Фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» в прокате всего два дня, но его оценка на IMDb уже достигает 9.0, а 93% зрителей оставили положительную оценку на Rotten Tomatoes. Если ранее режиссер снимал зрелищные экшены, то «Оппенгеймер» – биографический триллер об изобретателе атомной бомбы. Почему 3-часовую ленту стоит посмотреть, рассказывают ученый, кинообозреватель и продюсер
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Оппенгеймер» – триллер, описывающий парадокс загадочного человека: он должен рискнуть уничтожить мир, чтобы спасти его, говорится в синопсисе фильма. В основе сюжета – книга «Американский Прометей: Триумф и трагедия Дж. Роберта Оппенгеймера», написанная Каем Бердом и Мартином Дж. Шервином. Прометей принес людям огонь, а физик Джулиус Роберт Оппенгеймер создал атомное оружие. Он был убежден, что оно положит конец Второй мировой войне.
«Киллиан Мерфи в роли Оппенгеймера – квинтэссенция фильма, но я знал, что его должен окружать удивительный актерский состав», – говорит Нолан в фильме о фильме. Режиссер объединил звездную команду актеров. Обладательница «Золотого глобуса» Эмили Блант исполнила роль супруги Оппенгеймера, а Роберт Дауни-младший – основателя Комиссии по атомной энергии США Льюиса Штрауса.
В фильме отсутствует компьютерная графика. Все спецэффекты состоят в поочередной смене цветных и черно-белых кадров. Ради последних в Kodak создали новый вид пленки – 65-миллиметровую черно-белую, рассказывают в пресс-службе B&H Film Distribution.
Компьютерная графика не затронула и взрыв и ядерный гриб, которые должны появиться во время тестирования атомной бомбы. Все должно было состояться «на самом деле». Специалисты по спецэффектам разбивали шарики для пинг-понга, бросали краску в стену, готовили светящиеся растворы магния. Результат снимали крупным планом с разной частотой кадров. В конце концов, взрыв сняли, но способ съемки остается секретом.
Фильмы Нолана – в частности, «Тенет», «Дюнкерк», «Интерстеллар», «Начало» и трилогия «Темный рыцарь» – получили 11 «Оскаров» и заработали более $5 млрд в мировом прокате, говорится в данных B&H Film Distribution. Бюджет «Оппенгеймера» по разным источникам составляет $100 млн или $180 млн. Удастся ли выйти в ноль? «Бюджет слишком высок, – считает обозреватель портала о кино и популярной культуре Vertigo Никита Тищенко. – «Оппенгеймер» не создан, чтобы веселить, а «отбивают» бюджет, прежде всего, развлекательные фильмы». Однако по результатам дня премьеры фильм стал самым кассовым фильмом Нолана в Украине, свидетельствуют данные B&H Film Distribution. Точные цифры компания пока затрудняется назвать.
Почему «Оппенгеймер» стоит внимания, рассказывают старший научный сотрудник Киевского академического университета Владимир Безгуба, обозреватель Vertigo Никита Тищенко и продюсер Алексей Комаровский.
Владимир Безгуба, старший научный сотрудник Киевского академического университета, кандидат физико-математических наук
Джулиус Роберт Оппенгеймер был выдающимся физиком-теоретиком и экстраординарным человеком с необычайной любовью и талантом к изучению нового. Уже в 23 года он защитил диссертацию на степень доктора философии под руководством будущего Нобелевского лауреата Макса Борна. Сам Роберт Нобелевскую премию так и не получил, однако внес значительный вклад в разные области физики: квантовую теорию поля, ядерную физику, астрофизику и спектроскопию. Он был среди первых, кто предсказал возможность существования черных дыр.
В фокусе фильма Нолана – путь к созданию первой атомной бомбы, управлению Манхеттенским проектом и многогранным последствиям этих событий. На мой взгляд, драма Оппенгеймера в реальной жизни заключалась в том, что он не мог в достаточной степени влиять на использование своего творения. А создание крепкой международной системы, гарантирующей неприменение ядерного оружия и «прекращение всех войн», стало разрушенной иллюзией.
Кинокартина Нолана получилась удивительно детальной, почти документальной, и показала важные подробности жизни известного физика-теоретика: склонность к изучению языков как проявление жажды знаний и постоянного обучения, специфику жизни ученого, его любовь к природе на юге США.
Фильм однозначно стоит смотреть всем ученым и людям с интересом к науке, политике и истории ХХ века. Хотя отличная актерская игра и сюжет делают его достойным внимания практически каждого ценителя качественного кино. Следует только быть готовым к длительному погружению в эту историю и большому количеству действующих лиц.
Никита Тищенко, обозреватель медиа о кино Vertigo
Фильм очень качественно сделан. Особо стоит отметить монтажную работу – лента очень динамична, несмотря на отсутствие, например, экшн-сцен с преследованиями. Сделать так, чтобы за три часа человек не соскучился – огромный вызов. Но фильм ведет за собой. В первой половине фильма почти нет пауз – герои практически постоянно говорят, мы быстро перепрыгиваем от одного диалога к другому.
Бросается в глаза работа продакшн-дизайнеров, художников-постановщиков, декораторов. Компьютерная графика почти не используется. В чем-то команда даже пыталась повторить действия американских властей во время Второй мировой, когда та построила город Лос-Аламос. Нолан делает фактически то же, но в меньшем масштабе – строит город в пустынном участке. Этого эффекта реалистичности не хватает многим современным блокбастерам, очень полагающимся на компьютерную графику.
«Оппенгеймер» – не тот фильм, где можно откинуться на спинку кресла и наслаждаться спектаклем. Он не столь прост для просмотра, как предыдущие ленты Нолана. Его нельзя смотреть, чтобы расслабиться. Нолан не столько пытается удивить формой и структурой, сколько хочет заставить думать о вещах, над которыми думает и о которых беспокоится он сам.
Оппенгеймер, работавший над бомбой во время войны, понимал: она может выиграть войну и спасти его страну. После боевых действий он должен смириться: его изобретение запустило реакцию, которая может уничтожить мир. Из человека, работающего на победу, он превратился в человека, думающего, насколько его действия оправдывают результат. Смена взглядов во время войны и после нее – это самая интересная идея, которая, возможно, будет близка и нам.
Возможно, Оппенгеймер станет наименее массовым фильмом Нолана. Но это попытка показать, что он может снимать серьезное кино. Думаю, как и «Список Шиндлера», мы увидим фильм Нолана на премии «Оскар» в следующем году.
Алексей Комаровский, продюсер, актер и основатель кинокомпании IdeaFilms
«Оппенгеймер» сделали на самом высоком уровне. Подбор актеров невероятный – это суперзвезды, обычно играющие в более «зрительских» фильмах, вроде Marvel. Они постарели, превратившись в исторических серьезных старших персонажей. Очень понравились Роберт Дауни-младший и Эмили Блант. Художники по гриму и по костюмам отработали так, что я как будто переместился в машине времени. Больше всего меня поразила тонкая сценарная линия, заставляющая постоянно менять отношение к герою. А последняя фраза Оппенгеймера в фильме вызывает катарсис.
За последние 10 лет об Оппенгеймере и Манхеттенском проекте сняли немало. И теперь даже топ-режиссер Нолан и ведущие сценаристы решили сделать об этом фильм. Думаю, они чувствуют чрезмерную актуальность темы и хотят предупредить человечество: будьте осторожны, мы снова у горячей точки, история может повторяться.
«Оппенгеймер» посмотреть необходимо. Факты даны с интересного ракурса – не из-за спецэффектов и масштабов взрывов, а из-за характеров героев, их переживаний. В сюжете показаны многие исторические фигуры, например, президент Трумэн и физик Эйнштейн. Такие образы довершили ленту.
Фильм совершенно не типичен для Нолана – не зрительский, не зрелищный. Но допремьерный показ собрал полный зал, из которого до конца сеанса никто не вышел. А в конце – разразился аплодисментами.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.