За последний год доверие к новостям в разных уголках мира упало еще на 2 процентных пункта, что во многих странах свело на нет успехи, достигнутые в разгар пандемии коронавируса, говорится в отчете Reuters Institute по диджитал-новостям в 2023 году. В среднем только четверо из десяти участников исследования говорят, что в основном доверяют большинству новостей.
Ключевые факты
- Финляндия остается страной с высоким уровнем общего доверия (69%) к новостям, тогда как Греция (19%) имеет самый низкий уровень доверия после года, характеризующийся горячими спорами о свободе печати и независимости СМИ.
- Среди тех, кто избегает новостей почти четверо из десяти (39%) заявили, что избегали новостей о войне в Украине, за ними шли новости о национальной политике (38%), вопросах социальной справедливости (31%), преступности (30%) и знаменитостях (28%).
- Избегание новостей об Украине было самым высоким в соседних странах.
- Отмечается, что эти данные могут свидетельствовать не об отсутствии интереса к Украине, а о желании управлять временем или беречь психическое здоровье от реальных ужасов войны. Возможно также, что потребители в этих странах уже считают себя достаточно информированными о ситуации в Украине.
- Доказательства того, что некоторые люди отказываются от важных новостных тем, таких как война в Украине, национальная политика и даже изменение климата, чрезвычайно сложны для индустрии новостей и для тех, кто считает, что СМИ играют решающую роль в информировании общественности.
- В отличие от пандемии COVID-19, ни кризис стоимости жизни, ни война в Украине не привели к постоянному росту потребления новостей. Данные опроса по большой группе стран показывают снижение еженедельного потребления различных источников новостей за последний год и падение интереса к новостям в целом.
- В 20 странах, где издатели были самыми активными и где концепция оплаты онлайн-новостей хорошо известна, средняя доля тех, кто производит любые онлайн-платежи за контент, остается на уровне 17% второй год подряд. Это вызывает вопрос о том, был ли достигнут пик тенденции подписки.
- Facebook остается одной из популярнейших социальных сетей в целом, но его влияние на журналистику снижается.
- Когда дело доходит до новостей, пользователи говорят, что больше внимания уделяют знаменитостям и инфлюэнсерам, чем журналистам в таких сетях, как TikTok, Instagram и Snapchat. Это резко контрастирует с Facebook и Twitter, где средства массовой информации и журналисты по-прежнему играют центральную роль в обсуждении.
Контекст
В то же время в Украине война перевернула с ног на голову новостное медиаполе: впервые в современной истории Украины телевизор проиграл другому медиа. Telegram в 2022 году стал основным провайдером новостей. 60% украинцев получают новости из Telegram-каналов, в то время как с телевидения потребляют новости только 36% сограждан. Это результаты исследования USAID-Internews по потреблению медиа, опубликованного в конце 2022 года.
Агрегированные цифры мало свидетельствуют об информационной мощности конкретного СМИ или квазимедиа, как анонимные Telegram-каналы. Основной новостной продукт на телевидении сейчас – марафон «Единые новости», который круглосуточно транслируют на шести каналах.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.