Украинский оскаровский комитет выдвинул фильм «Клондайк» на премию «Оскар» в категории «Лучший международный полнометражный фильм». Что нужно о нем знать?
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Релиз социальной драмы «Клондайк» состоялся в 2022 году на крупнейшем фестивале независимого кино в США «Сандэнс». Лента стала первым игровым кино от Украины, попавшим в программу. Тогда же она получила награду за лучшую режиссуру.
«Клондайк» – четвертая полнометражная картина режиссера Марины Эр Горбач. Фильм сделан в копродукции Украины и Турции. Он рассказывает историю семьи, что живет на российско-украинской границе и оказывается в эпицентре катастрофы – крушения пассажирского самолета МН17, сбитого российскими военными.
После 24 февраля ощущения изменились: теперь фильм дает возможность заглянуть в жизнь семей, просыпающихся посреди войны.
В ноябре «Клондайк» выйдет в украинский прокат. «Для приходящих на показы эвакуированных украинцев фильм стал эмоциональной разрядкой, – говорит режиссер. – Так искусство должно помогать преодолевать стресс».
Бюджет фильма – менее $1 000 000. 80% профинансировало Госкино (20,8 млн грн), 20% – Турция. На съемки потратили деньги Украины, постпродакшен, включая графический дизайн, анимацию и музыку, делали за счет Турции.
Съемки начались в 2020-м, когда в госбюджете появилась новая статья расходов – Фонд борьбы с COVID-19. «Мы не знали, сможет ли Госкино нас профинансировать, но начали строить декорации за свой счет, – вспоминает режиссер. – Это был эмоциональный импульс: мы должны снимать в этом году».
Команда фильма – люди из стран, переживших войну. Грузины работали над синхронными шумами в озвучке, звукорежиссер и переводчица – боснийцы. Когда началось вторжение, команда написала Эр Горбач: «Марина, нам очень жаль, мы знаем, как ты себя чувствуешь».
На написание сценария ушло меньше года. «Я не пишу сценарии физически, однако много думаю, – говорит Эр Горбач. – Когда нахожу свою «гусиную кожу» и чувствую, что «мурашки» будут держать меня долго, начинаю писать».
Малайзийский «Боинг» сбили 17 июля. На эту же дату приходится день рождения режиссера. В 2015-м Эр Горбач почувствовала: ее не отпускает безнаказанность виновных в трагедии. В 2016-м году драфт сценария был готов.
Эпизоды сняты одним кадром. В сценарии первого эпизода фильма написано примерно следующее: герои просыпаются утром, мечтают о будущем, начинается война, их дом разрушают и встает солнце. Это сняли одним кадром, который длится пять минут.
«Когда что-то происходит, у человека появляется эмоция, – говорит Эр Горбач. – В момент проживания ее нельзя обрезать и смонтировать. Она идет потоком». Ритм фильма режиссер сравнивает с дыханием.
Главные награды «Клондайка»
Нажмите «Читать больше»
Кинофестиваль «Сандэнс»
«Лучшая режиссерская работа»
Берлинский международный кинофестиваль 2022 (Берлинале)
- Приз экуменического жюри (присуждается за ценность и гуманистическую проблематику)
- Приз зрительских симпатий
Международный кинофестиваль во Фрибурге
- «Выбор критиков»
- Гран-при
- Приз молодежного жюри
Стамбульский международный кинофестиваль
- Лучшая операторская работа
- Лучший турецкий фильм года
- Золотой тюльпан национального конкурса
Международный кинофестиваль в Сантьяго
Гран-при жюри
Сараевский кинофестиваль
Награда «Сердце Сараево» за лучшую режиссуру
Международный кинофестиваль в Сиэтле
Гран-при жюри
«Клондайк» – высказывание против войны. В современном кинематографе насилие и война стали частью развлечения, критикует Эр Горбач. «Сериал «Игра в кальмара» поразил меня тем, что уровень насилия и развлечений в нем сошлись в одной точке, – говорит режиссер. – Его уровень популярности был маркером того, что мир готов к созерцанию войны».
Режиссер решила создать анти-war – высказывание против войны, которое не превратило бы эстетику войны в часть развлечения. «Наши зрители говорят, что кино можно показывать детям старших классов. То есть мы добились своей цели».
Игровое кино о реальных событиях. Часть из МН17 воспроизведена почти документально. «Мы были очень точны в деталях, – говорит режиссер. – Постановщики сработали настолько здорово, что у нас часто спрашивают, где мы получили эти кадры». История главных героев передает ощущение Эр Горбач событий 2014-го.
Идея картины. Один из важных вопросов – пересечение границ. «Если одна страна нарушает границу другой или ракеты нарушают границу дома, это не локальный конфликт, как пишут международные СМИ. Это война», – говорит режиссер.
Еще один вопрос – противостояние разрушения и созидания. Главные герои – семья, которая ждет ребенка и строит жизнь. Происходит конфликт с силой, разрушающей эти ценности. «Кино о том, кто сильнее в глобальном смысле, – объясняет режиссер. – И этот вопрос гораздо глубже, чем политическая формулировка конфликта: кто прав и чья земля».
Благотворительные показы. После «Сандэнса» команду «Клондайка» накрыло волной сообщений: «Где посмотреть кино?» В первые месяцы войны проходили показы для сбора средств. Больше всего собрали в Финляндии – €14 000 за два дня. Часто команда занималась разовой помощью. «У всех членов были семьи, которым они хотели помочь, – говорит Горбач. – Желающим посмотреть фильм мы давали номера карт семей, и за оказанную помощь делились ссылками для просмотра».
Последнее слово за «Оскаром». Тур «Клондайка» по мировым кинофестивалям продолжается с марта. Его уже показывают в кинотеатрах Бразилии. В планах – европейский кинотеатральный прокат. «Для них важен статус фильма, – констатирует Эр Горбач. – Польша, Италия, Испания, Великобритания, Тайвань и многие другие страны ждут осени, чтобы узнать о выборе Украины в оскаровской гонке».
Кого Украина выдвигала на «Оскар»
Нажмите «Читать больше»
- 2021 – «Плохие дороги» Наталки Ворожбит
- 2020 – «Атлантида» Валентина Васяновича
- 2019 – «Домой» Наримана Алиева
- 2018 – «Донбасс» Сергея Лозницы
- 2017 – «Уровень черного» Валентина Васяновича
- 2016 – «Украинские шерифы» Романа Бондарчука
- 2014 – «Поводырь» Олеся Санина
- 2013 – «Параджанов» Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна
- 2012 – «Прошедший сквозь огонь» Михаила Ильенко
- 2008 – «Иллюзия страха» Александра Кириенко
- 2006 – «Аврора» Оксаны Байрак
- 2004 – «Водитель для Веры» Павла Чухрая
- 2003 – «Мамай» Олеся Санина
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.