Повышение налогов должно быть результатом, а не процессом, реагирует CEO Portmone Дмитрий Басов на законопроект №11416-д, который на время военного положения увеличивает военный сбор для всех граждан и дополнительно устанавливает сборы для отдельных отраслей. Такое решение вместо увеличения налоговой базы – это плохая идея, когда бизнес-ландшафт и так напряженный, считает Басов. И предлагает свой вариант, как нарастить поступления в госбюджет
Я видел разное отношение к налогообложению: в советское время, когда никто об этом не думал, и в Украине, когда платить налоги стало круто. Многие делают это по собственной воле, при этом понимая, как избежать их уплаты.
Почему такая предыстория? Потому что налоги – это общественный договор с властью. Князь киевский Игорь попрощался с жизнью в 945 году, когда решил повысить налоги древлянам вдвое. Когда в Украине в 90-х был налоговый хаос, бухгалтерская безграмотность и наличное рэкетирство со стороны стражей порядка нижнего звена, гениальным решением стало введение ФЛП на едином налоге, который предприниматели начали платить добровольно.
Ярким примером искажения налоговой системы Украины являются последние месяцы президентства Януковича. Тогда стоимость «обнала» почти приблизилась к нагрузке на предприятия налоговой системы на общих началах. Но это «гарантировало» отсутствие проверок и простоту расчета издержек/прибыли.
Повышение налогов должно являться результатом, а не процессом. И достигается он либо увеличением налоговой нагрузки, либо увеличением налоговой базы. Есть ли возможность расширить источники поступлений? Конечно, есть.
Тренд по повышению налогов
Текущее повышение налогов плюс-минус адекватно, учитывая, что его завернули в военный сбор и налоги на финкомпании и банки. Но настораживает сам тренд.
Увеличение размера налогов вместо увеличения налоговой базы – это плохая идея, когда бизнес-ландшафт и так напряженный.
Лучше было бы поработать над детинизацией экономики (т.е. закрывать щели для уклонения от уплаты налогов) и привлечением новых инвестиций. И разработать специальные программы для бизнесов, которые сейчас в основном в тени.
Но этого нет. И вместо дополнительных поступлений в бюджет можно получить противоположную ситуацию.
Я знаком с полностью «белыми» компаниями, которые платили налоги и едва выживали. Способствует ли текущая рыночная ситуация увеличению их прибыли? Ограничение заграничных командировок, ухудшение логистики, дополнительные расходы на энергонезависимость, кадровый голод, мобилизационные риски, утраченные территории, угроза физического уничтожения активов – факторы, не улучшающие прибыльность.
У этой когорты компаний и так уже меньше доходов. И вот им говорят: нужно платить больше налогов. Если так продолжать, бизнес станет убыточным. В минус никто работать не будет при отсутствии перспективы. Потому определенное количество бизнесов может закрыться. Или перейти в тень.
А ведь еще не хватает целостности подхода справедливого налогообложения. Например, увеличения налога на предметы роскоши.
Выход – увеличить налоговую базу
Здесь каждый бизнесмен может назвать свои пункты, например:
- Упрощение условий ведения бизнеса, однозначность трактовки законов, простота расчета налогов.
- Отсутствие коррупционных скандалов, как с заводом «Байрактар», где за подключение электричества требовали взятку в 10 млн грн.
- Возможность покупать землю иностранным компаниям, чтобы гарантировать право собственности и защиту иностранных инвестиций.
- Гарантии выведения дивидендов или инвестиционного капитала через определенный период.
- И прежде всего – главенство права.
Также нужен растущий рынок, покупательная способность клиентов и многое другое. Но если сейчас в Украине этого нет по объективным причинам, разве не нужно искать варианты?
Приведу пример Польши. Чтобы привлечь в страну иностранные инвестиции, в Познани была создана свободная экономическая зона. Она предполагала:
- снижены или отсутствующие налоги на 10 или более лет;
- продажа земли под строительство производства;
- после продажи земли государство обеспечивало на участке всю необходимую инфраструктуру.
В результате, почти как в компьютерной симуляции, выросли заводы крупных международных компаний, стоящие на участках прямо среди полей. Я говорил с их руководителями уже после завершения льготного налогового периода. Они не планировали закрываться, потому что инвестиции окупились. Польша же получила предприятия, создающие валовой национальный продукт.
Условия, в которых Украина живет сейчас, не сравнима с условиями Польши после вступления в ЕС. Поэтому преимущества для инвесторов должны быть значительно больше. Чтобы окупить потенциальные риски и заинтересовать вкладывать деньги. Это могут быть специальные налоговые условия, привлекательные места размещения бизнесов, государственные страховые программы на период войны. А что-то подобное планируется в Украине? К сожалению, не слышал об этом.
Бюджет Украины держится благодаря международной помощи. Нам дают эти деньги, потому что понимают, что в условиях войны мы без них не выживем. Дадут ли больше, если увидят лучшие перспективы? Думаю, да. Если на Украину сделают ставку как на бизнес-партнера и увидят потенциал для экономического сотрудничества.
Есть примеры, когда Евросоюз вытаскивал страны из финансовой пропасти. Греция с 2008-го по 2015-й получила более €300 млрд помощи. А в 2020 году ЕС согласовал фонд восстановления национальных экономик на €750 млрд. Больше всего из него получили Италия (€81,8 млрд грантов и €90,9 млрд ссуд) и Испания (€77,3 млрд и €63,1 млрд соответственно).
Делаем ли мы все, чтобы доказать, что Украина – перспективная инвестиция? Кажется, недостаточно. Нерабочие институты, коррупционные скандалы, не приводящие к наказаниям и ликвидации схем, рост напряжения в обществе.
Налоги как часть общественного договора
Вернемся к причинно-следственной связи и общественному договору. Общество платит налоги и считает это приемлемым, когда есть положительные последствия их использования государством. Я не фанат «Большого строительства» дорог в Украине, но это пример, когда граждане видят влияние уплаченных налогов на их жизнь.
Когда уплата налогов ясна – без дополнительных начислений и подводных камней. То есть простой человек может рассчитать налоги, а если совершит ошибку, то минимальную. Когда налоговая служба помогает, а не обдирает.
Я открывал филиал в Грузии и был удивлен, что налоговиков там не боятся. Наоборот – каждый предприниматель может позвонить и спросить, как правильно учесть ту или иную операцию и получить не проверку, а совет.
Также в Грузии есть бонусы для компаний, имеющих белый статус в налоговой. Например, у них не требуют предоплат таможенных платежей. Они могут забирать товары на свой склад во время растаможки, чтобы не платить лишнего. Потому что налоговая им доверяет.
Когда государство честно с налогоплательщиками. Если все должны затянуть пояса, то все. А не так, что бизнес будут облагать налогом больше, а полученные средства разворуют государственные коррупционеры на новые автомобили, поместья и кучи долларов, не умещающиеся на кровати.
Наказание за неуплату налогов должно быть неизбежно. Нет варианта «порешить» или откупиться, частично компенсировав неуплату. Не оплатил – будут заранее очевидные последствия. Для всех.
Есть два принципиально разных видения относительно увеличения налоговых поступлений: стратегическое долгосрочное (привлечение инвестиций) и краткосрочное недальновидное (увеличение процента налогов на текущей налогооблагаемой базе).
Если текущее повышение налогов – это не ситуативное решение, а элемент долгосрочной стратегии, где ухудшение условий – это промежуточный шаг к большой идее, то было бы честно показать бизнесу эту стратегию. Чтобы дать мотивацию пережить сложные времена с пониманием будущего.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.