Фильмы Нолана, включая «Тенет», «Дюнкерк», «Интерстеллар», «Начало» и трилогию «Темный рыцарь», получили 11 «Оскаров», а в мировом прокате заработали более $5 млрд. Фото: постер к фильму /UNIVERSAL PICTURES
Категория
Жизнь
Дата

История отца ядерной бомбы. Вышел «Оппенгеймер» – нетипичный для Кристофера Нолана фильм. Физик, кинообозреватель и продюсер – о том, почему его стоит смотреть

5 хв читання

Фильмы Нолана, включая «Тенет», «Дюнкерк», «Интерстеллар», «Начало» и трилогию «Темный рыцарь», получили 11 «Оскаров», а в мировом прокате заработали более $5 млрд. Фото: постер к фильму Фото UNIVERSAL PICTURES

Фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» в прокате всего два дня, но его оценка на IMDb уже достигает 9.0, а 93% зрителей оставили положительную оценку на Rotten Tomatoes. Если ранее режиссер снимал зрелищные экшены, то «Оппенгеймер» – биографический триллер об изобретателе атомной бомбы. Почему 3-часовую ленту стоит посмотреть, рассказывают ученый, кинообозреватель и продюсер

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

«Оппенгеймер» – триллер, описывающий парадокс загадочного человека: он должен рискнуть уничтожить мир, чтобы спасти его, говорится в синопсисе фильма. В основе сюжета – книга «Американский Прометей: Триумф и трагедия Дж. Роберта Оппенгеймера», написанная Каем Бердом и Мартином Дж. Шервином. Прометей принес людям огонь, а физик Джулиус Роберт Оппенгеймер создал атомное оружие. Он был убежден, что оно положит конец Второй мировой войне.

«Киллиан Мерфи в роли Оппенгеймера – квинтэссенция фильма, но я знал, что его должен окружать удивительный актерский состав», – говорит Нолан в фильме о фильме. Режиссер объединил звездную команду актеров. Обладательница «Золотого глобуса» Эмили Блант исполнила роль супруги Оппенгеймера, а Роберт Дауни-младший – основателя Комиссии по атомной энергии США Льюиса Штрауса.

В фильме отсутствует компьютерная графика. Все спецэффекты состоят в поочередной смене цветных и черно-белых кадров. Ради последних в Kodak создали новый вид пленки – 65-миллиметровую черно-белую, рассказывают в пресс-службе B&H Film Distribution.

Как снимали «Оппенгеймера»

Компьютерная графика не затронула и взрыв и ядерный гриб, которые должны появиться во время тестирования атомной бомбы. Все должно было состояться «на самом деле». Специалисты по спецэффектам разбивали шарики для пинг-понга, бросали краску в стену, готовили светящиеся растворы магния. Результат снимали крупным планом с разной частотой кадров. В конце концов, взрыв сняли, но способ съемки остается секретом.

Фильмы Нолана – в частности, «Тенет», «Дюнкерк», «Интерстеллар», «Начало» и трилогия «Темный рыцарь» – получили 11 «Оскаров» и заработали более $5 млрд в мировом прокате, говорится в данных B&H Film Distribution. Бюджет «Оппенгеймера» по разным источникам составляет $100 млн или $180 млн. Удастся ли выйти в ноль? «Бюджет слишком высок, – считает обозреватель портала о кино и популярной культуре Vertigo Никита Тищенко. – «Оппенгеймер» не создан, чтобы веселить, а «отбивают» бюджет, прежде всего, развлекательные фильмы». Однако по результатам дня премьеры фильм стал самым кассовым фильмом Нолана в Украине, свидетельствуют данные B&H Film Distribution. Точные цифры компания пока затрудняется назвать.

Почему «Оппенгеймер» стоит внимания, рассказывают старший научный сотрудник Киевского академического университета Владимир Безгуба, обозреватель Vertigo Никита Тищенко и продюсер Алексей Комаровский.

UNIVERSAL PICTURES

Кадр из фильма «Оппенгеймер» Фото UNIVERSAL PICTURES

Владимир Безгуба, старший научный сотрудник Киевского академического университета, кандидат физико-математических наук

Джулиус Роберт Оппенгеймер был выдающимся физиком-теоретиком и экстраординарным человеком с необычайной любовью и талантом к изучению нового. Уже в 23 года он защитил диссертацию на степень доктора философии под руководством будущего Нобелевского лауреата Макса Борна. Сам Роберт Нобелевскую премию так и не получил, однако внес значительный вклад в разные области физики: квантовую теорию поля, ядерную физику, астрофизику и спектроскопию. Он был среди первых, кто предсказал возможность существования черных дыр.

В фокусе фильма Нолана – путь к созданию первой атомной бомбы, управлению Манхеттенским проектом и многогранным последствиям этих событий. На мой взгляд, драма Оппенгеймера в реальной жизни заключалась в том, что он не мог в достаточной степени влиять на использование своего творения. А создание крепкой международной системы, гарантирующей неприменение ядерного оружия и «прекращение всех войн», стало разрушенной иллюзией.

Кинокартина Нолана получилась удивительно детальной, почти документальной, и показала важные подробности жизни известного физика-теоретика: склонность к изучению языков как проявление жажды знаний и постоянного обучения, специфику жизни ученого, его любовь к природе на юге США.

Фильм однозначно стоит смотреть всем ученым и людям с интересом к науке, политике и истории ХХ века. Хотя отличная актерская игра и сюжет делают его достойным внимания практически каждого ценителя качественного кино. Следует только быть готовым к длительному погружению в эту историю и большому количеству действующих лиц.

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

UNIVERSAL PICTURES

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Никита Тищенко, обозреватель медиа о кино Vertigo

Фильм очень качественно сделан. Особо стоит отметить монтажную работу – лента очень динамична, несмотря на отсутствие, например, экшн-сцен с преследованиями. Сделать так, чтобы за три часа человек не соскучился – огромный вызов. Но фильм ведет за собой. В первой половине фильма почти нет пауз – герои практически постоянно говорят, мы быстро перепрыгиваем от одного диалога к другому.

Бросается в глаза работа продакшн-дизайнеров, художников-постановщиков, декораторов. Компьютерная графика почти не используется. В чем-то команда даже пыталась повторить действия американских властей во время Второй мировой, когда та построила город Лос-Аламос. Нолан делает фактически то же, но в меньшем масштабе – строит город в пустынном участке. Этого эффекта реалистичности не хватает многим современным блокбастерам, очень полагающимся на компьютерную графику.

«Оппенгеймер» – не тот фильм, где можно откинуться на спинку кресла и наслаждаться спектаклем. Он не столь прост для просмотра, как предыдущие ленты Нолана. Его нельзя смотреть, чтобы расслабиться. Нолан не столько пытается удивить формой и структурой, сколько хочет заставить думать о вещах, над которыми думает и о которых беспокоится он сам.

Оппенгеймер, работавший над бомбой во время войны, понимал: она может выиграть войну и спасти его страну. После боевых действий он должен смириться: его изобретение запустило реакцию, которая может уничтожить мир. Из человека, работающего на победу, он превратился в человека, думающего, насколько его действия оправдывают результат. Смена взглядов во время войны и после нее – это самая интересная идея, которая, возможно, будет близка и нам.

Возможно, Оппенгеймер станет наименее массовым фильмом Нолана. Но это попытка показать, что он может снимать серьезное кино. Думаю, как и «Список Шиндлера», мы увидим фильм Нолана на премии «Оскар» в следующем году.

UNIVERSAL PICTURES

Кадр из фильма «Оппенгеймер» Фото UNIVERSAL PICTURES

Алексей Комаровский, продюсер, актер и основатель кинокомпании IdeaFilms

«Оппенгеймер» сделали на самом высоком уровне. Подбор актеров невероятный – это суперзвезды, обычно играющие в более «зрительских» фильмах, вроде Marvel. Они постарели, превратившись в исторических серьезных старших персонажей. Очень понравились Роберт Дауни-младший и Эмили Блант. Художники по гриму и по костюмам отработали так, что я как будто переместился в машине времени. Больше всего меня поразила тонкая сценарная линия, заставляющая постоянно менять отношение к герою. А последняя фраза Оппенгеймера в фильме вызывает катарсис.

За последние 10 лет об Оппенгеймере и Манхеттенском проекте сняли немало. И теперь даже топ-режиссер Нолан и ведущие сценаристы решили сделать об этом фильм. Думаю, они чувствуют чрезмерную актуальность темы и хотят предупредить человечество: будьте осторожны, мы снова у горячей точки, история может повторяться.

«Оппенгеймер» посмотреть необходимо. Факты даны с интересного ракурса – не из-за спецэффектов и масштабов взрывов, а из-за характеров героев, их переживаний. В сюжете показаны многие исторические фигуры, например, президент Трумэн и физик Эйнштейн. Такие образы довершили ленту.

Фильм совершенно не типичен для Нолана – не зрительский, не зрелищный. Но допремьерный показ собрал полный зал, из которого до конца сеанса никто не вышел. А в конце – разразился аплодисментами.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд