Setanta Sports в свое время конкурировал со Sky в Великобритании, соревнуясь на рынке платного спортивного телеконтента. Сейчас с новыми владельцами из Грузии пытается завоевать украинское спортивное телевидение, конкурируя с Megogo, Сукрисом и Коломойским. Реально ли сделать просмотр спорта в Украине платным?
К моменту закрытия всех телеканалов, входивших в «Медиа Группу Украина» Рината Ахметова, ее спортивная часть «Футбол 1/2/3» почти потеряла статус главного футбольного вещателя страны. В течение 2019–2021 годов она осталась без прав на показ Английской премьер-лиги (АПЛ), Лиги чемпионов и других еврокубков, чемпионатов Испании и Германии.
Сейчас все эти турниры, а также другие спортивные события мирового уровня и даже Украинскую футбольную премьер-лигу (УПЛ) показывают ресурсы, которых еще шесть лет назад не существовало на карте украинского спортивного телевидения – Setanta Sports и Megogo. Первый – международный телеканал, превращающийся в стриминговую платформу. Второй – чисто интернет-ресурс, которого никогда не было в периметре классического ТВ в Украине.
Ключевое отличие обоих «Футболов» Ахметова или их давнего конкурента – группы «1+1» Игоря Суркиса и Игоря Коломойского – Setanta и Megogo предлагают исключительно платный доступ к просмотру спортивных трансляций.
Это уже приводит к конфликтам. Именно футбольные клубы УПЛ с орбиты Суркиса и Коломойского не признали Setanta владельцем прав на трансляции их домашних матчей. Их пока транслируют ресурсы «1+1», которые, в отличие от Setanta и Megogo, не участвовали в открытом тендере на покупку прав на показ всей лиги.
Setanta, у которой сейчас грузинские владельцы, еще в 2000-х работала в модели платного спортивного контента в своей родной Ирландии и на Британских островах, где конкурировала с местным гигантом Sky Sports. Megogo начинал приучать украинцев платить за контент в интернете с кино. Здесь компании Степана Черновецкого приходилось соревноваться за внимание зрителей с пиратскими ресурсами.
Способен ли такой подход стать бизнесом в сегменте украинского спортивного ТВ в 2022 году?
Суркис и «Динамо» против Setanta
Из-за войны УПЛ проходит в особых условиях: команды играют в нескольких городах без зрителей и иногда с длительными перерывами на воздушные тревоги.
Есть еще одна особенность. Незадолго до старта нового сезона Setanta заплатила УПЛ за статус первого в истории эксклюзивного транслятора украинского чемпионата $3,2 млн, или $16,2 млн за три сезона.
Предложение, предоставленное Setanta, означает, что 16 участников УПЛ могут получить от трансляций своих игр около $100 000 за сезон. Не слишком большая сумма, но пропозиция второго учасника тендера Megogo была на порядок меньше ($100 000 за все). Договор с Setanta поддержали 12 из 16 участников турнира.
Позже противников первого в истории украинского первенства «единого телепула» стало пять: «Динамо», «Днепр-1», «Заря», «Металлист» и «Рух». Они отказались передавать права на показ своих домашних матчей.
Уже в первый день нового чемпионата, 23 августа, съемочная группа Setanta не смогла попасть на матч в Ужгороде между «Зарей» и «Ворсклой», несколькими днями позже похожая история произошла с одной из центральных игр старта чемпионата «Динамо» – «Днепр-1» во Львове. Оба поединка транслировал «2+2» Суркиса и Коломойского.
Как объяснил владелец «Динамо», он не хочет передавать права на свои матчи Setanta, потому что выступает против модели, когда зрителям нужно платить за просмотр футбола, по крайней мере, во время войны.
Подписка на Setanta, в которую входит не только УПЛ, но и другие турниры по портфолио ресурсу, стоит 109 грн в месяц. Megogo втрое дороже, однако, в отличие от украинского сервиса, Setanta концентрируется исключительно на спортивных трансляциях.
Три года назад в похожей ситуации оказались каналы «Футбол» Ахметова, также выигравшие тендер за единый телепул, но часть команд (в частности «Динамо») также отказалась признавать его эксклюзивным транслятором всего турнира. Никаких санкций клубы-отступники пока так и не получили.
Setanta пока намерена придерживаться той же линии. «Позиция этих клубов не влияет на наши договоренности по УПЛ. Мы будем действовать согласно нашему контракту», – говорится в письменном комментарии компании, переданном директором по коммуникациям Ото Мумладзе.
Setanta – от Sky Sports до холдинга из Грузии
Как бы ни разворачивалась текущая ситуация с телепулом УПЛ и Setanta, она имеет все шансы стать новой страницей в истории украинского спортивного телевещания.
Осенью Setanta и Megogo, вероятно, снова будут основными конкурентами на тендере за важный для украинского зрителя турнир – АПЛ. Права на показ таких чемпионатов обычно разыгрываются сроком на три года (например, Megogo будет транслировать еврокубки до 2024-го) и могут стоить десятков миллионов долларов.
Поражение больно отразится на перспективах Setanta в Украине, победа – наоборот, приблизит к статусу единственного места, где украинские болельщики могут увидеть лучшие соревнования мирового уровня.
В свое время Setanta пыталась выдержать похожую гонку на Британских островах. Основанная в начале 1990-х в Ирландии партнерами Леонардом Райаном и Майклом ОʼРурком, Setanta активно пыталась достать на рынке платного спортивного ТВ Ирландии и Великобритании безусловного лидера Sky Sports.
Яркий эпизод гонки – в свое время ирландцы также запустили круглосуточный канал с новостями спорта по аналогии со Sky Sports News, вспоминает футбольный репортер Irish Independent Эйден Фицморис.
Setanta не смогла пережить кризис 2008–2009 годов: из-за долгов более чем ₤250 млн обанкротилось британское подразделение компании, в конце концов в ее составе остались только чисто ирландский, а также азиатский бизнес. В 2015 году ирландскую Setanta купила крупнейшая телеком-компания страны Eir. После этого компания окончательно перестала транслировать даже футбольные чемпионаты Ирландии, сконцентрировавшись на других рынках.
«Например, они дешево покупали права на показ условно чемпионата Португалии, чтобы показывать его в Грузии или, скажем, Латвии, – объясняет Фицморис. – У них хоть и оставался небольшой офис в Дублине, но реальной связи с Ирландией уже не было – только имя».
Такая модель позволила ирландской компании зайти на полтора десятка рынков в восточной Европе и Азии. Существенное преимущество Setanta над локальными игроками – благодаря регистрации в Ирландии она смогла купить лицензию на показ Английской премьер-лиги (АПЛ) по внутрибританской цене, которая кратно ниже, говорит медиаэксперт Андрей Соломаха.
Для входа на украинский рынок в 2019-м Setanta даже не пришлось конкурировать с украинскими вещателями: телеканалы «Футбол», транслировавшие АПЛ с 2010-го, сами отказались покупать права на английский чемпионат в 2019-м из-за высокой стоимости, рассказывал гендиректор группы «Футбол» Александр Денисов.
Грузинские владельцы Setanta Sports
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
С 2021 года Setanta – больше не ирландская компания. 100% Setanta Sports включая бренд приобрела грузинская Adjara Group местного гостиничного магната Темура Углавы.
Следовательно, хед-офис и все телепроизводство переехало из Дублина в Тбилиси, говорится в письменном комментарии компании. В начале 2022 грузинский холдинг приобрел и украинскую Setanta, которая изначально не входила в периметр соглашения.
Стоимость не разглашается. Для сравнения, лидера украинского стриминг-рынка Megogo Forbes оценивал в 2021-м в $170 млн. Выручка компании в Украине в прошлом году ориентировочно составила $43 млн.
Setanta против Мегого
Setanta нацелена захватить сегмент ОТТ-платформ, где пока доминирует Megogo. В июле украинские каналы Setanta заняли первые две строчки в своем сегменте, общая аудитория за месяц – 738 000 домохозяйств, по данным BigDataUa. У ближайшего конкурента среди спортивных телеканалов Xsport – 191 000 домохозяйств. У Megogo, не имеющего классических ТВ-каналов, около 600 000 платных пользователей, у похожего сервиса Sweet.TV – 120 000.
Весной 2022 года Setanta запустила собственную ОТТ-платформу со спортивным контентом. Компания уже сделала первые попытки перетащить часть аудитории. 20 июля она транслировала матч «Динамо» – «Фенербахче» на собственной ОТТ-платформе, закрыв его от других партнерских сервисов. «Компания направила всем партнерам письмо, что этот матч не будет у них транслироваться», – говорит Соломаха.
Похожую тактику Setanta теперь применяет и в трансляциях АПЛ. Подписчики Megogo, через который ранее транслировались каналы Setanta Sports и Setanta Sports Plus, сейчас могут просмотреть лишь некоторые игры английского чемпионата. Весь ассортимент матчей АПЛ доступен только на ОТТ-платформе Setanta.
«Setanta Sports как правообладатель своего контента по своему усмотрению распространяет его, наполняет свои каналы и дистрибутирует их на внешний рынок», – говорит директор по маркетингу Megogo Валерия Толочина. Компания планирует сотрудничать с Setanta и дальше, добавляет она.
Впрочем, в ближайшее время ни один из конкурентов, вероятно, не сможет охватить полностью весь спортивный сегмент, прогнозирует Глущенко. «Права на показ спортивных матчей достаточно дорогие. Поэтому ни у одного канала не будет полного спортивного пакета, – считает он. – Если зритель хочет смотреть все спортивные матчи, придется подписываться на обоих».
Сейчас в портфеле Setanta есть чемпионаты Украины и Англии, Бельгии и Нидерландов по футболу, американские баскетбольная и хоккейная лиги NBA и NHL, смешанные единоборства UFC. У Megogo – Лига чемпионов и два других еврокубка первенства Испании, Италии, Франции и Турции. На обеих платформах доступны матчи футбольной Бундеслиги (Германия), «Формула-1», теннисные турниры, а также соревнования вроде гольфа или настольного тенниса.
Есть ли бизнес в футбольном ТВ в Украине
Спортивные телеканалы, в отличие от крупных медиагрупп, достаточно компактны и не нуждаются в большом штате сотрудников. Setanta требуется небольшой офис, несколько комментаторов и техническая поддержка, говорит Глущенко.
Самая большая статья расходов – лицензии на показ спортивных соревнований. В августе Setanta приобрела права на показ Украинской премьер-лиги (УПЛ). Три сезона УПЛ стоили Setanta $16,2 млн. За трехлетний пул трансляций еврокубков Megogo заплатил более €20 млн.
Другая статья расходов – ОТТ-платформа. По мнению Соломахи, Setanta арендует платформу, потому что создание собственной может занять до двух лет. Аренда ОТТ-платформы в месяц стоит около $100 000, говорит Соломаха.
Тариф для кабельных провайдеров и ОТТ-платформ составляет 11 центов (около 4 грн) за абонента Setanta Sports Ukraine и 5,5 центов (около 2 грн) за абонента Setanta Sports Ukraine Plus, говорит Соломаха. Аудитория Setanta в Украине – 2,5 млн домохозяйств.
Учитывая эти цифры, общий годовой доход Setanta в Украине только от роялти провайдеров может составлять около $3 млн, говорит Соломаха. Это означает, что максимум, на который может рассчитывать компания, – возврат инвестированных средств за права на первый сезон УПЛ, предполагает он. «Но о доходе пока речь не идет», – считает Соломаха.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.