Что ждет украинскую экономику после потери трети ВВП из-за войны с Россией? Ожидать ли роста, какими будут курс гривны и инфляция и сколько денег не хватает госбюджету? Центр экономической стратегии собрал консенсус-прогноз на основе оценок семи инвесткомпаний, банков и аналитических центров. Forbes публикует ключевые выводы
Обстрелы энергетической инфраструктуры Россией не смогли разрушить украинскую экономику, однако значительно ухудшили экономические перспективы на 2023 год. Даже незначительного роста ВВП в 3–5%, который прогнозировался осенью (еще до начала энергетического террора), в этом году, вероятно, не будет, свидетельствуют результаты консенсус-прогноза семи украинских и иностранных аналитических структур, собранного Центром экономической стратегии.
Лишь один из семи прогнозов предполагает экономический рост выше, чем заложен в госбюджете-2023 (3,2%) – 5,5%. В трех случаях прогнозируется, что 2023-й станет для Украины еще одним годом сокращения ВВП: от -4,6% до -0,5%. Это значит, что украинская экономика вернется к уровню ВВП в $155–160 млрд, в то время как в предвоенном 2021-м было свыше $200 млрд.
Хорошая новость – экономисты не ожидают значительной девальвации гривны в этом году. Также Украина, вероятно, прошла пик инфляции (26% в конце 2022-го).
Большинство прогнозов основано на предположении, что горячая фаза войны с Россией будет продолжаться в течение всего года. Как тем временем будет чувствовать себя экономика?
ВВП точно не будет расти?
Согласно консенсус-прогнозу, собранному ЦЭС, в этом году Украину ожидает минимальное падение ВВП в 0,1%. Похожий прогноз, но с другим знаком, в январе опубликовал НБУ, существенно ухудшивший ожидания экономического роста: с 4% до 0,3%.
Прогнозы опрошенных экономистов в части ВВП заметно разнятся между собой: разброс находится в пределах от -4,6% падения до 5,5% роста.
Что будет влиять на экономические перспективы этого года?
- Война. Три участника опроса прогнозируют, что активные боевые действия продлятся весь 2023-й. Такие же ожидания у НБУ и Минэкономики. Двое прогнозистов исходят из того, что горячая фаза войны завершится в середине года или в третьем квартале.
- Воздействие блэкаутов было значительно меньшим, чем ожидалось осенью. «Самая сложная была последняя неделя ноября и начало декабря, – отметил руководитель аналитического департамента Sense Bank Алексей Блинов. – По нашим оценкам, 24 ноября бизнес потерял 55% производительного времени. Сейчас очевидно, что влияние блэкаутов на экономику умеренное». Замглавы НБУ Сергей Николайчук также отмечает менее существенный эффект от ракетных ударов по инфраструктуре. Благодаря этому он не исключает, что Нацбанк улучшит январский прогноз роста ВВП, составляющий символические 0,3%.
- «Зерновой коридор» продолжит работать в том же режиме, что и сейчас. Из таких ожиданий выходят пять из семи аналитиков, а также НБУ. «Срок «зернового соглашения» истекает 18 марта, мы ожидаем, что оно будет продлено, но относимся к этому осторожно и не рассчитываем, что оно будет расширено на другие товары», – сказал Николайчук из НБУ.
- Урожай может быть даже лучше, чем в прошлом году, предполагает Блинов из Sense Bank. Это одна из причин, почему учреждение сохраняет прогноз экономического роста в 5,5%.
- Помощь партнеров на восстановление может дать толчок к дополнительному росту. «Наш прогноз в 1,7% не учитывает $17 млрд на быстрое восстановление, в которых, по оценкам правительства, в этом году нуждается Украина», – отмечает ведущая научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций (IER) Александра Бетлий.
Почему значительной девальвации гривны не будет
Экономисты не видят значительных оснований для серьезной девальвации гривны. Наиболее пессимистические прогнозы по курсу доллара на конец года – 43 и 45 грн/$ соответственно от Sense Bank и Dragon Capital и Morgan Stanley.
«Многие ожидают резкой девальвации до конца года. Это очень положительный месседж: НБУ сохраняет полный контроль над ситуацией, – констатирует глава департамента макроэкономических исследований ICU Виталий Ваврищук. – То есть любое ослабление курса будет не результатом каких-то обстоятельств или сюрпризов (как было в середине 2022-го), а взвешенным решением регулятора».
Нацбанк пока будет продолжать действовать в рамках политики фиксированного курса, которой регулятор придерживается с первого дня российского вторжения, сказал замглавы НБУ Николайчук. «Вместо этого мы стараемся далеко не отпускать розничный курс», – добавил он.
Ресурсы в Нацбанке будут: опрошенные аналитики не ожидают падения валютных резервов (сейчас – $29,9 млрд): консенсусное значение составляет $29,5 млрд на конец года. Минимальный прогноз – $26,3 млрд, максимальный – $33 млрд.
Минэкономики ожидает высокую инфляцию
Стабильный курс поможет НБУ удержать тренд на снижение инфляции, которая достигла пика в конце прошлого года и, согласно январскому прогнозу НБУ, замедлится в конце года до 18,7%, говорит Николайчук.
Другие значительные факторы: менее существенные проблемы с логистикой и тренд по снижению инфляции в мире, добавляет он. В общем это совпадает с прогнозами участников консенсус-опроса. Их ожидания по инфляции на конец года – в диапазоне от 14,5 до 18,7%.
С этим не согласно Минэкономики, которое хоть и пересмотрело предварительный прогноз по инфляции в 28% на конец 2023-го, однако он остается выше других прогнозов – 24%, рассказал заместитель министра экономики Алексей Соболев. Одна из причин – украинский бизнес будет вынужден переложить убытки на потребителей, считает он. Впрочем, аналитики Минэкономики также считают, что Украина уже прошла пик инфляции.
Сколько международной помощи нужно Украине
Один из самых неопределенных параметров – объем бюджетной поддержки Украины в этом году. Аналитики оценивают потребности в финансировании в $44,8–57 млрд, а объемы международного пособия – в $37–43,2 млрд.
Но пока четкого понимания покрытия даже $38 млрд бюджетного дефицита, на которые ориентируется правительство, нет, говорит министр финансов Сергей Марченко. Он анонсировал пересмотр бюджета в этом году в части расходов, в частности, из-за ухудшения макропрогноза (бюджет составлен на более высоких показателях роста ВВП и инфляции).
Несмотря на это, по состоянию на сейчас ожидания по международной помощи увеличились на $10 млрд по сравнению с периодом, когда правительство составляло бюджет, говорит Соболев из Минэкономики. «В этом смысле мы чувствуем себя гораздо увереннее, чем еще полгода назад», – считает он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.