Малый и средний бизнесы Украины приостановили восстановление, которое начало наблюдаться в конце апреля и начале мая 2022 года. Об этом говорится в исследовании Advanter Group.
Ключевые факты
- «Причинами могут быть затягивание войны (и, соответственно, сложность прогнозировать результаты работ и оценивать эффект от инвестиций) и сокращение потребительского спроса. Однако есть такие вопросы, которые беспокоят бизнес, но могут быть решены правительством. Это прежде всего доступ к финансовому ресурсу, восстановлению логистических возможностей и бронированию ключевых сотрудников», – цитируется в исследовании Андрей Длигач, глава Advanter Group, соучредитель Центра экономического восстановления.
- Индекс активности бизнеса UBI (Ukrainian Business Index) достиг самой низкой отметки с декабря 2020 года и составляет 22,73 (из 100 возможных). Индекс упал на треть по сравнению с маем 2022-го, что свидетельствует о неуверенности бизнеса в быстром улучшении экономической ситуации, отмечается в исследовании.
- 46,8% предприятий полностью или почти полностью прекратили работу с 24 февраля. По состоянию на 10 мая таких было 49%.
- Средний ожидаемый показатель объемов реализованной продукции в 2022-м против 2021 года – 48%. Это на 6 п.п. ниже показателя мая 2022-го.
- С 24 февраля МСБ сократил 20% персонала. По подсчетам Advanter Group, это 1,07 млн сотрудников. Доля сотрудников, отправленных в отпуск, – 20%. Доля персонала из работающих на текущий момент на условиях сокращения зарплаты – 27%.
- Общие потребности МСБ в финансировании $73 млрд. 41% предприятий считают поиск финансирования приоритетом.
Контекст
Основными проблемами восстановления МСБ называет отсутствие достаточного количества платежеспособных клиентов на внутреннем рынке (62%), непрогнозируемость развития ситуации в Украине и на внутреннем рынке (48%), отсутствие достаточного капитала (43%).
В то же время потребительский рынок постепенно восстанавливается. В мае по сравнению с апрелем украинцы стали больше покупать товары и услуги, оплачивая их банковскими карточками, свидетельствует статистика сети POS-терминалов ПриватБанка. Количество оплат покупок в мае выросло на 21%.
Исследование проведено Advanter Group при поддержке Министерства цифровой трансформации, Ukrainian Economic Outlook, ТПП и Лиги деловых клубов Украины методом онлайн-опроса владельцев и CEO МСБ. Всего опрошено 877 респондентов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.