Украинский оскаровский комитет выдвинул фильм «Клондайк» на премию «Оскар» в категории «Лучший международный полнометражный фильм». Что нужно о нем знать?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Релиз социальной драмы «Клондайк» состоялся в 2022 году на крупнейшем фестивале независимого кино в США «Сандэнс». Лента стала первым игровым кино от Украины, попавшим в программу. Тогда же она получила награду за лучшую режиссуру.
«Клондайк» – четвертая полнометражная картина режиссера Марины Эр Горбач. Фильм сделан в копродукции Украины и Турции. Он рассказывает историю семьи, что живет на российско-украинской границе и оказывается в эпицентре катастрофы – крушения пассажирского самолета МН17, сбитого российскими военными.
После 24 февраля ощущения изменились: теперь фильм дает возможность заглянуть в жизнь семей, просыпающихся посреди войны.
В ноябре «Клондайк» выйдет в украинский прокат. «Для приходящих на показы эвакуированных украинцев фильм стал эмоциональной разрядкой, – говорит режиссер. – Так искусство должно помогать преодолевать стресс».
Бюджет фильма – менее $1 000 000. 80% профинансировало Госкино (20,8 млн грн), 20% – Турция. На съемки потратили деньги Украины, постпродакшен, включая графический дизайн, анимацию и музыку, делали за счет Турции.
Съемки начались в 2020-м, когда в госбюджете появилась новая статья расходов – Фонд борьбы с COVID-19. «Мы не знали, сможет ли Госкино нас профинансировать, но начали строить декорации за свой счет, – вспоминает режиссер. – Это был эмоциональный импульс: мы должны снимать в этом году».
Команда фильма – люди из стран, переживших войну. Грузины работали над синхронными шумами в озвучке, звукорежиссер и переводчица – боснийцы. Когда началось вторжение, команда написала Эр Горбач: «Марина, нам очень жаль, мы знаем, как ты себя чувствуешь».
На написание сценария ушло меньше года. «Я не пишу сценарии физически, однако много думаю, – говорит Эр Горбач. – Когда нахожу свою «гусиную кожу» и чувствую, что «мурашки» будут держать меня долго, начинаю писать».
Малайзийский «Боинг» сбили 17 июля. На эту же дату приходится день рождения режиссера. В 2015-м Эр Горбач почувствовала: ее не отпускает безнаказанность виновных в трагедии. В 2016-м году драфт сценария был готов.
Эпизоды сняты одним кадром. В сценарии первого эпизода фильма написано примерно следующее: герои просыпаются утром, мечтают о будущем, начинается война, их дом разрушают и встает солнце. Это сняли одним кадром, который длится пять минут.
«Когда что-то происходит, у человека появляется эмоция, – говорит Эр Горбач. – В момент проживания ее нельзя обрезать и смонтировать. Она идет потоком». Ритм фильма режиссер сравнивает с дыханием.
Главные награды «Клондайка»
Нажмите «Читать больше»
Кинофестиваль «Сандэнс»
«Лучшая режиссерская работа»
Берлинский международный кинофестиваль 2022 (Берлинале)
- Приз экуменического жюри (присуждается за ценность и гуманистическую проблематику)
- Приз зрительских симпатий
Международный кинофестиваль во Фрибурге
- «Выбор критиков»
- Гран-при
- Приз молодежного жюри
Стамбульский международный кинофестиваль
- Лучшая операторская работа
- Лучший турецкий фильм года
- Золотой тюльпан национального конкурса
Международный кинофестиваль в Сантьяго
Гран-при жюри
Сараевский кинофестиваль
Награда «Сердце Сараево» за лучшую режиссуру
Международный кинофестиваль в Сиэтле
Гран-при жюри
«Клондайк» – высказывание против войны. В современном кинематографе насилие и война стали частью развлечения, критикует Эр Горбач. «Сериал «Игра в кальмара» поразил меня тем, что уровень насилия и развлечений в нем сошлись в одной точке, – говорит режиссер. – Его уровень популярности был маркером того, что мир готов к созерцанию войны».
Режиссер решила создать анти-war – высказывание против войны, которое не превратило бы эстетику войны в часть развлечения. «Наши зрители говорят, что кино можно показывать детям старших классов. То есть мы добились своей цели».
Игровое кино о реальных событиях. Часть из МН17 воспроизведена почти документально. «Мы были очень точны в деталях, – говорит режиссер. – Постановщики сработали настолько здорово, что у нас часто спрашивают, где мы получили эти кадры». История главных героев передает ощущение Эр Горбач событий 2014-го.
Идея картины. Один из важных вопросов – пересечение границ. «Если одна страна нарушает границу другой или ракеты нарушают границу дома, это не локальный конфликт, как пишут международные СМИ. Это война», – говорит режиссер.
Еще один вопрос – противостояние разрушения и созидания. Главные герои – семья, которая ждет ребенка и строит жизнь. Происходит конфликт с силой, разрушающей эти ценности. «Кино о том, кто сильнее в глобальном смысле, – объясняет режиссер. – И этот вопрос гораздо глубже, чем политическая формулировка конфликта: кто прав и чья земля».
Благотворительные показы. После «Сандэнса» команду «Клондайка» накрыло волной сообщений: «Где посмотреть кино?» В первые месяцы войны проходили показы для сбора средств. Больше всего собрали в Финляндии – €14 000 за два дня. Часто команда занималась разовой помощью. «У всех членов были семьи, которым они хотели помочь, – говорит Горбач. – Желающим посмотреть фильм мы давали номера карт семей, и за оказанную помощь делились ссылками для просмотра».
Последнее слово за «Оскаром». Тур «Клондайка» по мировым кинофестивалям продолжается с марта. Его уже показывают в кинотеатрах Бразилии. В планах – европейский кинотеатральный прокат. «Для них важен статус фильма, – констатирует Эр Горбач. – Польша, Италия, Испания, Великобритания, Тайвань и многие другие страны ждут осени, чтобы узнать о выборе Украины в оскаровской гонке».
Кого Украина выдвигала на «Оскар»
Нажмите «Читать больше»
- 2021 – «Плохие дороги» Наталки Ворожбит
- 2020 – «Атлантида» Валентина Васяновича
- 2019 – «Домой» Наримана Алиева
- 2018 – «Донбасс» Сергея Лозницы
- 2017 – «Уровень черного» Валентина Васяновича
- 2016 – «Украинские шерифы» Романа Бондарчука
- 2014 – «Поводырь» Олеся Санина
- 2013 – «Параджанов» Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна
- 2012 – «Прошедший сквозь огонь» Михаила Ильенко
- 2008 – «Иллюзия страха» Александра Кириенко
- 2006 – «Аврора» Оксаны Байрак
- 2004 – «Водитель для Веры» Павла Чухрая
- 2003 – «Мамай» Олеся Санина
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.