Я – путешественник. Люблю отрываться от ежедневного ритма. Путешествуя, я свободна, легче воспринимаю новое. Мне всегда прекрасно пишется вне дома.
У меня хорошо получаются вещи, которые дают возможность окунуть‑ ся в определенное медитативное со‑ стояние. Например, я хорошо гребу на байдарке. Шью. А еще обожаю готовить – открыла бы ресторан. Много читаю, в частности современную украинскую литературу.
Я занимаюсь электронной музыкой в области академической культуры (contemporary classic). Она заполняет территорию между технологиями и экспериментальностью, отвечает за поиск нового и дух свободы в классике. Это возможность индивидуального высказывания и исследования в очень традиционном поле. Мои любимые композиторы – экспериментаторы: Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Леонид Грабовский.
Этот год стал для меня годом работы над музыкой к опере о Василе Вышиваном. О нем я впервые узнала почти 20 лет назад из колонки Юрия Андруховича. А позже выяснилось, что дедушкой моего бывшего студента был близкий друг Вышиваного. Тесен мир!
Тимоти Снайдер предполагает, что именно Вышиваный был прототипом Джеймса Бонда: оба любили красивые вещи, носили одинаковые часы, постоянно попадали в приключения и имели общее motto: «И целого мира мало». Получив предложение написать музыку для оперы о Вышиваном, я не колебалась. Либретто написал Сергей Жадан, режиссером стал Ростислав Держипильский. Это масштабная история: примерно 100 музыкантов, 80 хористов. Премьера запланирована на конец апреля.
Как «подступиться» к классике? Довериться композитору, исполнителю. Так же, как, читая книгу, мы идем за писателем. Доверяйте, даже если звучание кажется вам необычным.
Одно из моих самых больших мечтаний– создать в Киеве Институт музыки и акустики, аналог французского IRKAM имени Пьера Булеза. А еще – отправиться в путе‑ шествие по миру. Там я замечаю, как меняется мир. Например, дважды была в Китае с интервалом в шесть лет. Перемены разительны. В Украине я этого не чувствую.
Я не спекулирую на новизне: не пишу ничего, лишь бы поставить публику на уши. Настоящая новизна в музыке для меня – это когда каждый раз пробуешь сделать иначе, чем до сих пор. Как на байдарке, плывешь в неизвестное.
Лучше всего я работаю в покое и сосредоточении. Мне также помогает, когда ощущаю себя частью чего‑то большего. Когда пишу, должна почувствовать себя немного исполнителем – сразу попробовать сыграть музыкальный текст. Должна представить, как это будет звучать со сцены. Воображение – один из основных инструментов композитора.
Я бы мечтала выпить кофе с итальянским композитором‑авангардистом Луиджи Ноно, который был известен своей радикальностью и новаторством.
Лучший совет в моей жизни дал мне мой педагог. Я жаждала развития, но была растеряна: учиться той музыке, которой я хотела заниматься, в Украине было негде. Учитель посоветовал: «Учись у самой себя». С тех пор я начала прислушиваться к своему ощущению музыки, доверять собственному мнению.
Лучшее решение в моей жизни – поехать учиться в Париж. Моему сыну тогда было пять лет, казалось, это не вовремя. Мой свекор даже сказал, что у меня нет гена материнства. Но у меня точно был ген композиторства. Я прошла огромный конкурс, поехала и ни дня не жалела об этом.
Во Франции я видела, как все композиторы в IRKAM совмещали творческую и научную работу с преподаванием. Я поняла, что эти три составляющие работают только в синергии. Убери любую– и все рассыплется. С тех пор вопрос баланса в работе я для себя решила. Менеджерская работа отнюдь не мешает мне писать музыку.
Меня влечет новое и неизвестное. Лучший способ войти на территорию неизведанного – попытаться «обжить» ее, найти что‑то понятное или подвластное тебе. И дальше осваивать сантиметр за сантиметром. Изучать, открывать, исследовать. Это делает жизнь очень интересной.
Как «подступиться» к классике? Довериться композитору, исполнителю
Опубликовано в шестом номере журнала Forbes (декабрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.