Кабинет Министров Украины 15 сентября принял проект государственного бюджета на 2024 год. Forbes Ukraine попросил исполнительного директора «CASE Украина» Дмитрия Боярчука проанализировать основные предложения документа и оценить реальность их выполнения с экономической точки зрения.
Проект госбюджета 2024 года Кабмина по своей философии очень похож на первоначальный проект 2023-го. В нем тоже предполагалось окончание активных боевых действий к середине следующего года.
Финансовый план на 2024 год также предполагает существенное сокращение дефицита (до 20,4% ВВП в 2024 году почти с 30% ВВП в текущем году). И, конечно, вся конструкция держится на существенной финансовой поддержке извне ($42,8 млрд потребностей на 2024 год).
1. Расходы на оборону и дефицит бюджета
Критическое предположение на 2023 год о продолжительности боевых действий не оправдалось, и это привело к существенному пересмотру расходной части сметы-2023 на оборонные нужды. И, как следствие, к росту первоначально планировавшегося дефицита с 20,6% ВВП до ориентировочно 30% ВВП, если брать во внимание новое запланированное увеличение расходов на оборону на 317 млрд грн.
2. Разногласия в макропрогнозировании
Примечательны разногласия между Национальным банком и Минфином в видении нашего макроэкономического будущего.
Минфин тяготеет к более быстрой инфляции и ослаблению гривни, поскольку это дает хороший номинальный прирост по доходам бюджета. НБУ же ориентируется на замедление инфляции и постепенный переход к плавающему курсообразованию, что само по себе не должно предполагать резких курсовых колебаний.
В частности, Минфин в пояснительной записке к проекту госбюджета-2024 ожидает 14,7% потребительской инфляции в 2023 году и 10,8% в 2024-м. НБУ же в своем последнем прогнозе говорит о 10,6% в 2023-м и 8,5% в 2024-м. Это в контексте, что данные за август четко дают понять: инфляция в этом году будет даже ниже 10,6% прогнозируемых НБУ.
Более низкая инфляция – это очевидный бюджетный риск, который непонятно как контролировать, учитывая и так немалый фискальный разрыв.
Однако замедление инфляции – это общемировой тренд из-за сворачивания монетарных и фискальных стимулов мировыми центробанками после пандемии. И тут Нацбанк больше плывет по течению, чем определяет этот дезинфляционный тренд.
Инфляция может ускориться при корректировке обменного курса. Например, если Нацбанк решит переставить обменный курс гривни с отметки 36,57 на отметку 41,4, как настаивает министр финансов.
Однако при таком развитии событий возникают вопросы о перспективах перехода к гибкому курсообразованию, о котором говорит НБУ. Такое движение может вызвать напряжение в обществе. Также возникнет политический вопрос, потому что при наличии финансовой поддержки Запада и уровня золотовалютных резервов Украины (по итогам июля они достигли рекорда в $41,7 млрд) очевидно, что НБУ в состоянии удерживать статус-кво по обменному курсу еще достаточно долго.
Хотя тезис министра финансов относительно обменного курса верен по сути: нынешние тенденции по внешней торговле явно требуют коррекции обменного курса на каком-то этапе. Чем закончится диалог вокруг отличного видения наших макроперспектив – трудно предсказать.
3. Выборы в США
Неопределенность в отношении госбюджета-2024 доминирует, особенно учитывая президентские выборы в США. Бюджетные циклы разнятся у нас и в США. В Украине бюджетный год заканчивается в декабре, в США – в сентябре. Это значит, что несколько месяцев 2024 года в зоне риска, если в Вашингтоне изменятся политические настроения касательно нашей бюджетной поддержки.
Единственное, что мы знаем точно о 2024 годе, – то, что в следующем году начнутся разговоры о реструктуризации нашего долга. Выплаты по евробондам заморозили до июля 2024-го. Однако начало этих переговоров предполагает уже определенную четкость вокруг рисков безопасности. Если активные боевые действия продолжатся, будет трудно определить какую-либо основу для достижения соглашения с кредиторами.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.