Категория
Жизнь
Дата

«Хотим продать книг на 1 млн грн». В Киеве пройдет большой книжный фестиваль – это второй за последние два месяца. Зачем он книжной индустрии (это не о бизнесе)

Фото з Книжкового Арсеналу /Shutterstock

Идея KyivBookFest появилась три года назад, когда перестал проходить «Форум издателей» во Львове. Фото Shutterstock

Издатели, типографии и книготорговые компании объединили усилия, чтобы провести второй за последние два месяца крупный книжный фестиваль – KyivBookFest. Несмотря на масштаб события, большинство издателей заработать не планируют. Какие деньги потратили издательства на участие в фестивале и зачем он им

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

«Финансовые результаты практически у всех издательств – не очень», – рассказывала в июне генеральный директор издательства Vivat Юлия Орлова после проведения фестиваля «Книжный Арсенал». Крупнейший книжный ивент страны впервые решились провести во время войны с новым форматом – литературу продавали не издательства, а книжные магазины. На такой шаг организаторы пошли, чтобы уменьшить количество участников, которых следовало бы эвакуировать в случае ракетной опасности. «Книжный Арсенал» состоялся немного в другом формате, а издатели нуждаются в общении, резюмирует Орлова сейчас.

Через два месяца после «Арсенала» издатели объявили, что проведут свой книжный фестиваль – KyivBookFest. Главный организатор мероприятия – основатель издательства «Наш Формат» Владислав Кириченко. Что предлагают? Отраслевой форум и книжную выставку-продажу, 83 издательства-участника и 160 событий, среди которых встречи издателей с представителями власти, презентации книг, обсуждения. В этом году около сотни событий «Книжного Арсенала» посетили около 28 000 гостей. KyivBookFest рассчитывает на 15 000 посетителей, говорится в ответе пресс-службы фестиваля Forbes. Вход на события KyivBookFest – за донат на книги для военных. Выставку-продажу можно посетить бесплатно.

Идея KyivBookFest появилась три года назад, когда перестал проходить «Форум издателей» во Львове. «Нам не хватало события, которое было бы сосредоточено на проблемах отрасли и учитывало интересы издателей», – говорит Владислав Кириченко. На KyivBookFest издательствам дали полную свободу – не ограничивали размер стендов, графику и тематику событий. Стенды обустроили так, чтобы помимо продажи книг было удобно проводить встречи с партнерами и автограф-сессии, добавляет он.

«Хотим продать книг на 1 млн грн». В Киеве пройдет большой книжный фестиваль – это второй за последние два месяца. Зачем он книжной индустрии (это не о бизнесе) /Фото 1

Основатель издательства «Наш Формат» Владислав Кириченко

Заработать на KyivBookFest устроители не планируют. «Я не знаю, закроем ли мы бюджет», – признается Кириченко. «Книжный Арсенал» в этом году уложился в 4,2 млн грн, без учета оплаты труда штатных сотрудников «Мистецького Арсенала», говорит директор фестиваля Юлия Козловец. Бюджет KyivBookFest еще не подсчитали, но, по словам Кириченко, «он меньше в разы».

Часть участников мероприятия тоже не надеется на прибыль. Почему первый KyivBookFest получил мощную поддержку среди издателей, и на какие результаты они рассчитывают?

Зачем издателям KyivBookFest

Подобные фестивали для нас – не о заработке, а о продвижении издательства и своих авторов, отмечает Орлова из Vivat. Такого же мнения придерживаются еще четверо опрошенных Forbes издателей. «Мы хотим получить обратную связь от читателей, – объясняет генеральный директор «Видавництва Ранок» Виктор Круглов. – Это очень классный шанс увидеть, какая продукция пользуется спросом».

Кто организует KyivBookFest?

Нажмите «Читать больше»

Основной организатор – издательство «Наш Формат» и его основатель Владислав Кириченко.

Инициативная группа издателей:

  • владелец и директор издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га» Иван Малкович,
  • основатели издательства «Зелений пес» Дмитрий и Виталий Капрановы,
  • основатель и директор издательства ArtHuss Константин Кожемяка,
  • генеральный директор издательства «Фоліо» Александр Красовицкий,
  • генеральный директор «Видавництва Ранок» Виктор Круглов,
  • директор «Видавництва Старого Лева» Николай Шейко,
  • генеральный директор издательства Vivat Юлия Орлова,
  • генеральный директор «АБУК» Екатерина Аврамчук,
  • директор издательства «Мистецтво» Сергей Поночевный,
  • директор издательства «Саміт-Книга» Игорь Степурин,
  • коммерческий директор издательства «Білка» Ирина Белоцерковская,
  • руководитель аналитического отдела «Украинского института книги» Юрий Марченко,
  • а также Сообщество украинской реформации.

«KyivBookFest будет полезным для нас благодаря большой профессиональной панели», – говорит Орлова. Есть много вопросов, требующих новых решений – стандарты, формирование цен в розничной торговле, профессиональная этика, исследование книжного рынка, убежден Круглов. Привлечены многие известные люди, которые помогут решить вопросы отрасли, добавляет генеральный директор издательства Vivat. Среди таких она называет директора УИК Александру Коваль и экс-министра культуры Владимира Бородянского.

Часть событий была посвящена обсуждению проблем отрасли с представителями власти. К примеру, в планах – разговоры с гендиректором Директората стратегического планирования и европейской интеграции Ярославом Петраковым и заместителем председателя комитета по гуманитарной и информационной политике Евгенией Кравчук.

На KyivBookFest придут известные авторы – Василий Шкляр, Макс Кидрук, Дара Корний, Саша Лирник, историки Даниил Яневский и Владимир Вятрович, Павел Казарин. В частности, Вятрович будет рассказывать о своей книге «Наша столетняя», а Казарин будет презентовать «Дикий Запад Восточной Европы».

«Хотим продать книг на 1 млн грн». В Киеве пройдет большой книжный фестиваль – это второй за последние два месяца. Зачем он книжной индустрии (это не о бизнесе) /Фото 2

Генеральный директор издательства Vivat Юлия Орлова

Экономика KyivBookFest

Покрыть расходы на фестиваль организаторы планировали с помощью организационных взносов издателей. «Я не уверен, что получится», – комментирует Кириченко. Теперь больше рассчитывают на поддержку спонсоров: «Новая Почта», Film.ua Group, IТ-компания Sago Group, «Трускавецкая» и других.

«Как и на всех событиях, оргвзнос привязан к площади – чем больше стенд и чем больше событий, тем больше платят издатели», – объясняет Кириченко. Например, издательство Vivat за стоимость аренды и застройку двух локаций уплатило около 150 000 грн. А оргвзнос #книголав за стенд составил 15 000 грн, говорит соучредитель издательства Светлана Павелецкая.

Общий бюджет издательства Vivat на событие – около 300 000 грн. Заработать за три дня фестиваля планируют 1 млн грн. «Думаем, что удастся, потому что у нас будет девять больших мероприятий, а от подписчиков в соцсетях мы получили положительный отзыв о нашей программе», – отмечает Орлова. По ее мнению, повлиять на увеличение продаж должны презентации авторов и продавцы-консультанты Vivat, которые смогут посоветовать, какую книгу издательства выбрать.

В предыдущие годы на «Книжном Арсенале» выручка Vivat превышала 1 млн грн. На этот раз издательство заработало в десять раз меньше, рассказывала Орлова.

из личного архива

Генеральный директор «Видавництва Ранок» Виктор Круглов Фото из личного архива

В этом году на «Книжном Арсенале» Yakaboo Publishing продали более 60% представленного ассортимента, сообщает СЕО книжной платформы Yakaboo Елена Безуглая. Выводы сделаны. «На KyivBookFest намерены представить еще больший выбор», – добавляет она. Издательство #книголав привезет на фестиваль книг на более 500 000 грн.

«Планируем продать минимум 7000 книг», – делится Круглов из «Видавництва Ранок». Доход закладывается на уровне 750 000–800 000 грн. Но о заработке речь не идет. Расходы на логистику, обустройство стендов, командировку почти 20 сотрудников, подготовка мероприятий и расходы на рекламу съедят всю прибыль, убежден он.

«Для нас главное, чтобы событие произошло, – говорит Кириченко. – Все, кто к этому относятся как к первому отраслевому событию с перспективой продолжения, готовы, что не наторгуют на суммы, которые покроют расходы». Главным он считает, что издатели получат возможность встретиться с читателями, партнерами, дистрибьюторами, полиграфистами.

«Экономический эффект – вопрос не нынешнего, а будущих событий, – считает Кириченко. – Если это удастся, будут другие».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине