Убытки западных компаний, вышедших из России после начала полномасштабного вторжения в Украину, достигли по меньшей мере $103 млрд, пишет The New York Times со ссылкой на анализ финансовых отчетностей. По данным издания, благодаря этому за прошлый год российская военная казна получила $1,25 млрд.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Ключевые факты
- Решения западных компаний покинуть российский рынок и политика Кремля привели к тому, что многие секторы промышленности оказались в руках российских игроков, отмечает издание.
- В то же время Путин «диктует этим компаниям условия выхода» из РФ. В частности, против них используются постоянно растущие налоги, благодаря которым в российский бюджет в 2022 году поступило не менее $1,25 млрд.
- Как один из примеров издание приводит историю пивоваренной компании Heineken. Как отмечает NYT, Кремль отказался согласовывать сделку с покупателем активов, которого нашла себе Heineken, и передал ее активы парфюмерной компании «Арнест».
- «Это хорошие сделки для нас… Вы накосячили, ушли. Мы подобрали по дешевке. Спасибо», – сказал в разговоре с NYT основатель холдинга Pinskiy & Co Антон Пинский, который вместе с рэпером Тимати выкупил российский бизнес сети кафе Starbucks, а затем – местные активы сети пиццерий Dominoʼs.
- Кремль сейчас контролирует практически каждый выход западных компаний из бизнеса в РФ, пишет газета. Компании должны пройти через непрозрачную систему, чтобы получить разрешение на продажу, а в некоторых случаях друзья Путина обращаются к нему с просьбой вмешаться, отмечается в расследовании.
Контекст
После вторжения в Украину в России была создана подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Она работает под руководством министра финансов РФ Антона Силуанова и выдает разрешения на заключение сделок между иностранными компаниями и покупателями их российских активов.
В сентябре 2022 года Путин призвал российские компании занять освободившиеся ниши на рынке. В мае 2023 года диктатор говорил уже об активном их освоении российским бизнесом. В июне этого года Путин на заседании экономического форума в Петербурге заявил, что уход иностранных брендов с российского рынка «не повлиял на выпуск товаров, изменился только логотип на продукцию».
По оценке NYT, волна выхода западных компаний с рынка РФ «стала глобальным сигналом о том, что Россия – изгнанник в бизнесе». Как Путин отреагировал на уход западных компаний, «только укрепило имидж РФ как опасного места для ведения бизнеса». Как отмечает издание, даже некоторые высокопоставленные российские чиновники признают, что снижение конкуренции и иностранных инвестиций в долгосрочной перспективе нанесет вред обычным россиянам и экономике страны.
По данным KSE Institute, к середине декабря 265 международных компаний, или 17,8% компаний, получавших доход в России, в 2022 году полностью прекратили деятельность в РФ. Также 1223 (36,1% от общего числа) иностранных бизнесов свернули сделки и заявили о намерении покинуть страну.
Однако 1377 (40,7% от общего числа) компаний из попавших в мониторинг KSE Institute пока не собираются покидать российский рынок, работая без каких-либо изменений. Еще 519 (15,3% от общего числа) иностранных бизнесов приостановили новые инвестиции в Россию и продолжают выжидать.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.