Основатели компании «Новая Почта» Вячеслав Климов, 46, и Владимир Поперешнюк, 47, победили в номинации «Новые горизонты» премии Forbes «Предприниматель года», которая состоялась 10 февраля. Как они оборачивают кризисы в пользу компании, что помогло сохранить партнерство и почему стоит улучшать сервис, даже если на рынке почти не осталось конкурентов
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Нам 21 год, а мы продолжаем получать премии за новые горизонты», – восклицает Вячеслав Климов со сцены конференц-зала отеля Hilton, где проходит церемония награждения победителей премии Forbes «Предприниматель года». Выбор жюри не случаен. «Мы постоянно развиваемся и многие вещи делаем первыми. Так рождается инновационный продукт», – говорит Владимир Поперешнюк.
В 2021 году «Новая Почта» экспериментировала с беспилотной доставкой дронами. В конце июля 2021 года дрон Discovery украинского производителя «Аэродрон» доставил посылку «Новой Почты» из Киева в Харьков. Беспилотник грузоподъемностью 340 кг преодолел 480 км за пять часов. «Цель – сократить время полета до трех часов», – говорит СЕО НП Александр Бульба. В будущем дроны‑доставщики смогут приземляться на крышу депо «Новой Почты» – компактных отделений с круглосуточно работающими почтоматами. Помимо дронов разного типа, R&D‑подразделение «Новой Почты» разрабатывает электротранспорт, почтоматы, упаковку, форматы приема и выдачи посылок.
Одна из фишек – скорость. В 2021 году, по словам Поперешнюка, НП доставляла посылки в полтора раза быстрее. Это значит, что средняя скорость доставки сократилась с 36 до 23 часов.
Выручка компании за 2021 год выросла более чем на 20% по сравнению с таковой в 2020-м, который НП завершила с доходом 16,9 млрд грн и чистой прибылью 991 млн грн. В 2021 году украинцы отправили через «Новую Почту» 372 млн посылок (+14%) – в несколько раз больше, чем через государственную «Укрпочту». Гендиректор «Укрпочты» Игорь Смелянский, оценивает долю НП в этом сегменте доминирующей.
На повестке быстрое масштабирование. Бюджет развития в 2022 году увеличился в полтора раза – до 5 млрд грн. Самая большая инвестиция – 1,2 млрд грн – на строительство одесского терминала. До конца 2022-го НП планирует увеличить сеть почтоматов вдвое – до 25 000 устройств, сеть отделений на 10% – до 11 000. Международные посылки к концу года будет доставлять флот из двух самолетов собственной авиакомпании Supernova Airlines.
На церемонии награждения Марина Авдеева поговорила с Вячеславом Климовым о партнерстве, ценностях и перфекционизме.
Предпринимательство – это всегда про риск. Поэтому я не буду спрашивать, какое количество кассовых разрывов было у компании «Новая Почта» за всю ее историю. Но совпадали ли они с трудностями в нашей стране в 2008-м, 2014-м годах?
Удивительным образом наши кассовые разрывы никак не совпадали с проблемами в стране. Мы, на самом деле, любим кризисы. В кризисы развиваемся еще активнее.
Буквально несколько часов назад, во время ужина с товарищами-предпринимателями, я вспоминал, как в 2007 году, через шесть лет после рождения «Новой Почты», мы оказались на грани банкротства. Я очень четко запомнил этот момент и эти ощущения. Я бы не хотел никому из вас этого пожелать. Но тем не менее это очень полезно.
И, конечно, 2014 год. Тогда, мне кажется, это точно было про разрывы, но не кассовые. Я помню по дням все, что происходило. Это очень важно помнить сейчас. Потому что это вселяет оптимизм: если все мы пережили 2014 год, нам не страшно уже ничего. И, во-вторых, у нас осталась мышечная память.
Значит, все будет хорошо. «Новая Почта» – это сложно устроенный логистический бизнес. Какие основные индикаторы помогают оперативно понять, что в компании все хорошо?
Несмотря на огромные размеры, мы остаемся параноиками качества и сервиса. Это наши главные метрики. Вы можете мне не поверить, но любой комментарий в социальных сетях на странице компании или моего партнера Владимира Поперешнюка может привести к грандиозным изменениям в процессах компании. Это изменения стоимостью миллионы гривен, а иногда и долларов. Мы следим за мнением наших потребителей.
Всё во имя клиента. Михаил Фридман как-то сказал, что партнерство – это постоянная непрекращающаяся уступка. Я сама это прекрасно понимаю. У меня три партнера. Но я не могу себе представить Вячеслава Климова, который уступает в каких-то решениях Владимиру Поперешнюку.
Я хочу обратить внимание, что приз сегодня получаю за двоих. Хочу объяснить, почему Владимира здесь нет. Ведь это высшая степень наглости не явиться на получение приза от Forbes. Он в отпуске, играет в гольф. Поэтому я отдуваюсь за него. Вот так устроено у нас партнерство. Кто-то играет в гольф, а кто-то остается в лавке, как говорят в Днепре.
На самом деле партнерство – это, скорее, не уступки, это постоянный поиск компромисса. Это точно не площадка, на которой ты демонстрируешь партнеру, что ты сильнее или умнее.
Один из базовых принципов в нашем партнерстве гласит: если мы не достигаем какой-то договоренности, то снимаем вопрос с рассмотрения, убираем его со стола. Как правило, это заканчивается тем, что через неделю кто-то из партнеров принимает другую точку зрения.
Я думаю, что этот механизм взаимных компромиссов, а точнее, умение услышать – это и есть главная гарантия партнерства.
Вячеслав, здесь в зале две сотни людей. Наверное, приятно думать, что каждый из них клиент «Новой Почты». Как привязать клиента к компании навсегда?
Это сложная задача. Наверное, дело в ценностях. Установка «ценность – клиент» была нами проговорена с самого начала. Мы старались никогда от нее не отступать. Когда у нас был выбор: прибыльность, EBITDA или интересы клиентов, мы всегда выбирали интересы клиентов. Если ты это делаешь 365 дней в году, как в нашем случае на протяжении 21 года, к этому времени у тебя накопится количество лояльных клиентов.
Вячеслав Климов – авиаконструктор (получил высшее образование в Харьковском авиационном институте. – Forbes) и Вячеслав Климов – предприниматель из списка Forbes. Это один и тот же человек?
Это абсолютно один и тот же человек. Я был авиаконструктором до 25 лет. Я продолжаю ощущать себя 25-летним молодым человеком. На самом деле, тот инженерный бэкграунд, который есть у нас с Владимиром, никуда не уходит, он остается с нами. Компания мыслит инженерно. Но, как это ни парадоксально, все возвращается на круги своя. В 2022 году мы запустим нашу авиакомпанию. Поэтому можно официально это засчитать как aviation comeback.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.