Министр цифровой трансформации Михаил Федоров представил руководителям крупнейших ІТ-компаний первые наработки будущего закона «Маски-шоу стоп». Что предлагает изменить Минцифры и поможет ли это бизнесу.
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
15 марта в Офисе Генерального прокурора прошла встреча руководителей крупнейших украинских ІТ-компаний, руководителя Минцифры Михаила Федорова и генпрокурора Андрея Костина. Были, в частности, основатель компании MacPaw Александр Косован, президент корпорации SoftServe Тарас Кицмей, CEO Ajax Systems Александр Конотопский, соучредитель Prom.ua Николай Палиенко, директор по отраслевым вопросам компании N-iX Святослав Кавецкий и др.
На встрече рассматривали два вопроса: как ІТ-бизнес может помочь в расследовании военных преступлений, а также первый драфт анонсированного Федоровым закона «Маски-шоу стоп», говорят три собеседника из Офиса генерального прокурора и ІТ-компаний, присутствовавших на встрече.
Бизнес также обсуждал конкретные кейсы и проблемы, возникающие во время обысков, рассказал Forbes учредитель Александр Косован. «Это был предметный диалог между бизнесом и властью – понимание, что мы движемся в правильном направлении», – говорит президент SoftServe Тарас Кицмей, который остался доволен встречей.
В Генеральной прокуратуре и бизнесе договорилась проводить совместные встречи на регулярной основе, говорят три собеседника из Генеральной прокуратуры и ІТ-компаний.
Относительно самого закона «Маски-шоу стоп» у бизнеса пока сдержанные ожидания. Это первые тезисы документа, пока рано делать выводы, говорит Косован.
Что предлагает Минцифра и поможет ли это ІТ-компаниям?
«Маски-шоу стоп» от Федорова
Цель закона – сделать невозможным неправомерное вмешательство силовых структур в деятельность компаний, что приводит к остановке рабочего процесса, поясняют в пресс-службе Минифры в ответ на запрос Forbes.
Обыски могут проводиться, если компания что-то нарушила, но не может быть такого варварства, когда изымается все оборудование и останавливается работа, рассказывал ранее Forbes глава Минцифры Михаил Федоров.
Внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в министерстве планировали в рамках «Дія.City» еще до войны. «Из-за полномасштабного вторжения вопрос был несколько отсрочен. Сейчас процесс ускорился», – утверждают в пресс-службе Минцифры.
В Минцифры по запросу Forbes рассказали, какие изменения предлагают:
- Технику нельзя извлекать, а только копировать саму информацию. Исключение: если есть определение следователя судьи о разрешении изъятия из-за угрозы уничтожения вещей или документов. Таким образом, будет сохранен баланс интересов бизнеса и следствия, поясняют в пресс-службе Минцифры.
- При извлечении устройств владельцу предоставляется право копировать информацию. То есть у компании остается возможность работать в дальнейшем на других устройствах.
- Арест имущества может быть только на определенный срок, который устанавливает судья. Срок рассмотрения вопроса об аресте следственным судьей увеличен с 48 до 72 часов. Это поможет судье лучше изучить дело.
- Обыск в ІТ-компаниях разрешается, только если доказана невозможность получения информации другим способом (запросы в государственные органы, анализ реестров), а определение содержит надлежащую правовую оценку судьи. Срок рассмотрения вопроса об обыске увеличен с одного до двух дней.
- Запрещается изъятие денег, документов, вещей при обыске, если об этом прямо не указано в постановлении. Исключение: если эти предмет, орудие – средство преступления.
В Минцифры пока не готовы сказать, когда закон поступит в парламент. Сейчас работаем над концепцией и непосредственно над текстом законопроекта, говорят в пресс-службе министерства. В процесс обсуждения вовлечены представители ІТ-бизнеса и государственные органы.
Что о законе думает бизнес и правоохранители
Наладить взаимодействие между правоохранителями и бизнесом пыталось почти каждое украинское правительство. Последняя попытка была в 2018 году, когда приняли закон под условным названием «Маски-шоу стоп-2». Он предусматривал упрощение привлечения к ответственности правоохранителей, принимавших незаконные решения об открытии уголовного производства, а не улучшение самой процедуры обыска.
Главное отличие готовящегося Минцифры закона – акцент не на всем бизнесе, а на ІТ-компаниях.
В Офисе Генерального прокурора пока не говорили о деталях и действенности закона. «Это только первая итерация. Мы договорились о дальнейшей работе и сотрудничестве по подготовке документа», – говорит собеседник в Офисе Генерального прокурора, попросивший не упоминать его имени в этом материале.
Среди бизнеса инициативу воспринимают положительно, хотя говорят, что она вряд ли устранит все проблемы с обысками. «Эта итерация нужна, а далее будем смотреть, что еще можно сделать и улучшить», – говорит Кицмей.
«Новый законопроект – это как наклеить пластырь на очень большую рану», – говорит Косован. По его мнению, власти нужно менять общее отношение к бизнесу. «Чиновники относятся к бизнесу как к тем, кто должен что-то государству по умолчанию, и это нужно менять», – добавляет основатель MacPaw.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.