Спасет ли Россию и Путина иммунитет, а также какие проблемы могут возникнуть при создании трибунала над руководством России и Беларуси
В фокусе Украины – два вопроса, не ожидающие окончания войны: возмещение ущерба, нанесенного агрессией России, и привлечение виновных к ответственности.
Украина фиксирует преступления агрессора на своей территории и ущерб, размер которого по заявлению премьер-министра Украины составляет более $700 млд. Потерпевшие обращаются с исками против России о компенсации ущерба и находят защиту в судах Украины, ЕСПЧ, инвестиционных арбитражах.
В бюджет США на 2023 год принята поправка о возможности перечисления Украине доходов, полученных из конфискованных в РФ активов, включая имущество олигархов. Выплата компенсаций – следующий шаг.
Относительно привлечения первых лиц государств, ответственных за преступления агрессии против Украины, на первый взгляд это вопрос на годы. Однако Россия неоднократно демонстрировала свое неуважение к международному порядку, поэтому события развиваются динамично. Благодаря работе Украины не только на военном, но и на дипломатическом фронте, поддержке международных организаций и партнеров уже есть результаты.
В ноябре 2022 года Парламентская ассамблея НАТО признала необходимость создания трибунала с целью привлечения РФ и ее лидеров к ответственности за преступления против Украины.
19 января 2023 г. Европейский парламент принял резолюцию о создании международного трибунала для привлечения политического и военного руководства России и ее союзников, в частности Беларуси, к ответственности за преступление агрессии.
Необходимость создания специального трибунала определена 23 января 2023-го Советом министров ЕС и 26 января 2023-го Парламентской ассамблеей Совета Европы.
Подготовительная работа ЕС по созданию трибунала должна начаться немедленно в сотрудничестве с Украиной. Хотя формат специального трибунала пока не выбран, важно, что в резолюциях самых влиятельных мировых организаций зафиксировано, что перед трибуналом предстанет не только Путин, но и Лукашенко, политическое и военное руководство России и Беларуси.
Принятию решения Европарламентом предшествовало исследование профессоров международного публичного права Брюссельского свободного университета. Ключевыми вопросами, которые встанут перед созданием трибунала, являются следующие:
● правовая основа для создания трибунала;
● иммунитет;
● принудительное исполнение решений.
Перспективы и проблемы создания специального трибунала
Известные прецеденты по созданию международных и интернационализированных уголовных трибуналов сегодня оказались нерелевантными. Необходимы новые инструменты или, по крайней мере, видоизмененные модели формирования трибунала.
Трибуналы по Югославии и Руанде были созданы Советом Безопасности ООН, что не имеет перспектив в случае Украины – Россия в Совете Безопасности имеет право вето, которым блокируются подобные инициативы.
Нюрнбергский и Токийский трибуналы создавались решением коалиции стран в результате переговоров между союзными правительствами.
Международное право гибко, поэтому можно найти оптимальный формат трибунала для военного руководства России и Беларуси.
Трибунал также может быть создан через:
● ООН;
● заключение сделки.
Совет Безопасности ООН имеет полномочия на создание подобных трибуналов, решения, принятые трибуналом, в таком случае являются обязательными для выполнения и отменяют любые иммунитеты. Однако пока Россия имеет право вето, Совет Безопасности ООН не примет необходимого решения. Украина инициировала вопрос незаконности пребывания РФ в составе ООН и Совета Безопасности, однако решение по этому поводу пока не принято.
Далее Генеральная Ассамблея ООН уполномочена немедленно рассмотреть вопрос, не решенный Советом Безопасности, с целью предоставления рекомендаций относительно коллективных мер по поддержке или восстановлению международного мира и безопасности. Однако характер решений Ассамблеи рекомендательный, что на сегодняшний день также делает неперспективным создание трибунала решением этого органа и его дальнейшее исполнение.
Альтернативой создания специального трибунала является заключение международных соглашений:
● между Украиной и ООН;
● между Украиной и Советом Европы;
● между Украиной и ЕС;
● между Украиной и другими государствами.
Спасет ли РФ и Путина иммунитет
Верховный Суд решал вопросы иммунитета РФ как суверена при рассмотрении индивидуальных исков против агрессора судами Украины. Вывод Верховного Суда четкий и справедливый: Россия не может пользоваться судебным иммунитетом при разрешении спора о компенсации ущерба, причиненного ее вооруженной агрессией в Украине. Это стало основанием для волны обращений потерпевших в суды Украины с исками против агрессора.
Что касается иммунитета непосредственно Путина, как президента России, в международном праве существует иммунитет от уголовного преследования, пока глава государства находится в должности. Однако иммунитет распространяется на уголовное преследование в национальных судах, а не в международном трибунале, что нивелирует это препятствие.
Эффект трибунала
Создание трибунала является сверхважным и логичным шагом в войне с государством-террористом, что также будет оказывать политическое давление на врага и его союзников. Неотвратимость ответственности при создании трибунала будет побуждать Россию и ее союзников поскорее свернуть войну и оставить незаконно оккупированные украинские территории.
Заместитель государственного секретаря США заявила, что международный трибунал или его аналог для России за совершенные в Украине военные преступления может начать свою работу уже летом 2023-го.
Трибунал для Путина, Лукашенко, их команд и союзников будет создан, международное сообщество и Украина предпринимают необходимые шаги, чтобы приблизить победу.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.