Перезагрузить БЭБ – одно из условий новой программы МВФ для Украины. Ключевая задача состоит в том, чтобы разработать прозрачные критерии отбора персонала и руководства Бюро. 11 апреля Кабмин сделал первый шаг, уволив директора органа Вадима Мельника. Что происходит с БЭБ и почему реформа, которую так ожидал бизнес, провалилась, объясняет адвокат, партнер VB PARTNERS Денис Шкаровский
Бюро экономической безопасности Украины, которое должно расследовать экономические преступления, начало работу в конце 2021 года. Создание нового госоргана должно было покончить с силовым давлением на бизнес и положить начало новому, аналитическому подходу к расследованиям во всех сферах экономики.
Но на практике декларативные заявления не реализованы, хотя на реформу потрачено, по словам главы финансового комитета Даниила Гетманцева, более 100 млн грн из бюджета.
Правоохранительные органы нашли способ не передавать материалы уголовных производств во вновь созданный орган. В результате значительный их массив, уже находившийся в расследовании, в том числе и налоговой милицией, БЭБ так и не получил. Такие дела остались в НПУ, СБУ или были переданы другим органам, но не БЭБ.
Создать новый качественный орган досудебного расследования не удалось.
В конце 2022-го появились заявления о необходимости перезагрузить госорган. 20 февраля профильный Комитет ВР признал работу руководства БЭБ неудовлетворительной. А 11 апреля произошло то, о чем велись разговоры последние несколько месяцев – директора БЭБ Вадима Мельника уволили.
Почему БЕБ штормит
Еще в 2019 году Владимир Зеленский в предвыборной программе в президенты Украины указывал «необходимость прекратить экономическое давление на бизнес и лишить СБУ полномочий заниматься экономическими преступлениями». «Ликвидация налоговой милиции, оптимизация структуры и численности органов, ведущих борьбу с преступлениями в сфере экономики, устранение дублирования их функций» – такова цель создания органа, указанная в пояснительной записке к закону о БЭБ.
До реформы за экономическую безопасность в Украине отвечали сразу несколько органов: СБУ, Национальная полиция, налоговая милиция Государственной фискальной службы. В основу работы БЭБ должен быть положен риск-ориентированный подход: орган должен анализировать экономические риски, предупреждать и устранять их, а не только реагировать на правонарушения. Однако он так и не продемонстрировал ожидаемую эффективность в работе и прозрачность в своей деятельности.
Фактически БЭБ начало работу в ноябре 2021-го и успело проработать всего три месяца до полномасштабного вторжения России в Украину. Уже осенью 2022 года работа БЭБ подверглась сокрушительной критике. В декабре в Верховной Раде была создана Временная комиссия по проверке деятельности органа, а в феврале 2023-го Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики признал работу БЭБ неудовлетворительной.
Работой БЭБ недовольны и международные партнеры. Вопрос о перезагрузке БЭБ включили в Меморандум о сотрудничестве между Украиной и МВФ в рамках новой программы на $15,6 млрд.
Несмотря на антикоррупционную программу, о которой говорил Вадим Мельник, БЭБ не продемонстрировало нулевую толерантность к коррупции: его детективы попали по меньшей мере в два скандала, связанные с «прикрытием» деятельности игорного бизнеса и нелегального рынка электронных сигарет. По этим отдельным фактам их поставлено в известность о подозрении.
Почему реформа не удалась
Провал реформы связан с несколькими факторами.
- Кадровое наполнение вновь созданного органа. То, о чем в первую очередь указывается при обосновании необходимости перезагрузки БЭБ.
Качество работы организации, прежде всего, зависит от ее руководителя. Он определяет стандарт работы коллектива. Директором вновь созданного органа назначили бывшего председателя Государственной фискальной службы, которая перестала существовать после создания БЭБ. Кроме того, процент бывших сотрудников ГФС среди детективов, аналитиков, оперуполномоченных БЭБ значителен (по разным данным ориентировочно 80%).
Назначение на должности в БЭБ бывших сотрудников ГФС дискредитирует основную идею и цель создания указанного органа: ликвидацию налоговой милиции, коренной пересмотр подходов к методам работы с бизнесом и противодействие уголовным правонарушениям.
- Недоукомплектование кадрового состава. К концу 2022 года штат БЭБ было укомплектовано лишь на 15,6% (624 сотрудника из необходимых 4000).
- Непонимание сотрудниками БЭБ корпоративного мира, ключевых бизнес-процессов, которые они расследуют. Применение подходов налоговой милиции, как результат – расследовалась обычная хозяйственная деятельность, не содержавшая криминального аспекта.
- Политическое влияние на орган, что мешало независимому и беспристрастному расследованию.
Как будут перезагружать БЭБ
В марте 2023-го в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №9080, который должен был перезагрузить БЭБ. Его цель – противодействовать правонарушениям, посягающим на функционирование экономики государства, уменьшить давление на бизнес и обеспечить экономический рост.
Предполагается:
- Изменить подходы к формированию конкурсной комиссии по назначению и увольнению директора БЭБ.
Предлагается привлечь в конкурсную комиссию лиц, определенных КМУ по предложению международных и иностранных организаций.
- Аттестация всех работников БЭБ в течение года с момента избрания директора БЭБ по новому порядку.
- Запрет на трудоустройство в БЭБ лиц, которые до 1 января 2023-го совокупно не менее года занимали любую следственную и/или оперативную должность в органах налоговой милиции, прокуратуры, СБУ, ДБР, НПУ и милиции.
Поможет ли перезагрузка
С перезагрузкой БЭБ сможет заработать на качественно новом уровне. Однако предусматривающий это законопроект содержит как преимущества, так и недостатки.
Достоинства:
- Привлечение международных наблюдателей к избранию руководителя БЭБ, как в антикоррупционных органах НАБУ и САП. Это позволит выбрать профессионала с незаангажированными подходами и восстановит доверие бизнеса к органу и его руководителю.
- Аттестация сотрудников БЭБ. Процедура будет выявлять квалифицированных и прогрессивных сотрудников.
Недостаток законопроекта – полный запрет на трудоустройство в БЭБ лиц с опытом работы в других правоохранительных органах. Такая норма односторонняя и вредная.
Среди сотрудников вышеуказанных органов по меньшей мере 20% (если исходить из оценки в 80% бывших налоговых милиционеров) являются профессионалами, которые не только имеют право работать в БЭБ, но могут претендовать на руководящие должности.
В результате перезагрузки БЭБ должно стать привлекательным органом, в котором захотят работать опытные кадры. Это положительно отразится на качестве деятельности и ее эффективности. Предложенные изменения должны, в частности, обеспечить финансовую и институциональную независимость органа.
Не стоит ожидать перезагрузки БЭБ уже завтра. Это длительный процесс, которому предшествует принятие соответствующего закона. Результат увидим не ранее следующего года.
К тому времени предпосылок для изменения деятельности БЭБ нет, и мы будем в дальнейшем наблюдать жалобы на его неэффективность и жалобы бизнеса на необоснованное давление.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.