С ноября пользователи мессенджеров получают уведомления с иностранных номеров с предложениями по поводу подработки. Это оказалось новой мошеннической схемой по выманиванию денег. Как банки с нею борются?
«Мы ищем людей на неполный рабочий день – все, что вам нужно сделать, это лайкнуть видео TikTok», – рассылки с подобными предложениями по подработке массово получают украинцы в мессенджерах Telegram и WhatsApp. Людям предлагают лайкать видео в TikTok и Youtube, оценивать рестораны и отели в Google Maps, а взамен получить легкий заработок в 600-1500 грн в день.
Рассылка производится с номеров США и стран Азии и Африки, говорит главный специалист отдела коммуникаций Киберполиции Артем Олещенко. Авторы сообщений сразу просят реквизиты банковской карты и присылают 50-150 грн за первые выполненные задачи, описывает работу схемы заместитель председателя ПриватБанка по вопросам управления рисками Лариса Чернышева.
После нескольких удачных транзакций мошенники предлагают перечислить им от нескольких сотен до десятков тысяч гривен, которые обещают вернуть быстро и с процентами. «Когда пользователь сделал перевод, мошенники прекращают общаться с жертвой и блокируют ее в мессенджерах», – говорит Чернышева.
Как банки борются с новым видом кибермошенничества?
Масштабы схемы
Предложение о заработке – сейчас одна из популярнейших схем выманивания денег, объясняет руководитель отдела кибербезопасности украинского частного банка на правах анонимности, поскольку не уполномочен комментировать тему публично. «Мы едва успеваем предупреждать наших пользователей об этом виде мошенничества», – говорит он.
Эта схема активизировалась в октябре–ноябре, но пик еще не пройден, признает он. «Мошенники обычно наращивают свою активность ближе к Новому году», – добавляет собеседник.
Доля обращений клиентов в государственный ПриватБанк, который на конец июля этого года имел 49 млн выданных карт, по этому виду мошенничества составляет около 7% от всех обращений по мошенникам, говорит Чернышева. Медианная сумма потерь клиентов госбанка – 25 000 грн.
У второго по количеству выданных карт банка, monobank, от мошеннической схемы пострадали около 3000 клиентов по итогам ноября, написал соучредитель проекта Олег Гороховский в своем Telegram 2 декабря. Клиенты mono потеряли 65 млн грн, добавил Гороховский. То есть в среднем каждый человек «попался» на сумму чуть более 21 000 грн.
Количество жертв может быть больше, предполагает Гороховский. «Это цифры по заявленному мошенничеству, – говорит Forbes банкир. – Есть предположение, что более половины клиентов стесняются рассказать о том, что они так попались на крючок».
Руководитель направления кредитных карт А-Банка Евгений Зайченко отказался предоставлять данные о масштабах мошеннической схемы. Государственный Ощадбанк и частные ПУМБ и Райффайзен Банк отказались комментировать ситуацию с этим типом мошенничества.
Как банки борются с новой схемой мошенничества
Когда один-два клиента переводят средства и затем обращаются в службу поддержки с жалобой на мошенничество – банк уже понимает закономерность и блокирует счета, рассказывает руководитель отдела кибербезопасности одного из украинских банков. Также банки мониторят ситуацию по суммам переводов – повторяющиеся стандартные суммы могут ставить на мониторинг.
Однако мошенники научились обходить такие меры. Они привлекают других жертв как посредников и «пропускают» через них деньги, говорит он. «Люди не понимают, какие к ним могут быть вопросы, потому что они просто перечислили средства или сняли их в банкомате и отдали, получив за это небольшую комиссию», – добавляет руководитель отдела.
Деньги засчитываются как платеж с карты другого человека, объясняет Чернышева из ПриватБанка. «В таком случае жертва становится соучастником пирамиды, а когда организатор прекращает коммуникации, претензия остается к получателю средств, который по факту является такой же жертвой мошенников», – отмечает представитель госбанка.
В monobank схема закодирована в обращениях в поддержку как заработок в интернете. Банку удается выявлять и предотвращать более 70% таких попыток, говорится в посте Гороховского. Государственный ПриватБанк останавливает 76% попыток мошенничества по платежам, направленным на «вероятный заработок», говорит Чернышева.
Чтобы спасти средства клиентов, в mono анализируют нетипичную активность для карточек и паттерны поведения мошенников, говорит Гороховский. «У нас накоплено достаточно большое количество клиентов, заявивших о том, что они стали жертвами», – признает банкир. На этой базе необанк построил модели, которые отлавливают нетипичную активность, останавливают операции и просят у клиента дополнительные подтверждения, что он делает их сознательно.
А-банк также анализирует каждый клиентский платеж. «Если нужно, мы его останавливаем и объясняем клиентами, что операция может быть мошеннической», – говорит руководитель направления кредитных карт А-Банка Евгений Зайченко.
Однако иногда клиенты отправляют деньги мошенникам даже после блокирования платежей по системе мониторинга банка и разъяснения, что средства не вернутся, отмечает Чернышева. Они отправляют деньги либо на другой счет, либо на другой платформе, либо в приложениях других банков. Почему люди «клюют» на схему?
«Схема предлагает людям подработку в ситуации, когда в стране мало работы из-за войны», – комментирует руководитель отдела кибербезопасности одного из украинских банков. В Украине насчитывается 97 300 зарегистрированных безработных на конец октября 2023 года, говорится в данных НБУ. Потребность работодателей в сотрудниках почти вдвое меньше – 55 400.
«Люди верят в Деда Мороза, который принесет им деньги. Это не от хорошей жизни», – соглашается Зайченко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.