Нобелевскую премию мира не всегда получают люди, несущие в общество положительные изменения. Два года назад награду вручили премьер-министру Эфиопии Абий Ахмеду Али за урегулирование пограничного конфликта с соседней Эритреей. Но позже он вернулся к тактике своих предшественников и начал гражданскую войну в северном регионе Эфиопии.
В этом году Нобелевский комитет обратил внимание на защиту свободы слова. Лауреатами премии мира стали журналисты Мария Ресса, 58, и Дмитрий Муратов, 59. Их наградили за борьбу за свободу слова на Филиппинах и в России.
Всемирный индекс свободы прессы, который составляет организация «Репортеры без границ», показывает: работа журналистов серьезно осложнена в 73 из 180 стран, учтенных в рейтинге, и ограничена еще в 59. Украина занимает в рейтинге 97 место.
Главный редактор «Зеркала недели» Юлия Мостовая говорит, что Нобелевский комитет дал премии не представителям двух конкретных стран, а обратил внимание на мировую тенденцию. В Нобелевском комитете Рессу и Муратова называют журналистами, отстаивающих идеал профессии в мире, в котором демократия и свобода прессы сталкиваются со все более неблагоприятными условиями.
Ежедневный подвиг
Дмитрий Муратов — соучредитель и главный редактор «Новой газеты», издания, которое Нобелевский комитет назвал «наиболее независимой газетой России». С момента создания «Новая газета» писала о коррупции, полицейском насилии, незаконных арестах, фальсификации результатов выборов, «фабриках троллей», вооруженных силах России. Главный редактор «Украинской правды» Севгиль Мусаева называет работу «Новой газеты» геройством. «Это вопрос ежедневного выживания и этого издания, и журналистов, которые в нем работают», — убеждена Мусаева.
Муратов посвятил свою награду шести журналистам из своей редакции, которых убили из-за их профессиональной деятельности. «Игорь Домников, Юрий Щекочихин, Анна Политковская, Стас Маркелов, Анастасия Бабурова, Наташа Эстемирова — вот эти люди получили сегодня Нобелевскую премию», — цитирует Муратова «Новая газета». В частности, Анну Политковскую, которая освещала конфликт России в Чечне, застрелили в 2006 году. Срок привлечения к ответственности заказчиков ее убийства прошел за день до объявления Муратова лауреатом премии.
«Мы будем стараться помогать людям, признанных сейчас агентами, которых притесняют, высылают из страны», — говорит Муратов. Севгиль Мусаева считает катастрофой ситуацию со свободой слова в России и признанием журналистов иностранными агентами. «Я рассматриваю этот жест Нобелевского комитета как поддержку не только одного издания и Дмитрия Муратова, а всей независимой журналистики в России, которая сейчас столкнулась со сверхпроблемами», — добавляет Мусаева.
Когда речь идет о Крыме, Муратов признает, что Россия присвоила территорию другой страны. Однако называть полуостров украинским не спешит, ведь местные жители уже проголосовали за присоединение к РФ.
Защищая факты
«Мария Ресса использует свободу высказываний, чтобы показывать злоупотребления властью, насилие и растущий авторитаризм в родной стране», — пишет о первой лауреатке филиппинского происхождения Нобелевский комитет. В 2012 году Ресса открыла и возглавила издание Rappler, которое должно было строить проактивные сообщества с помощью технологий, интернета и смартфонов. «Идеей было взять журналистику и телевидение и положить их в карман», — объясняет Ресса.
Это актуально для Филиппин, где средний возраст населения — 25 лет. Facebook стал для филиппинцев главным публичным пространством, определяющим реальность. «Почти 97% населения или пользуются интернетом, или сидят на Facebook», — говорит Ресса. Сейчас у Rappler 4,5 миллиона подписчиков в этой социальной сети.
Ресса посвятила полученную Нобелевскую премию мира своему медиа, которое стало оплотом оппозиции Президенту Филиппин Родриго Дутерте. Одним из первых шагов Дутерте как новоизбранного президента в 2016 году была борьба с распространением наркотиков. Люди, которых администрация ассоциировала с распространением наркотиков в стране, начали умирать тысячами.
Rappler и Ресса решили привлечь государство к ответственности. В ответ обрушились атаки в социальных сетях. Против медиа развернули полномасштабную кампанию и обвинили в распространении ложной информации. Каждый час Ресса получала около 90 сообщений с угрозами. «Просто потому, что вы журналисты, вы думаете, что защищены от убийства», — сказал тогда Дутерте. Дважды Рессо арестовывали, обвиняя в клевете в киберпространстве, но ей удалось обжаловать приговор. Суд закрыл дело в августе 2021.
Севгиль Мусаева познакомилась с главной редакторкой Rappler в 2018 году на вручении премии американской независимой организации Комитет защиты журналистов. «Меня поразила ее эмоциональная речь в тот день. Награда была абсолютно заслуженной. Это были аплодисменты всех присутствующих в зале журналистов», — вспоминает Мусаева.
В начале октября Родриг Дутерте заявил, что уходит из политики. Согласно Конституции Филиппин, он не мог баллотироваться на второй президентский срок — но мог бы остаться вице-президентом. В 2022 году он сложит полномочия.
Журналистика еще никогда не была так важна, как сегодня, считает Ресса. «Тем не менее, продолжая делать то, что мы делаем, Rappler ежедневно сталкивается с риском закрытия», — сказала журналистка после объявления новости о присуждении ей Нобелевской премии мира. Ресса и ее редакция продолжат защищать факты, ведь мир без фактов, по ее словам, — мир без правды и доверия.
Юлия Мостовая называет лауреатов премии мира в 2021 году хранителями реальности — в противовес тем, кто повторяет ее изуродованные пропагандистские копии. «Они представляют исчезающий вид — ответственную, честную, компетентную журналистику. Я рада, что Нобелевский комитет обратил внимание на болезнь и наградил лекарей. Не поздно бы».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.