Бюджетные планы 2024-го в тумане войны. Экономист Дмитрий Боярчук о трех вызовах проекта госбюджета Украины на следующий год /Иллюстрация Александра Карасева
Категория
Деньги
Дата

Бюджетные планы 2024-го в тумане войны. Экономист Дмитрий Боярчук о трех вызовах проекта госбюджета Украины на следующий год

Иллюстрация Александра Карасева

Кабинет Министров Украины 15 сентября принял проект государственного бюджета на 2024 год. Forbes Ukraine попросил исполнительного директора «CASE Украина» Дмитрия Боярчука проанализировать основные предложения документа и оценить реальность их выполнения с экономической точки зрения.

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Проект госбюджета 2024 года Кабмина по своей философии очень похож на первоначальный проект 2023-го. В нем тоже предполагалось окончание активных боевых действий к середине следующего года.

Финансовый план на 2024 год также предполагает существенное сокращение дефицита (до 20,4% ВВП в 2024 году почти с 30% ВВП в текущем году). И, конечно, вся конструкция держится на существенной финансовой поддержке извне ($42,8 млрд потребностей на 2024 год).

1. Расходы на оборону и дефицит бюджета

Критическое предположение на 2023 год о продолжительности боевых действий не оправдалось, и это привело к существенному пересмотру расходной части сметы-2023 на оборонные нужды. И, как следствие, к росту первоначально планировавшегося дефицита с 20,6% ВВП до ориентировочно 30% ВВП, если брать во внимание новое запланированное увеличение расходов на оборону на 317 млрд грн.

2. Разногласия в макропрогнозировании

Примечательны разногласия между Национальным банком и Минфином в видении нашего макроэкономического будущего.

Минфин тяготеет к более быстрой инфляции и ослаблению гривни, поскольку это дает хороший номинальный прирост по доходам бюджета. НБУ же ориентируется на замедление инфляции и постепенный переход к плавающему курсообразованию, что само по себе не должно предполагать резких курсовых колебаний.

В частности, Минфин в пояснительной записке к проекту госбюджета-2024 ожидает 14,7% потребительской инфляции в 2023 году и 10,8% в 2024-м. НБУ же в своем последнем прогнозе говорит о 10,6% в 2023-м и 8,5% в 2024-м. Это в контексте, что данные за август четко дают понять: инфляция в этом году будет даже ниже 10,6% прогнозируемых НБУ.

Более низкая инфляция – это очевидный бюджетный риск, который непонятно как контролировать, учитывая и так немалый фискальный разрыв.

Однако замедление инфляции – это общемировой тренд из-за сворачивания монетарных и фискальных стимулов мировыми центробанками после пандемии. И тут Нацбанк больше плывет по течению, чем определяет этот дезинфляционный тренд.

Инфляция может ускориться при корректировке обменного курса. Например, если Нацбанк решит переставить обменный курс гривни с отметки 36,57 на отметку 41,4, как настаивает министр финансов.

Однако при таком развитии событий возникают вопросы о перспективах перехода к гибкому курсообразованию, о котором говорит НБУ. Такое движение может вызвать напряжение в обществе. Также возникнет политический вопрос, потому что при наличии финансовой поддержки Запада и уровня золотовалютных резервов Украины (по итогам июля они достигли рекорда в $41,7 млрд) очевидно, что НБУ в состоянии удерживать статус-кво по обменному курсу еще достаточно долго.

Хотя тезис министра финансов относительно обменного курса верен по сути: нынешние тенденции по внешней торговле явно требуют коррекции обменного курса на каком-то этапе. Чем закончится диалог вокруг отличного видения наших макроперспектив – трудно предсказать.

3. Выборы в США

Неопределенность в отношении госбюджета-2024 доминирует, особенно учитывая президентские выборы в США. Бюджетные циклы разнятся у нас и в США. В Украине бюджетный год заканчивается в декабре, в США – в сентябре. Это значит, что несколько месяцев 2024 года в зоне риска, если в Вашингтоне изменятся политические настроения касательно нашей бюджетной поддержки.

Единственное, что мы знаем точно о 2024 годе, – то, что в следующем году начнутся разговоры о реструктуризации нашего долга. Выплаты по евробондам заморозили до июля 2024-го. Однако начало этих переговоров предполагает уже определенную четкость вокруг рисков безопасности. Если активные боевые действия продолжатся, будет трудно определить какую-либо основу для достижения соглашения с кредиторами.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине