Депутат Александр Дубинский 13 ноября получил подозрение в государственной измене. Уже ночью суд отправил его в СИЗО. Депутат отрицает обвинения и называет дело политическим. В чем Дубинского обвиняет ГБР и СБУ и какой приговор может его ждать? Спойлер: вину депутата будет непросто доказать, предупреждают собеседники Forbes.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Следователи Государственного бюро расследований (ГБР) и Служба безопасности Украины (СБУ) 13 ноября вручили подозрение в государственной измене и участии в преступной организации депутату Верховной Рады и бывшему телеведущему телеканала «1+1» Александру Дубинскому, 42.
В этот же день он прибыл в Печерский суд, а оттуда по решению судьи уже ночью отправился в СИЗО на 60 дней. Инкриминируемая Дубинскому статья не предусматривает внесения залога. Депутату грозит до 15 лет заключения с конфискацией имущества.
Есть ли у правоохранителей основания для столь громких обвинений?
Один из трех
«Новый год в СИЗО за критику власти», – заявил после объявления меры пресечения Дубинский.
Подозрение в госизмене – уже второе за этот месяц обвинение ГБР и СБУ в адрес депутата. С 6 ноября Дубинский находится под домашним арестом из-за якобы организации схемы по незаконному выезду мужчин за границу.
На этот раз обвинения гораздо серьезнее. В ГБР и СБУ считают, что Дубинский вместе с бывшим прокурором Константином Куликом, экс-нардепом Андреем Деркачем и его помощником Игорем Колесниковым действовали в интересах РФ и организовывали мероприятия по дискредитации Украины на международной арене, а также продвигали кремлевские нарративы в обществе.
Сам Дубинский называет дело политически мотивированным из-за критики президента Владимира Зеленского и главы его офиса Андрея Ермака и отвергает обвинения.
Кто такой Дубинский
Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст
В прошлом – телеведущий и журналист. С 2010 по 2019 год работал на телеканале «1+1» креативным продюсером и ведущим ряда программ. Издание «Детектор медиа» в 2019 году отмечало, что определенные материалы Дубинского имели признаки политического заказа и якобы отражали мнение совладельца «1+1» бизнесмена Игоря Коломойского.
После победы Владимира Зеленского в президентских выборах Дубинский прошел в парламент как мажоритарщик от партии «Слуга народа», стал членом комитета по финансовой и таможенной политике. В апреле 2020 года Дубинский внес 1199 правок в так называемый «антиколомойский закон», который делает невозможным возврат национализированных банков их владельцам и ограничивает размер компенсации. Закон был принят.
Дубинский был куратором так называемой «коломойской группы» в парламенте, в которую входили два десятка нардепов, и модерировал их группу в Whatsapp, давая указания перед важными голосованиями, писало издание NV.
В 2021 году Дубинский попал под санкции США из-за вмешательства в президентские выборы США в 2020 году как «часть связанной с Россией сети иностранного влияния». Поэтому его исключили из партии СН.
Птичка, Буратино и Деркач. Что известно о деле Дубинского
По версии ГБР и СБУ, Дубинский вместе с Деркачем занимался организацией медиамероприятий, где распространяли фейки об украинских властях и ее западных партнерах по указанию российских спецслужб. В них якобы участвовал и бывший прокурор Кулик. «Он публично «обосновывал» их фейки с точки зрения права», – говорится в заявлении ГБР.
Кураторами от российских спецслужб выступали двое: заместитель начальника главного управления генерального штаба вооруженных сил РФ Владимир Алексеев и их помощник Алексей Савин, сообщает ГБР. По их данным, у Кулика был позывной Птичка, Дубинский – Буратино.
Эту информацию на видео озвучивает помощник Деркача Колесников, еще в 2022 году задержанный СБУ. Сейчас он отбывает наказание за измену и согласился сотрудничать со следствием.
Колесников утверждает, что получил заказ от российских кураторов на шесть пресс-конференций, которые должны дискредитировать украинские власти и подорвать ее отношения с международными партнерами. На реализацию заказа Колесников получил от РФ более $10 млн.
В качестве примера такого взаимодействия правоохранители приводят пресс-конференцию Деркача 9 октября 2019 года, на которой он рассказывает о якобы давлении со стороны США на правоохранительные органы Украины. Речь идет о деле газодобывающей компании Burisma бывшего министра экологии времен Януковича Николая Злочевского. Членом наблюдательного совета Burisma в 2014–2019 годах был сын нынешнего президента США Гантер Байден.
В 2015 году Злочевский был объявлен в розыск из-за уклонения от налогообложения, хищения средств и государственных ресурсов. В 2016 году дела против него были закрыты, а тогдашний генеральный прокурор Виктор Шокин подал в отставку.
Деркач утверждал, что сын президента США якобы получил взятку от Злочевского за содействие в закрытии против него дела и отставке Шокина.
Подобные месседжи в это время пытался продвигать тогдашний оппонент Байдена на президентских выборах Дональд Трамп. В 2019 году он провел несколько телефонных разговоров о возобновлении «дела Burisma» с недавно избранным президентом Украины Владимиром Зеленским.
Нарвативы, которые нужно было озвучивать на пресс-конференции, были продиктованы российскими кураторами, говорит Колесников. В доказательство этого СБУ приводит запись его разговора с одним из них: куратор якобы просит провести еще одну расширенную медкомиссию на эту тему с участием Буратино.
Дело компании Burisma во второй раз вспомнили на пресс-конференции Деркача и Дубинского в ноябре 2019 года. В ходе мероприятия Дубинский и Деркач утверждали, что во время работы в компании Гантер Байден получал «отмытые» средства Злочевского и семьи Януковича.
Дубинский исключает заявления о сотрудничестве с РФ и отмечает, что ранее дал показания правоохранителям о государственной измене Деркача и рассказал все известные ему факты.
«Вся моя вина в том, что я дал совместную пресс-конференцию с Деркачем, а потом решился критиковать Зеленского», – заявляет Дубинский в своем аккаунте в Telegram. Депутат утверждает, что дело против него сфабриковано по указанию ОП.
Что угрожает Дубинскому
Фабула дела Дубинского не нова, говорит исполнительный директор и член правления Центра противодействия коррупции (ЦПК) Дарья Каленюк. В 2020 году ЦПК направил письмо Генеральной прокуратуре и СБУ о фактах, которые могут свидетельствовать о совершении Дубинским государственной измены.
В частности, в письме упоминается и совместная пресс-конференция с Деркачем, а также создание временной следственной комиссии в ВР по мотивам этого мероприятия. Три года назад письмо от ЦПК правоохранители проигнорировали. Почему так? В то время у них не было достаточного количества доказательств, чтобы перевести дело из фактологического разряда в реальное производство, предполагает заместитель главы антикоррупционного комитета ВР Ярослав Юрчишин.
«Деятельность Дубинского заключается в распространении кремлевских нарративов о «соросятах», грантоидах, контроле над Украиной американцев и т. д.», – отмечает Каленюк. Он выступал против важных евроинтеграционных инициатив, таких как реформа Национального банка, НАБУ и корпоративного управления, добавляет представитель ЦБК.
Несмотря на наличие публичных заявлений, доказать государственную измену Дубинского будет трудно, считает Юрчишин. «Нужно доказать, что это была не политическая позиция или личное мнение, а реальное действие в интересах агрессора», – говорит Юрчишин.
К тому же подозреваемый может обжаловать решение украинского суда в международных судах, в частности, в Европейском суде по правам человека. «Доказательная база должна быть близка к идеалу, чтобы позиция следователей выстояла не только в украинских, но и в международных судах», – говорит депутат.
Юрчишин не ожидает скорого завершения дела. «Финальное решение можно ждать годами», – констатирует он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.