Для выхода на точку безубыточности банковского бизнеса в Польше, проект stereo от учредителей monobank должен сформировать кредитный портфель на $50 млн и привлечь 300 000-500 000 клиентов при условии инвестиций в течение первого года в €15 млн. Об этом в интервью Forbes рассказал соучредитель monobank Олег Горохов.
Ключевые факты
- Гороховский отметил, что ожидает 150 000-170 000 предварительных заявок и 40 000-50 000 клиентов в первый месяц (24 января у проекта было 149 869 регистраций). «Это будет победой», – сказал он.
- stereo пока работает в формате предзаказа, непосредственно проект планирует выпустить продукт в первом квартале. «Хотя постоянно появляются какие-то нюансы. Рынок незнаком, мы здесь совсем не в таком комфортном пространстве, как были в Украине, когда запускали mono», – рассказал Гороховский.
- Бизнес-модель stereo предусматривает кредитование, однако полноценно запустить кредитные продукты проект сможет лишь в четвертом квартале 2023 года, говорит Гороховский. «Сначала нужно своими деньгами выдать тысячу кредитов в «пилотный портфель», – уточнил он.
- Чтобы перекрыть расходы и выйти на точку безубыточности (break-even) stereo, нужно выдать кредитов примерно на $50 млн и привлечь 300 000-500 000 клиентов. В Украине аналогичные показатели составляют миллион клиентов и эквивалент 2 млрд. грн. кредитного портфеля, добавил Гороховский. «В Польше большая средняя сумма займа, то есть чтобы выдать $50 млн, не нужно слишком много клиентов. Это даже выгоднее, поскольку операционные расходы ниже. Чтобы обслуживать миллион клиентов, нужно только в поддержке иметь 300-400 человек», – объяснил он.
- Без полноценного кредитования маловероятно, что проект сможет стать прибыльным. «Это тяжело. Приблизительно, как у Revolut : он показывал прибыль без кредитов за счет того, что выросла крипта, но без кредитования там не все так радужно. А стоит он столько ($33 млрд), поскольку инвесторы видят перспективы проекта. Но, на мой взгляд, на перспективе далеко не уедешь. Нужна прибыльная бизнес-модель», – считает Гороховский.
- Частично перекрыть расходы на первом этапе stereo планирует за счет платной подписки stereo+. «Эта история появилась именно потому, что нам нужна какая-нибудь монетизация. «Чтобы не иметь ситуации, когда каждый клиент помимо радости приносит расходы, нам нужен вариант монетизации на период, пока мы не начнем кредитовать. Подписка стоит недорого, но я пока не понимаю, насколько она будет иметь спрос», – рассказал Гороховский.
- Банкир рассчитывает, что основную часть клиентов проекта в Польше составят украинские переселенцы. «Если сначала у нас будет 10% поляков – это будет хороший результат», – говорит он.
- Бюджет проекта для первого года составляет €15 млн. Треть суммы – фиксированные платежи польскому банку-партнеру Aion, с которым stereo будет сотрудничать по модели Bank as a Service (BaaS). «В Польше мы сотрудничаем с банком-партнером, но совсем не по такой модели, как в Украине – мы должны оплатить услуги банка по прейскуранту, независимо от того, сколько заработаем», – отметил Гороховский.
Контекст
18 января monobank анонсировал выход на рынок Польши с проектом под названием stereo, сообщил соучредитель mono Олег Гороховский. Партнеры рассчитывают привлечь 3 млн находящихся в Польше украинцев и удивить поляков высоким уровнем украинского сервиса. Официальный запуск stereo состоится в конце первого квартала 2023 года.
Банкинг будет иметь такой функционал: бесплатный банковский счет, удаленная регистрация через «Дію», меню и поддержка на украинском языке, бесплатные переводы в Украину, отсутствие комиссии за пополнение и снятие наличных, бесплатная виртуальная карта (но физическая – до 25 злотых), поддержка Apple и Google Pay.
По словам Гороховского, запуск проекта фаундеров monobank в Польше под названием stereo финансируют соучредители Fintech Band : сам Гороховский, Михаил Рогальский и Вадим Ковалев. Совладелец monobank Сергей Тигипко пока не участвует в проекте.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.