Заместитель главы НБУ Сергей Николайчук – герой нового ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным». Он рассказал, почему когда и как НБУ пересмотрит прогноз экономического роста на 2023 год, сколько выдержит российская экономика под санкциями и когда Нацбанк вернется к гибкому обменному курсу.
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
Сергей Николайчук – настоящий «кадровый центробанкир». Работает в Нацбанке с 2004 года, где начинал экономистом, с коротким перерывом: в 2019–2020 годах был заместителем министра развития экономики в правительстве Гончарука, в 2020–2021-м возглавлял департамент макроэкономических исследований в группе ICU.
Война добавила задач регулятору – теперь Николайчук прогнозирует экономический потенциал Украины в условиях сильной неопределенности, подсчитывает, хватит ли денег международных партнеров, и пытается удержать курс и инфляцию на приемлемых уровнях.
1. ВВП, энергетика и деньги доноров
Нацбанк планирует улучшить прогноз роста ВВП в 2023 году как минимум на один дополнительный процентный пункт. На это влияет положительная ситуация в энергосекторе и мощная международная финансовая поддержка. Вероятно, мы пересмотрим наш январский прогноз в сторону повышения. Конкретные цифры будут в конце апреля.
В энергетическом секторе ситуация значительно улучшилась по сравнению с зимним периодом. НБУ не предусматривает перебоев в снабжении электроэнергией до конца года, хотя во время составления предварительного прогноза ожидалось, что дефицит мощностей сохранится и в течение второго-третьего кварталов.
В свой январский прогноз НБУ закладывал поступление около $38 млрд для нужд бюджета. Однако после пересмотра бюджета ожидается, что от международных партнеров в 2023 году Украина получит по меньшей мере около $42 млрд. Кроме США и ЕС правительство получило новые обещания от Канады, Норвегии и Японии. Кроме того, есть огромный прогресс в отношениях с Международным валютным фондом.
Дополнительный фактор – финансирование проектов, способствующих восстановлению экономики. Всемирный банк верифицировал проектные потребности в $14 млрд, если они будут профинансированы, это станет дополнительным импульсом для роста украинской экономики.
2. Спрос улучшается, но экономика ниже довоенного уровня
Нацбанк ожидает, что потребительский и инвестиционный спрос будут восстанавливаться быстрее, чем закладывали ранее. В НБУ наблюдают повышение количества регистраций нового бизнеса, прежде всего ФЛП, традиционно работающих в секторе услуг. Есть рост количества работающих кафе и ресторанов, увеличиваются объемы среднесуточного металлургического производства.
В то же время экономика продолжает работать значительно ниже довоенного уровня. Нацбанк видит разницу между событиями 2014–2016 годов, когда локализация боевых действий на определенных ограниченных территориях мало влияла на экономическую деятельность бизнеса. Пока потенциальные риски из-за обстрелов ракетами и беспилотниками остаются на всей территории. Это факторы, влияющие на макропрогноз.
Октябрьский прогноз НБУ предполагал, что риски безопасности существенно ослабятся с середины 2023 года. Обновляя прогноз в январе, НБУ понимал, что военные риски, наоборот, усиливаются из-за мобилизации в стране-агрессоре и интенсификации боевых действий на востоке и юге.
При обсуждении новой программы с МВФ значительное внимание уделялось не только базовому сценарию, но и альтернативному. Программа учитывает вероятность ухудшения ситуации и позволит обеспечить макрофинансовую стабильность даже в худших условиях.
3. Что будет с российской экономикой
Запас прочности экономики Российской Федерации постепенно сокращается. Весомый фактор – последние действия наших международных партнеров по ограничению цены на импорт нефти и газа. Это оказало существенное влияние на поступление валюты в страну агрессора.
Из-за западных санкций РФ не может обеспечивать необходимым собственный оборонно-промышленный комплекс, и это влияет на военную ситуацию – россияне больше не могут применять столько техники или ракет, сколько раньше. Однако экономика РФ продержится еще долго, речь точно не о месяцах, а скорее о нескольких годах.
Потенциал для финансовых санкций еще существует, и НБУ вместе с международными партнерами работает над их усилением. Речь идет об ограничении деятельности банков или финансовых институтов, наиболее вовлеченных в финансирование публичного сектора. Прежде всего это Газпромбанк или другие банки, вовлеченные в торговлю углеродными ресурсами.
4. Гибкий курс и договоренности с МВФ
Программа МВФ предполагает возврат к плавающему курсу на втором этапе, но все будет зависеть от макроэкономических предпосылок.
Первая фаза программы МВФ продлится 12–18 месяцев, она направлена на обеспечение макрофинансовой стабильности в условиях активных боевых действий.
Вторая фаза ориентирована на послевоенное восстановление и структурные реформы, необходимые для активной интеграции в ЕС. Именно во время этой фазы предполагается возврат к монетарной политике с плавающим обменным курсом и инфляционным таргетированием, что было характерно для довоенного периода.
НБУ не ориентируется на конкретные интервалы времени. На втором этапе мы вернемся в рамки монетарной политики мирного времени, но определенные шаги по пути к этому можем делать уже в первые год-полтора действия программы МВФ.
Из-за общей турбулентности в мире капитал, который ищет безопасные гавани, вряд ли будет заходить в такой опасный регион, как Украина. Однако впоследствии частный капитал может заходить второй-третьей волной, поскольку у Украины есть потенциал для этого.
5. Деньги от агроэкспорта не всегда идут в страну
В Украину входит не вся выручка от продажи экспорта, из-за предельного срока расчетов 180 дней по экспортно-импортным контрактам и в условиях значительных курсовых рисков экспортеры не спешат заводить валюту в страну.
Многие экспортеры использовали фиктивные операции или фиктивные компании для того, чтобы выводить из страны выручку. Это был один из каналов утечки валюты из страны. Речь идет о миллиардах долларов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.