stripe. В приложении также доступны посторонние миниприложения, позволяющие использовать подтвержденную идентификацию для игр типа Wordle, в которую можно играть против других верифицированных пользователей. Также World предоставит доступ через верификацию к финбирже и рынку прогнозов Kalshi.
На презентации стартапа объявили и о сотрудничестве с Match Group – компанией, которой принадлежит Tinder. В пределах пилотного проекта в Японии пользователи Tinder смогут верифицировать свое лицо через World. Главная цель остается неизменной – борьба с фейками и жуликами в дейтинг-сервисах.
Как и во многих других кейсах использования World, для этого пользователю нужно не только загрузить приложение, но и предоставить биометрические данные для официальной верификации. После сканирования радужки через устройство Orb приложение сообщает, что персональные данные удалены из самого устройства.
Соучредители World Сэм Альтман, Алекс Блания и инвестор Спенсер Раскоф на презентации новых продуктов компании в Сан-Франциско. Фото Getty Images
Большие амбиции и ограниченная юрисдикция
На март 2025 года Worldcoin уже привлек $240 млн инвестиций от гигантов венчурного рынка, в частности Andreessen Horowitz, Bain Capital, Coinbase Ventures, а также от частных лиц, среди которых соучредитель LinkedIn Рейд Гоффман и основатель биржи FTX Сэм Бенкман-Фрид которого приговорили к 25 годам тюрьмы за многомиллиардное мошенничество.
За последние шесть месяцев количество пользователей платформы удвоилось и достигло 26 млн. Из них примерно 12 млн, по разным данным, уже прошли верификацию через Orb. Компания планирует выйти на прибыльность к концу 2025 года через комиссии приложений, получающих выгоду от проверенной идентичности пользователей.
Даже несмотря на выход на американский рынок, проект сталкивается с препятствиями. В примечаниях к пресс-релизу отмечено, что World «недоступен для распространения через приложение World для людей, компаний или организаций, являющихся резидентами, которые расположены или зарегистрированы в штате Нью-Йорк или других ограниченных юрисдикциях». Это вызывает вопросы, учитывая амбициозные заявления стартапа о глобальной инклюзии.



Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.