НАБУ и САП завершили расследование дела о завладении имуществом и средствами ПАО «Укрнафта» на 13,8 млрд грн. Антикоррупционные органы подозревают по этому делу восемь человек, в том числе бывший топ-менеджмент компании, говорится в сообщении пресс-службы НАБУ.
Ключевые факты
- По данным следствия, в марте–августе 2015 года ряд ООО были признаны победителями на аукционах по продаже нефти. «Укрнафта» заключила с ними договоры купли-продажи и поставила сырье более чем на 10,7 млрд грн.
- Следствие отметило, что согласно правительственному постановлению, поставка нефти осуществляется только после полной оплаты заказчиком, то есть у «Укрнафты» не было законных оснований поставлять продукцию без получения средств в полном объеме.
- Несмотря на это, сырье было поставлено, переработано в Кременчугском НПЗ, а изготовленные нефтепродукты реализованы на АЗС по всей стране, говорится в сообщении НАБУ.
- Кроме того, в июле 2015 года «Укрнафта» заключила 70 договоров покупки нефтепродуктов с другим ООО со сроками поставки до конца 2015-го, оплатив авансом их стоимость в сумме более 3 млрд грн.
- Позже были заключены дополнительные соглашения, по которым сроки поставки продлили до конца 2018 года. Однако «Укрнафта» нефтепродукты так и не получила. Следствие заявляет, что израсходованные средства были выведены за границу на счета ряда оффшорных компаний.
- Подозреваемыми по этому делу являются бывший председатель правления ПАО «Укрнафта»; бывший заместитель руководителя управления по продаже нефти, газа и продуктов нефте- и газопереработки; бывшая руководительница отдела контроля за учетом и поставками нефти и нефтепродуктов; бывшие директора пяти коммерческих предприятий.
Контекст
НАБУ расследовало дело «Укрнафты» с 2016 года. «Подозрения были готовы еще раньше – в 2019 году, но САП их не согласовывал», – сказал в комментарии Forbes юрист «Центра противодействия коррупции» Вадим Валько. По одной из версий против согласования был бывший руководитель САП Назар Холодницкий, по другой – экс-глава Офиса генпрокурора Ирина Венедиктова, отметил он.
Новому руководителю САП Александру Клименко хватило одного месяца в должности, чтобы согласовать подозрения. «Это может говорить о том, что он будет принимать решения, несмотря на указания сверху, независимо от политики», – говорит Валько.
Вряд ли объявление о подозрениях именно сейчас связано со сменой руководства САП, не соглашается советник по безопасности бизнеса Juscutum Станислав Борис.
Длительный период расследования и согласования подозрений – обычная практика для НАБУ, поскольку бюро пытается собрать максимальное количество доказательств, говорит Борис. «Но когда НАБУ сообщает о подозрении, то уже идет до конца», – говорит он.
После объявления подозрений правоохранители будут проводить досудебное расследование, которое может занять не более 12 месяцев. Рассматривать дело будет Высший антикоррупционный суд. Срок рассмотрения – не менее одного года, но в среднем 3–5 лет, говорит Борис.
Максимальный срок привлечения к ответственности по этому делу – 15 лет. Этот срок истекает в 2030 году, и суду ничего не останется, кроме как закрыть это дело, если вина не будет доказана, говорит Борис. Подозреваемым грозит лишение свободы сроком от семи до 12 лет с конфискацией имущества, если их вину докажут.
Может ли на скамью подсудимых сесть Коломойский? Это зависит от собранных доказательств и показаний участников дела, говорит Валько. Следствию предстоит доказать связь между правонарушением и бенефициарами группы «Приват», сказал он.
По оценкам действующего руководителя компании Сергея Корецкого, менеджмент Коломойского мог нанести крупнейшей нефтяной компании страны «Укрнафты» и крупнейшему производителю горючего «Укртатнафты» потери на сумму до 100 млрд грн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.