Дания предупреждает, что танкеры с российской нефтью, идущие через датские проливы, с большей вероятностью разобьются и разольют свой груз, если будут проходить по опасному мелководью без местных лоцманов-специалистов, пишет Financial Times.
Ключевые факты
- Узкий участок воды между Данией и Швецией в устье Балтийского моря является ключевым торговым маршрутом для российской нефти, следующей по морю на рынки всего мира. Согласно 165-летнему соглашению, подписанному в Копенгагене в 1857 году, все международные суда имеют право проходить через проливы, но Дания должна предоставить лоцманов, чтобы помочь судам перемещаться по своим многочисленным островам и песчаным отмелям.
- Международная морская организация ООН рекомендует использовать лоцманов, но это необязательно. Представители датской судоходной отрасли опасаются, что санкции в отношении российской торговли могут привести к увеличению количества неуправляемых судов.
- Несоблюдение правил и рекомендаций создаст экологический риск не только для датских территориальных вод. Это также создаст риск безопасности судоходства и для членов экипажа на борту судов», – заявили в Датском морском управлении. Там призывают «мировой судоходный сектор продолжать соблюдать все правила и рекомендации».
- Экспорт российской нефти не сильно сократился с тех пор, как были введены санкции. По данным аналитической группы по сырьевым товарам Kpler, около 1,5 млн баррелей сырой нефти в день – примерно 1,5% мировых поставок – продолжают проходить через датские проливы на пути к Северному морю и Атлантическому океану.
- До сих пор большинство судов продолжали придерживаться рекомендаций. В августе 196 нефтяных танкеров прошли по основному каналу в датских проливах, известному как Большой Бельт. По данным Датского морского управления, более 95% использовали лоцмана.
- В марте датские лоцманы призвали прекратить обслуживание российских судов. Однако датские власти заявили, что они должны продолжаться.
Контекст
В отрасли есть опасения, что когда санкции ЕС по морской торговле российской нефтью вступят в силу с 5 декабря, это усложнит или даже помешает Дании предоставлять лоцманов для танкеров, перевозящих российские грузы. В рамках санкций предоставление морских услуг таким судам будет запрещено, хотя не исключено, что лоцманское сопровождение все же может быть разрешено для транспортировки нефти в «третьи страны» за пределами ЕС.
Виктор Катона, эксперт по рынкам нефти в Kpler, сказал, что, по его мнению, решение будет найдено, и добавил, что предоставление лоцманских услуг судам, перевозящим российские грузы через турецкий пролив Босфор, также продолжалось, несмотря на ужесточение глобальных ограничений.
Российские производители нефти уже расширяют обходные пути в преддверии эмбарго и ценовых ограничений.
Российский морской экспорт сырой нефти резко сократился в первой половине сентября, сначала из-за шторма в Тихом океане, а затем из-за непонятного сокращения поставок с Балтийского моря. Потоки крупных азиатских покупателей Китая и Индии не компенсируют падение объемов для Европы.
Объем отгружаемой нефти из портов России за две недели упал почти на 900 000 баррелей в день, составив в среднем 2,54 млн баррелей в день за неделю до 16 сентября.
Страны Европейского союза планируют в течение нескольких недель договориться об ограничении цен на российскую нефть. Эта инициатива набрала обороты после того, как президент страны-агрессора Владимир Путин объявил мобилизацию в РФ.
![Не пускать за порог. Пять мифов о том, что план ограничить цену на нефть из России не сработает – разбор FP /Фото Getty Images](https://forbes.ua/static/storage/thumbs/80x80/b/ec/e8d8e2d7-efa0f18af91dd6e845e335600182eecb.jpg?v=9828_2)
![Они все знают. Как работает российская машина цензуры «Роскомнадзор». Анализ хакнутых документов от NYT /Фото Getty Images](https://forbes.ua/static/storage/thumbs/80x80/0/9e/23f7e331-9a6c5e29ce2b4d248b805d89feb3a9e0.jpg?v=0378_2)
![Путин мобилизует 300 000 россиян для войны с Украиной. Что это меняет? Отвечают Подоляк, Данилов, Арахамия и Марченко /Фото Getty Images](https://forbes.ua/static/storage/thumbs/80x80/1/be/0ae96b6a-dd722608a8a0de2e93a0dc7c649fdbe1.jpg?v=4274_3)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.