15 февраля к владельцу MacPaw Александру Косовану пришли с обысками. В Нацполиции утверждают: на участке у Каневского водохранилища, который принадлежит MacPaw и где расположен комплекс отдыха для сотрудников компании, велась незаконная добыча песка. Ущерб, нанесенный государству – более 12,5 млн грн. Косован уверен, что это попытка чиновников завладеть земельными участками MacPaw и давить на бизнес.
Forbes собрал мнения ІТ-предпринимателей Украины по поводу обысков у одного из самых успешных игроков индустрии
Александр Конотопский, основатель и СЕО Ajax Systems
Почему у нас автоматчики во время войны находятся не на войне или не борются с коллаборантами, а приходят к принципиально остающемуся бизнесу и таким образом выясняют вопрос? Непонятно, почему мы тратим такой ценный ресурс, как люди с оружием, на обыски.
В чем смысл прийти в ІТ-компанию, забирать компьютеры, потому что там есть какая-то база отдыха, которую она построила? Это абсолютный нонсенс, в обычных юрисдикциях это просто нереально. Это хозяйственный вопрос, это не вопрос прихода автоматчиков.
С Александром это очень явный пример, потому что он чистейший предприниматель и великий человек. А так это стандартная история с маски-шоу, ее просто нужно закончить системно. Александр – публичный человек, у него много друзей, реакция на его кейс будет. Автоматчики не должны ходить в офисы, если это не связано с безопасностью.
Если ты ведешь бизнес в Украине, то должен быть готов к тому, что столкнешься с силовиками, и сталкиваешься с ними регулярно. Это агрессивная среда, и конечно, что это нужно изменять.
Бизнесмены не мексиканские наркокартели. У Олега Гороховского банк (monobank, – ред.), мы электронику делаем, софт пишем, Александр софт пишет. Мы не зарабатываем на схемах.
Мы не испугались, от войны никуда не ехали, остаемся. Александр Косован вообще не зарабатывает деньги в Украине, он завтра может вывезти свою компанию, как многие сделали. Но из-за своей личной позиции он этого не сделает, и после этого случая не сделает, потому что он патриот. Он остается здесь не из-за этих подонков, которые эту историю делают, а из-за хороших людей, которых здесь тоже много. Я из-за этого здесь остаюсь.
Понятно, что у силовиков много своих проблем, но эту историю они должны заканчивать, они не могут так продолжать. Гражданская война закончилась, у нас абсолютно понятный враг, у нас нет возможности грызть друг друга.
Закон «Маски-шоу стоп!» давно обсуждается в разных вариациях, и в «Дія.City» он обсуждался как часть пакета законов по «Дія.City». Соответственно, и его постоянно тормозили. Но вопрос в том, почему люди могут так прийти, заблокировать работу компании, забрать у всех компьютеры по делу какой-нибудь земли в Киевской области, а им за это ничего не будет.
Важно взять этот кейс, и чтобы он стал толчком для закона о «Маски-шоу стоп!».
Источник: комментарий Forbes
Олег Гороховский , соучредитель monobank
Я уверен, что у нас в стране такое количество персонажей, которые у всех на слуху и которыми нужно заниматься стражам порядка, что устраивать маски-шоу одному из ведущих бизнесменов страны – это просто произвол.
Это непонятно инвесторам, и они смотрят на нас, как на банановую республику. Обыски – это нонсенс для бизнеса в Европе. О каких налоговых гаванях и каком рейтинге doing business можно говорить. Прийти к Косовану – это значит прийти к каждому из нас.
Меня спросили в комментариях: «Когда к вам придут, кто заступится за вас?». Я ответил: «Посмотрим!». К сожалению, не могу ответить: «К нам не придут», поскольку правила игры настолько невыписаны, что рано или поздно придут ко всем.
На обыск к Косовану пришли: Специализированная экологическая прокуратура, Главное следственное управление национальной полиции и оперативные работники. Три органа! На одного Косована! Это нормально вообще?
Источник: комментарий Forbes
Владимир Многолетний, соучредитель Genesis
Сам по себе обыск – ужасная вещь. Плох не сам обыск, а плоха возникающая парализация работы компании. Это не секрет, зачем это делается. Понятно, что в Украине происходит с экономикой. Спойлер – ничего хорошего. В небольшое количество работающих компаний приходят люди, их задача очень проста – парализовать работу компании. История привязана к земле, она не имеет прямого отношения к работе ІТ-компании.
Саша – самый пушистый человек, которого знают все. Он суперпрозрачный, помогает всем. Здесь история в том, что он просто решил не платить кому-то взятку. И подумали, ну это же айтишник, поэтому давайте его возьмем. Таких историй я слышу порядочно, но в большинстве случаев люди тихо решают. Кто-то откупается, кто еще как-то. Они были и до войны в большом количестве, это кусок нашего бизнеса такой, это безумие.
Если смотреть на это в ретроспективе, все равно ситуация улучшается. Есть определенные ветви власти, Михаил Федоров, достаточно открыто об этой истории написавший. Михаил – вице-премьер страны, и он, человек от власти, откровенно сказал, что это ужас. Хорошо, что таких вещей становится меньше, и я знаю, как это было во времена Януковича. Я могу сказать, что это не непроглядный ад.
Как это может повлиять? Одно такое событие вряд ли на что-то повлияет, но у нас такие события происходят периодически, раз в несколько месяцев что-то такое, но происходит.
Я знаю, как это происходит. Приходят люди, забирают мониторы и компьютеры и говорят, что месяц будут искать в этих компьютерах вещественные доказательства. Мне сегодня Саша сам присылал фото, как в его кабинете фотографируют его компьютер, явно собираются забирать в качестве вещественного доказательства. Как это влияет? Очевидно, что влияет отрицательно.
За что воюет страна? Мне важно, чтобы через пять или 10 лет была страна, у которой есть нормальное верховенство права, базовое соблюдение прав человека. За это была Революция достоинства, за это война идет. Саша много помогает армии, и приходит некий правоохранитель с постановлением суда, и все это в таком формате приземляется. Это немного глупо и не соответствует той стране, которую все хотели бы видеть.
Повлияет ли этот разовый кейс на инвестклимат? Наверное, нет. Повлияют ли 100 таких кейсов? Пожалуй, да. Нужно ли, чтобы такие кейсы прекратились? Совершенно точно – да. Компании совершенно точно не должны затрагивать такие истории.
Источник: комментарий Forbes
Кирилл Бигай, соучредитель и СЕО сервиса Preply
Саша был для меня примером еще до нашего знакомства, ведь он строил компанию, которая уже 10 лет назад была ведущим технологическим продуктом Украины. Уже тогда о MacPaw писали ведущие зарубежные медиа, а ее культура являлась примером для молодых предпринимателей.
С фондом SMRK Саша инвестирует в украинские стартапы, среди которых был и Preply, и Ajax, и Competera. Его поддержка развития города Киева, армии и Украины всегда поражала размахом и отдачей.
Саша является примером тяжелого труда, интеллекта, амбиции, скромности, щедрости и порядочности. Это пример современного украинского предпринимателя и мецената, строящего будущее цифровой независимой Украины.
Одной из основных задач государства должна быть поддержка таких людей и активная помощь в строительстве будущего. Лучшее государство – это то, которое сможет построить и предоставить условия для расцвета хорошего капитализма, олицетворением которого я вижу Сашу.
Источник: Facebook
Сергей Токарев, инвестор Reface, соучредитель венчурного фонда Roosh
Всегда считал, что одна из основных задач «Дія.City» – защитить технологическую отрасль от необоснованных атак с надуманными поводами со стороны правоохранительных органов.
Война, общее изменение фокуса, еще миллионы причин – поправки в УПК так и не внесены. Сегодняшние обыски у Александра Косована и MacPaw – один из результатов отсутствия решения.
Да, у IT есть деньги. Часто это очень большие деньги. И пока технологическая отрасль не защищена должным образом, не прекратится и очередь из тех, кто захочет приложиться к этим деньгам.
Обыск у признанного мирового лидера, которым является MacPaw, никак не способствует развитию индустрии, привлечению инвесторов и построению технологического хаба в Украине. Напротив, это шаг назад и повышение рисков страны, которых сейчас и так немало, для всего мирового рынка.
Источник: Facebook
Иван Примаченко, основатель edtech платформы Prometheus
В офис MacPaw и личный дом его основателя Александра Косована пришли с обысками. Поводом стали земельные участки, приобретенные MacPaw в период с 2016 по 2021 годы.
Сказать, что это скандал – не сказать ничего. MacPaw – одна из самых известных продуктовых украинских компаний, добившаяся большого успеха на международных рынках. Знаковая компания украинского IT, всегда работавшая «по белому». Образец для подражания.
Более того, ее основатель Александр Косован не просто и дальше живет в Украине, но и активно занимается благотворительностью, вкладывая миллионы долларов в различные проекты: от поддержки армии до образования. Все это делается без громкого пиара, но известно всем, кто причастен к теме.
В последнем рейтинге Forbes богатейших людей страны впервые фигурируют основатели IT-компаний. С годами их должно становиться все больше – новый высокотехнологичный капитал вытеснит из лидеров старый олигархический. Фундаментальный вопрос для страны состоит в том, где будут жить и платить налоги успешные украинские IT-предприниматели – в Украине или в условных США. И не последнюю роль в ответе на этот вопрос сыграет то, какой сейчас будет реакция общества и государства на абсурдные обыски в MacPaw.
Источник: Facebook
Михаил Федоров, руководитель Министерства цифровой трансформации и вице-премьер
Мне стыдно, что некоторые представители правоохранительных органов забегают в офис и домой к владельцу топовой продуктовой компании Украины. Эта компания создала несколько успешных продуктов для девайсов Apple. Ими пользуются более 30 млн человек по всему миру.
Конечно, суд должен установить виновность. Но мы живем в цивилизованном веке. За цифровой экономикой будущее. Нельзя останавливать работу компании из-за участка земли. Учитывая, что, по словам владельца, он был готов предоставить все материалы к рассмотрению дела.
Подобные подходы убивают какой-либо инвестклимат страны. Тем более во время полномасштабной войны.
Мы разобрались в процедурных деталях этого дела. И уверен, что правоохранительные органы примут все необходимые управленческие решения.
Вместе с «Дія.City» мы планировали принимать новый закон о «Маски-шоу стоп!». Сегодняшний кейс доказал – закон нужен срочно. Чтобы «некоторые» не наступали на одни и те же грабли.
Источник: выступление на ивенте, приуроченном к годовщине запуска «Дія.City»
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.