Категория
Деньги
Дата

«Это вопрос не справедливости, а целесообразности». Что думает бизнес о возможном отказе власти от «экономического» бронирования

4 хв читання

Мобілізація бронювання /Иллюстрация Shutterstock

От идеи «экономического» бронирования власти отказались, сообщил Forbes Ukraine собеседник в ОП Фото Иллюстрация Shutterstock

С конца 2023 года Офис президента прорабатывал новую модель бронирования сотрудников украинских компаний от мобилизации. Автором подхода был заместитель главы ОП Ростислав Шурма. 31 мая собеседник Forbes Ukraine в ОП сообщил, что идею «экономического» бронирования по «модели Шурмы» отложили. Главная причина – позиция Генштаба. Forbes собрал мнения представителей бизнеса о важности бронирования на форуме «Деньги для Победы», а также с их Facebook-страниц.

Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.

Олег Гороховский, сооснователь monobank

Олег Гороховский /Forbes Украина

Олег Гороховский Фото Forbes Украина

Предварительно известно, что от такой идеи отказались из-за того, что Генштаб опасается, что «экономическое» бронирование не решит проблему нехватки кадров. Это будет воспринято как официальный откуп от мобилизации и лишь повлечет негативную реакцию в армии.

В то же время отмечается, что $5 млрд, которые ожидали получить от «экономического» бронирования, могут заменить ростом налогов.

Это же изобретение сухой воды, господа. Увеличить налоги с предприятий, где нет сотрудников. Гениально! Это точно сработает!

Оригинал – здесь.

Игорь Гуменный, владелец UBC Group, глава комитета по развитию промышленности и инфраструктуры СУП

Игорь Гуменный /из личного архива

Игорь Гуменный Фото из личного архива

Экономика является материально-технической базой армии. Сначала экономика – потом армия. Если не будет работающего бизнеса (экономики), а соответственно, и налогов на войну – не будет армии, война закончится очень быстро.

«Экономическое» бронирование должно дополнить действующую систему бронирования. Не важно основание «экономического» бронирования. Будет ли это доплата за забронированного 20 000–40 000 грн или просто «белая» зарплата от 35 000–40 000 грн. Таковых будет 100 000–200 000 мужчин.

Это никакие не мажоры. Это критический персонал, на котором держится работа ключевых технологий. Это не вопрос «справедливости». Это вопрос целесообразности, просто вопрос функционирования предприятий, финансирующих армию.

Если забрать 3–5% ключевых сотрудников с завода UBC Group, он остановится. Остальные 95–97% сотрудников потеряют работу, а государственный бюджет – поступления.

Такое впечатление, что в армии не понимают, откуда берутся деньги на ведение войны.

Оригинал – здесь.

Руслан Шостак, совладелец EVA и Varus, президент корпорации TERWIN

Руслан Шостак /предоставлено пресс-службой

Руслан Шостак Фото предоставлено пресс-службой

Должно быть «экономическое» бронирование. Оно позволит бизнесу и государству получить от этого деньги. Не вижу, кто в таком случае может проиграть. Ребята, которые сейчас не бронируются, все равно не воюют.

Если будет «экономическое» бронирование, например за 20 000 в месяц, вы можете бронировать любого работника.

Томаш Фиала, основатель инвесткомпании Dragon Capital

Мобилизация нужна. Это экзистенциальный вопрос.

Ее прямое влияние на бизнес – часть работников заберут в армию. Но еще большее негативное влияние – опосредованное. Работодатели теряют больше сотрудников не потому, что последних мобилизуют, а потому, что они боятся официально работать. И начинают работать в теневом секторе.

Так теряется экономический потенциал.

Томаш Фиала /предоставлено пресс-службой

Томаш Фиала Фото предоставлено пресс-службой

Это можно было бы решить путем «экономического» бронирования, предложенного правительством. Понимаю, это сложное политическое решение. Но не вижу иного выхода. Это нужно делать. Чтобы у людей, не работающих за большие зарплаты, была мотивация действительно оставаться и трудоустраиваться официально, платить налоги, наполнять бюджет.

Василий Даниляк, СЕО группы компаний ОККО

Василий Даниляк /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Василий Даниляк Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Мы собираемся забронировать ключевых сотрудников. В целом влияние закона об усилении мобилизации ощутили на реализации. С момента вступления его в силу и всю последующую неделю после реализация сократилась на 12–15%. Из-за того, что люди меньше ездят. Он прежде всего влияет на потребление.

Александр Деркач, совладелец холдинга «Молочный альянс» и клиники «Оберіг»

Политиканство чистой воды. Официально забронировать того человека, который критически необходим на производстве, заплатив деньги в бюджет, нельзя. Ибо это «несправедливо» и «люди» не поймут.

А когда эти «люди» собирают по копейке свой кеш, чтобы «забронироваться» неофициально где-то в ТЦК или ВЛК, то это нормально. Это справедливо. Поскольку оно исподтишка под полой. Это «люди» понимают.

Александр Деркач

Александр Деркач

Вопрос скорее вообще точечный. Потому что есть много предприятий, которые не являются «стратегически важными». Но убери оттуда одного-двух человек – они развалятся и работники пойдут на улицу. Или, например, руководители управляющих компаний крупных холдингов.

Поскольку выходит нонсенс. Руководителя предприятия, входящего в холдинг, забронировать можно, а руководителя холдинга, который на голову важнее, – нет.

Артем Бородатюк, основатель IT-холдинга Netpeak Group

Артем Бородатюк /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Артем Бородатюк Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

История с отказом от «экономического» бронирования путем «увеличения налогов» – еще одно доказательство того, что экономику как предмет нужно добавлять в школьную программу. Иначе мы погубим себя как общество.

Оригинал – здесь.

Андрей Серветник, партнер компании «Делойт»

Андрей Серветник /из личного архива

Андрей Серветник Фото из личного архива

Наши власти похожи на ребенка, который считает, что деньги берутся из банкомата или папиного кошелька. Они не способны понять последствия остановки бизнеса и прекращения налоговых поступлений. Или просто продолжают старую испытанную популистическую политику, делая вид, что они «за справедливость» и против «попыток откупиться от армии».

Оригинал – здесь.

Александр Косован, владелец MacPaw

Все очень просто: либо государству нужен рабочий бизнес и жизнеспособная экономика – тогда она создает условия и обеспечивает возможность работать в условиях военного положения, либо нет – тогда тотальная мобилизация и все ресурсы на войну, как на последний бой.

В условиях войны на истощение второй вариант совершенно проигрышный. А первый, к сожалению, реализован очень сомнительно.

Прозрачных правил не существует, а варианты, которые государство предлагает, или очень ограничены, или очень недоступны (ибо банально даже документы собрать невозможно), или не соответствуют ожиданиям общества.

Александр Косован /Владимир Герасимов для Forbes Україна

Александр Косован Фото Владимир Герасимов для Forbes Україна

Много ли у нас в стране людей, способных создавать добавленную стоимость, талантливых и предприимчивых, которые что-то создают и двигают нашу страну и экономику?

На самом деле не так много. И их нужно ценить, потому что именно они отличают нашу страну и дают шанс на будущее. Мы их ценим и платим соответственно.

«Экономическое» бронирование – простой фильтр, как оставить этих специалистов работать на экономику. Мы не вытянем войну на истощение, если развалим экономику. Поэтому абсолютно поддерживаю необходимость «экономического» бронирования уже сейчас.

Оригинал – здесь.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд