Агентство по розыску и менеджменту активов открыло публичный доступ к единому государственному реестру арестованных активов. Об этом годами просили антикоррупционные организации, активисты и депутаты. Forbes выяснил, как работает реестр и что в нем спрятано
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Открытый 25 августа Единый государственный реестр активов, на которые наложен арест в уголовных производствах, содержит 130 000 записей, количество собственно арестованного имущества еще больше, свидетельствуют данные Реестра, которые проанализировал Forbes.
Речь идет о тысячах объектов недвижимости, сотнях предметов роскоши, десятках тысяч единиц транспорта. 36 000 записей об аресте (в каждом могут содержаться десятки, а то и сотни активов) касаются имущества, находящегося в управлении Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА). Открытие реестра, который ведет агентство, было одним из первых обещаний нового руководителя органа Елены Думы.
АРМА объявило о завершении работы над ним еще в январе, но реестр остался закрытым для общественности по соображениям безопасности. Доступ к нему имели только сотрудники правоохранительных органов.
Открытие реестра – важный шаг с точки зрения прозрачности действий государства по арестованным активам, говорят опрошенные Forbes представители антикоррупционных организаций Transparency International и StateWatch. Во время полномасштабной войны их стало гораздо больше.
Что уже сейчас можно увидеть из реестра АРМА, корректно ли он работает и почему государство так долго решалось на его открытие?
Почему реестр арестованных активов АРМА открыли только сейчас
Создание публичного реестра арестованных активов – обязательство, прописанное в законе об АРМА. «Реестр должен был появиться давно, но до начала полномасштабного вторжения на АРМА мало кто обращал внимание, поэтому этот процесс проходил не слишком активно», – говорит нардеп из экономического комитета Верховной Рады Алексей Мовчан. Статус АРМА существенно изменился с началом полномасштабной войны, ведь именно в агентство стали поступать тысячи активов подсанкционных россиян на миллиарды долларов.
После создания реестра (конец января 2023-го) возникла новая проблема – оговорка от органов нацбезопасности, в частности Минобороны, Госспецсвязи и Киберполиции, относительно рисков открытия реестра в условиях военного положения, объясняла Forbes в июле глава АРМА Дума.
Впрочем, позиции госструктур по открытию реестра для общественности разделились, говорит руководитель Аналитического центра StateWatch Глеб Каневский. «За» выступило Министерство цифровой трансформации. Минобороны тоже поддержало открытие реестра, но при условии не раскрытия местонахождения объектов критической инфраструктуры и воинских частей. Против было Министерство внутренних дел. «Решение преждевременно и может повредить обороноспособности государства путем использования врагом информации, содержащейся в реестре», – говорится в письме МВД к АРМА. Соответствующие письма МВД, Минцифры и Минобороны находятся в распоряжении Forbes. Они носили рекомендательный, а не обязывающий характер.
Во время полномасштабной войны АРМА критиковали за неэффективную и непрозрачную работу, а именно назначение Думы на должность вызвало неоднозначную реакцию антикоррупционных органов из-за спорного бэкграунда должностного лица. «Думе нужно было переломить эту тенденцию, открытие реестра – самый легкий путь для этого», – считает Каневский из StateWatch.
Как работает реестр активов АРМА
Forbes проанализировал реестр арестованных активов. Структурировать информацию по нему непросто. Данные загружены отдельными карточками, каждая из которых соответствует судебному постановлению об аресте и может содержать несколько (порой сотни) единиц имущества. Часть данных засекречена. Поэтому можно только обобщить количество постановлений об аресте определенной категории активов. Forbes выделил семь таких категорий – от недвижимости до денег на счетах в банках и банковских металлов.
Что кроется за общими названиями арестованных активов? Поиск по случайному принципу может дать интересные результаты. Подобные яркие кейсы: автомобили Aston Martin, Bentley Mercedes-Benz G-Class, сотни мобильных телефонов в категории «электронные устройства», советские самолеты (АН-124 «Руслан», Су-24М).
«Открытие реестра – важный шаг, но есть много вопросов о полноте информации в нем», – говорит руководитель юридического отдела Transparency International Екатерина Рыженко. – Не всюду есть информация, как и когда актив попал в реестр, некоторые активы невозможно найти по номерам уголовных производств».
Функционал реестра нужно дорабатывать, соглашается Каневский из StateWatch. «Недвижимость нельзя отфильтровать по площади, цене и т.д. Приходится просматривать всю имеющуюся информацию», – объясняет он.
Больше всего замечаний у антикоррупционных организаций к информации, касающейся управляющих активами. «В реестре нет даты начала управления имуществом, условий, на которых оно было передано, сведений о гарантированном платеже, поступившем в государство, и информации о мерах контроля эффективности управления объектом», – сообщает Рыженко. В комментарии пресс-службы АРМА отмечается, что часть информации об управителях закрыта и доступна только правоохранительным органам по соображениям безопасности.
Другой вопрос – полнота информации в реестре и возможность вносить данные в ручном режиме, говорит Каневский. «Никто кроме АРМА не имеет полного перечня арестованных активов, поэтому трудно сказать, все ли там активы или нет», – добавляет он.
В АРМА подтверждают, что информация в реестр вносится как автоматически, так и вручную. «Есть синхронизация с судебным реестром, поэтому активы, следующие по определению суда, вносятся автоматически, и это подавляющее количество постановлений», – говорится в комментарии пресс-службы агентства. – Активы, передаваемые с сопроводительным письмом прокурора, вносятся вручную».
Это не финальная версия реестра, технически он будет еще совершенствоваться, добавляют в пресс-службе. В агентстве отрицают, что в реестр могли попасть не все активы. «Количество активов постоянно пополняется: в реестр поступает около 500 новых постановлений в день», – отмечается в комментарии.
Что дальше? Открытие реестра – только первый шаг к прозрачной работе АРМА, говорит нардеп Мовчан. Следующий – перевод на платформу Prozorro аукционов по продаже активов и их передача в управление, добавляет он. «Ожидаю, что АРМА сделает это до конца года», – уточняет Мовчан.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.