Война заставила украинский бизнес подстраиваться под сложные и часто безысходные реалии. Как менялись вызовы для предпринимателей в течение 2023 года? Рассказывает Оксана Кузякив, исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ), основываясь на данных опросов «Украинский бизнес во время войны».
В 2023-м, во время второго года войны, предприятия и бизнесмены продолжали учиться жить в условиях, которые менялись как в калейдоскопе. В результате в опросах предпринимателей наблюдались существенные колебания по поводу ожидания будущего. Даже в самые спокойные периоды, когда казалось, что основные условия бизнес-среды уже ясны, предпринимателям было сложно строить планы на будущее.
Методология
В рамках проекта «Украинский бизнес во время войны» Институт экономических исследований и политических консультаций с мая 2022 года ежемесячно опрашивает владельцев и топ-менеджеров более 500 компаний из 21 региона Украины (в том числе находящихся в непосредственной близости от боевых действий). Вопросы касаются текущей ситуации с операционной деятельностью, основных препятствий для существования и развития бизнеса. А также ожиданий будущего.
Вызовы для бизнеса в течение 2023 года
Деловой оптимизм бизнеса заметно возрос в начале 2023-го по сравнению с последними месяцами 2022-го. Это несмотря на блэкауты и ракетные обстрелы Украины армией РФ. Тогда бизнес начал озвучивать проблему с кадрами, особенно низкой квалификации.
С наступлением весны оптимизм предпринимателей не упал как по поводу деловой, так и политической ситуации в Украине. Это обусловлено временным уменьшением частоты ракетных атак РФ и, как следствие, перебоев со снабжением электроэнергии.
Апрель 2023-го принес лучший показатель загруженности промышленных мощностей: 58% респондентов говорили, что их компании работают по полной. Однако из-за массированных ракетных атак в мае прошлого года предпринимателям вновь стало сложно планировать свое будущее.
Летом около двух третей предприятий работали практически на полную мощность. Да и вообще ситуация в бизнесе была неплохой. Однако предприниматели все чаще указывали на опасную работу как препятствие для деятельности. А также снова – на «отключение электроэнергии». При этом ждали от государства завершения войны.
В начале осени возобновление производства начало замедляться, а военные риски стали более значимыми. В списке самых больших препятствий для ведения бизнеса фактор опасности впервые занял второе место. Также менеджеры и владельцы компаний говорили о том, что хотели бы видеть от государства более благоприятную регуляторную политику.
В конце года почти половина опрошенных предпринимателей впервые с мая 2022-го заявили, что риск физического разрушения бизнеса беспокоит их больше всего. Для сравнения: за год до того самыми главными проблемами бизнеса были перебои с поставкой электроэнергии и трудности логистики (безопасность также беспокоила бизнес, но гораздо меньше).
Нехватка рабочей силы и логистические проблемы
Украинские предприятия работают по ситуации высокой неопределенности. Летом 2023 г. спрогнозировать развитие бизнеса в течение двух последующих лет не могли более 60% опрошенных компаний. В декабре эта доля снизилась примерно на 50%. Однако это еще очень высокий уровень.
В конце года предприятия вернулись к полугодовому планированию. Если в январе 2023-го 42% респондентов затруднились ответить на вопрос о краткосрочных планах своих предприятий, в декабре таких осталось только 19%.
На самом деле угроза физического разрушения мощностей в результате военных действий была основным фоном деятельности бизнеса, хотя оценка этого фактора постоянно менялась.
Еще одним из наиболее значимых факторов стал дефицит рабочей силы, причем в течение 2023 года актуальность этой проблемы для предпринимателей постоянно росла. В январе 2023-го об этом говорили около 20% респондентов, в декабре 2023-го о ней заявляли уже 46% респондентов.
Причины дефицита рабочей силы:
- Миграция работников за границу.
- Мобилизация работников в Вооруженные силы Украины.
- Увеличение спроса на рабочую силу со стороны предприятий из-за ощутимого возобновления деловой активности весной 2023 года.
Кроме того, начиная с октября 2022-го наблюдается корреляция между долей респондентов, считающих дефицит рабочей силы одним из главных препятствий для роста, и планами увеличения объемов производства в кратко- и среднесрочной перспективе. Проще говоря, предпринимателям трудно что-либо распланировать, потому что они не знают, смогут ли закрыть потребность в человеческом ресурсе.
Значительной проблемой для предпринимателей в течение 2023-го оставались и сложности логистики. Хотя актуальность этой проблемы снизилась с начала войны, она все еще остается важной.
С мая 2022 г. лишь малая доля бизнесменов указывала на коррупцию как препятствие в ведении своей деятельности: процент таких предпринимателей за все время опросов никогда не превышал 7%.
Причины этого могут быть разными: подлинное уменьшение коррупции, с которой сталкивается бизнес, или наоборот – приспособление предпринимателей к коррупции. Из опыта наших довоенных исследований бизнес-климата, вероятнее всего, дело во второй причине: предприниматели скорее воспринимают коррупцию, как способ «решения вопросов» на фоне сложной регуляторной системы, чем на самом деле препятствие для деятельности. И война это отношение к коррупции особо не изменила, что показано в графике.
В целом, перечень препятствий для ведения бизнеса во время войны значительно отличается от аналогичного перечня в довоенные времена. Например, как свидетельствует проведенный ИЭИ в 2021-м опрос Business Tendency Survey, больше всего украинскую промышленность беспокоил неблагоприятный бизнес-климат (в частности, высокое регуляторное давление) и изменения в экономическом законодательстве. С началом полномасштабной войны бизнес стал обращать гораздо меньше внимания на этот фактор.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.