Украинский фильм «Снайпер. Белый Ворон» за два уик-энда собрал в прокате 3,1 млн грн. Он может выйти на Netflix в декабре и стать кандидатом на премию «Оскар». Как создавали военную драму и какие вызовы в прокате преодолевает первый украинский фильм, вышедший на большие экраны во время полномасштабной войны.
За месяц до украинского проката «Снайпер. Белый Ворон» в Сети всплыла пиратская версия фильма на русском языке. Это фильм кинопродакшена UM Group об экопацифисте Николае Воронине, который из-за войны на Донбассе в 2014-м решил стать снайпером. Вследствие «пиратки» количество предложенных кинотеатрами сеансов упало на 50%. На сайте IMDb рейтинг драмы стал падать из-за «единиц» от российских пользователей.
На крупные кассовые сборы рассчитывать было сложно. Прокатом фильма в кинотеатрах занимались кинодистрибьюторская компания Kinomania и FILM.UA Group, объединяющая более 20 компаний в сфере кино- и телепродакшена. Kinomania прогнозировала, что от проката удастся получить 500 000 грн. Предположение оказалось ошибочным. За первый уик-энд фильм собрал 1,4 млн грн. Второй принес на 14% меньше, хотя обычно сборы падают на 30–40%. Суммарно за два уик-энда фильм собрал 26 063 зрителей и 3,1 млн грн.
Это успех, убеждена руководитель направления кинотеатральной дистрибуции FILM.UA Надежда Коротушка. Выходные 30–31 августа принесли кинотеатральному рынку 7,4 млн грн кассовых сборов. На первом месте по сборам был «Скоростной поезд», на втором – «Снайпер. Белый Ворон», на третьем – «Тор: Любовь и гром».
«Последний уик-энд перед войной принес около 65 млн грн, – вспоминает Коротушка. – Если скоррелировать результаты на довоенные показатели, «Снайпер» собрал бы 10 млн грн».
Украинскую военную драму уже показали в кинотеатрах стран Балтии, Amazon Prime Video и Apple TV+. Продолжаются переговоры о показе фильма на Netflix в Украине. Военную драму могут номинировать на «Оскар» от Украины в категории «Лучший международный полнометражный фильм». Как создавали «Снайпера» и какие вызовы преодолевают, чтобы показать его массовому зрителю.
От пацифиста до военного
С 2014 года режиссера Марьяна Буша возмущало, что гражданское население отстранилось от войны в Украине. «Съемку военного фильма я считал своим долгом и внутренним вызовом», – говорит Бушан.
Прототипом главного героя Николая Вороненко стал Николай Воронин – пацифист, до 2014-го живший с женой в землянке в Горловке и мечтавший спасти Землю от экологического кризиса. Война в 2014-м перевернула его мир. Воронин пошел в снайперы. Он, один из «киборгов», защищавших Донецкий аэропорт, и по сей день служит в ВСУ. «Я увидел в нем образ, который мог бы стать собирательным в нашей борьбе», – говорит Бушан.
Сценарий совершенствовали с 2018 по 2021 год. Его переписывали на съемках, актерских пробах, адаптировали под локации. В частности, помогла скрипт-доктор Линда Сегер, которая консультировала режиссера Питера Джексона, читала лекции для американских телеканалов АBC, NBC, CBS и написала девять книг о сценариях. Она посоветовала сделать историю прямолинейной. «Пусть энергия в истории постоянно накапливается, не давайте ей возможности переключаться временными скачками», – говорила эксперт Бушану.
В фильме есть вымышленные события – например, жену снайпера убивают, а не отвозят к друзьям, – но акцент сделали на правдоподобии. «Фильм смотрели в школе снайперов «Дикое поле», которая консультировала нас, – рассказывает продюсер ленты Артем Денисов. – Там заценили правдоподобие военной истории».
Для съемок команда во главе с художником-постановщиком Максимом Нименко создала эконору, в которой жил главный герой. «Там реально можно было жить, – рассказывает Бушан. – Нам было жаль завершать съемки в этой локации, потому что по сценарию ее нужно было сжечь».
Съемки в Киевской области продолжались с января 2020 года по апрель 2021-го. Большая часть военных сцен «на Донбассе» снималась в Учебном центре Национальной гвардии. Там команде помогли со съемками военной техники и бойцов, ставших актерами массовых сцен.
Как фильм зарабатывает в прокате
Бюджет фильма – 29,9 млн грн. 80% общей стоимости производства профинансировало Госкино, еще 20% дал частный инвестор. «30 млн грн – средняя цена для украинского полного метра, – говорит Денисов. – На IMDb пишут, что фильм малобюджетный, но выглядит не хуже голливудского».
Прокат фильма стартовал 24 августа. В День Независимости в Украине прозвучали рекордные 189 воздушных тревог. «Мне рассказывали, что фильм смотрели в течение четырех часов: из-за тревог людей выводили из зала», – говорит продюсер Денисов. После вторжения работают далеко не все кинотеатры. В марте фильмы показывали всего 14% кинозалов.
Прокат начался со стран Балтии. Почти вышли в ноль, говорит продюсер фильма. «Дистрибьютор объясняет это тем, что зрители устали от войны, – говорит Денисов. – Но прокат в Балтии не показателен: населения немного и кинотеатров мало».
Релиз состоялся и в США, но кинотеатральный прокат там был технический – фильм показали пять кинозалов. «В США дистрибьюторы покупают права пакетом: кинотеатральные и диджитал, – объясняет Коротушка. – Сначала должен работать прокат, затем открывается платформа».
В июле американский дистрибьютор выложил фильм на Amazon и Apple TV. Зарубежная аудитория одобрительно реагирует на фильм: 63% зрителей Amazon Prime оценили ее в пять звезд, а рейтинг «Снайпера» на Rotten Tomatoes – 87%.
После релиза на стримингах в Сети появилась пиратская версия. Поэтому украинские кинотеатры сократили около 50% ранее предложенных сеансов. «Потеряли в украинском прокате около $100 000», – говорит Коротушка.
Впрочем, ситуация не стала катастрофической. В течение первого уик-энда сети кинотеатров Multiplex и «Планета Кино» добавляли сеансы, поскольку видели, что люди идут на этот фильм, говорит Коротушка.
«Я хотел бы, чтобы фильм посмотрели на всех континентах, – говорит Бушан. – Моя режиссерская сверхзадача – рассказать миру о нашей борьбе со злом».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.