Командующий группой российских наемников «Вагнер» Евгений Пригожин в последние дни сделал много громких заявлений о выходе группы из Бахмута и прекращении участия в войне. Но вероятнее всего, что он лишь повторяет метод, реабилитировавший его неудачу в Соледаре, пытаясь объяснить, почему Бахмут не был захвачен к 9 мая.
Почему дело не в боеприпасах и как главарь вагнеровцев пытается переложить ответственность на Минобороны РФ, разбирался Forbes
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Битва за Бахмут – одна из самых длительных и точно самая кровавая в этой войне. 10 месяцев российские войска продолжают штурмовать населенный пункт и его окрестности, тратя жизни десятков тысяч российских солдат на относительно небольшой городок, взятие которого не должно принести стратегического изменения на поле боя.
С точки зрения военной целесообразности потери российской стороны неоправданно высоки. Но с другой стороны, это сражение должно было принести Пригожину большую власть в РФ и фактически сделать его альтернативным министром обороны.
Планы Пригожина
Осенью прошлого года группа «Вагнер» начала возводить 200-километровую оборонную линию – от Светлодарска через Лисичанск до границы с РФ. Фактически вагнеровцы собирались закрывать весь фронт в Луганской области в случае, если бы Сватово деоккупировали ВСУ во время Харьковского контрнаступления и российские войска продолжили бежать с севера Луганщины.
К тому моменту Пригожин уже получил безлимитный доступ к российским тюрьмам. И начал масштабировать свое военное формирование из относительно небольшой силы в 5000–10 000 наемников в полноценную военную армию.
Группа «Вагнер» превратилась в самое опасное формирование в структуре российских войск.
Имея дешевый ресурс из российских заключенных, Пригожин получил значительную поддержку и популярность в РФ. Ведь обеспечивал продвижение линии фронта, пусть и очень медленное.
Но постепенно фронт Пригожина сокращался, как и его амбиции.
Вербовка около 50 000 заключенных в течение лета-осени 2022 года не помогла добиться существенного успеха. Первоначально «линия Вагнера» сократилась с 200 км до примерно 50 км вокруг Бахмута. А в марте ресурсы наемников были сосредоточены в зоне городских боев.
В январе Пригожин был лишен доступа к вербовке заключенных (создано подразделение «Шторм» из заключенных в структуре войск Минобороны РФ). К тому же в России создается все больше новых частных военных компаний. С газпромовской ЧВК «Поток» у «Вагнера» даже успел возникнуть конфликт.
Отсутствие значимых побед приводило к уменьшению роли Пригожина и возвращению лояльности у российского диктатора Владимира Путина к штабным генералам.
«Вагнеру» не удалось захватить Бахмут ни до конца 2022 года, ни к годовщине вторжения. Последняя запланированная дата была 9 мая. Но и эта задача не выполнена. Пригожин пытается переложить ответственность на других, понимая, что от этого зависит его политическое, а возможно, и не только, выживание.
Повторение Соледара
В целом драматургия последних событий очень похожа на то, что происходило вокруг Соледара, когда Пригожин вдруг понял, что анонсированная им быстрая и молниеносная победа не будет ни быстрой, ни молниеносной.
В начале января лидер вагнеровцев преждевременно заявил о том, что Соледар уже фактически взят. Тогда группе действительно удалось прорвать линию обороны украинских военных по нескольким направлениям, внезапно переместив акцент своих атак из Бахмута на Соледар.
Однако войдя в город, наемники «Вагнера» встретили жестокое сопротивление 46-й бригады ВСУ и других украинских подразделений. Позиции россиян стали более открытыми и уязвимыми, а через несколько дней сами российские наемники стали жаловаться на большие потери и записывать видео с обвинениями Минобороны РФ. Вроде бы быстрый захват города не произошел именно из-за проблем со снабжением боеприпасов.
Несколько позже Пригожин впервые опубликовал фото с убитыми вагнеровцами и публично обвинил в их смерти Минобороны РФ. По его словам, они погибли не из-за тактики постоянных лобовых штурмов украинских позиций, а из-за невыполнения снарядных нормативов.
Все то же Пригожин повторил и сейчас.
2 апреля лидер ЧВК заявил о «юридическом взятии» Бахмута. Российское общество было перегрето ожиданиями неизбежной победы, которая должна была произойти вот-вот. И, вероятно, Пригожин действительно планировал дать ему эту победу к 9 мая.
Но за считанные дни до этой даты понял, что и этот план не будет выполнен. Что, безусловно, ударит по его репутации и расположению со стороны Путина.
Владелец ЧВК «Вагнер» применил те же методы, что и в январе-феврале. Обращение к Минобороны на фоне убитых вагнеровцев, снарядные подсчеты, критика в сторону российских властей. Правда, на этот раз он зашел гораздо дальше в своих обвинениях.
Пригожин также объявил о том, что «Вагнер» выйдет из города 10 мая.
Рокировка с Кадыровым
Достаточно быстро стала появляться информация, что якобы место вагнеровцев должны занять кадыровцы.
Глава Чеченской республики РФ Рамзан Кадыров записал видео, подтверждающее эту информацию, но записал его без особого эмоционального подъема.
Позже даже начали появляться якобы официальные документы о перемещении подразделений чеченского подразделения «Ахмат» Кадырова.
Однако выглядит эта информационная кампания достаточно подозрительно:
- «Ахмат» имеет довольно сомнительную боевую способность. Во время захвата Мариуполя кадыровцы обычно не участвовали в прямых боях и чаще снимали видео, за которые их прозвали «тик-ток войсками».
- После Мариуполя кадыровцы преимущественно выполняли роль заградительных отрядов. Именно так происходил захват Северодонецка, где кадыровцы активно участвовали, но в качестве второй или третьей линии атаки.
- Подразделения Кадырова, вероятно, не имеют столь большого ресурса, который есть у ЧВК «Вагнер». Точная численность кадыровцев в Украине неизвестна. ГУР называло цифру в 2500 бойцов год назад. СМИ публиковали информацию о якобы 10 000 кадыровцев минувшей осенью.
По данным утечки секретных документов Пентагона, к концу февраля в Бахмуте воевало 22 000 вагнеровцев. Кроме того, «Вагнер» имеет собственную артиллерию, ПВО и авиацию.
Так что поверить в то, что формирования Кадырова действительно могут полноценно взять на себя роль «Вагнера», сложно. Разве что вместе с ними РФ перебросит значительные силы других российских формирований, а кадыровцы снова будут выполнять роль заградительных отрядов. Это автоматически означает ослабление других направлений, что вряд ли допустимо для военного командования РФ накануне украинского контрнаступления.
После выступлений Кадырова появилась информация о том, что Пригожин и Минобороны все же сумели договориться. «Вагнеру» пообещали поставить необходимые боеприпасы, а от Минобороны РФ координацию с вагнеровцами должен обеспечить экс-командующий российскими войсками в Украине генерал Сергей Суровикин. Он, в отличие от действующего командующего объединенной группировкой российских войск в Украине Валерия Герасимова и других генералов РФ, имел поддержку у Пригожина и Кадырова.
Действительно ли у «Вагнера» мало боеприпасов
Заявления о «снарядном голоде» у вагнеровцев следует воспринимать очень скептически. Российские «нормы» использования боеприпасов, очевидно, переписаны еще из советских военных методик, которые полностью опирались на тотальное уничтожение всего на своем пути.
Прошлым летом российская артиллерия на пике своих способностей тратила 50 000–60 000 снарядов в день – около 1,5 млн снарядов в месяц. Это почти столько же, сколько ВСУ тратит в год (обычно расход снарядов украинской артиллерии оценивают в 5000 боеприпасов в день). Тогда огневое преимущество врага достигало 1/10 или даже больше.
То, что называют «снарядным голодом» у россиян сейчас, на практике означает, что они утратили это десятикратное преимущество по сравнению с украинской артиллерией. Но это не значит, что они выстреливают меньше снарядов, чем ВСУ. Вероятно, преимущество в количестве боеприпасов все еще остается на стороне РФ.
Российские публичные лица, такие как Игорь Гиркин (Стрелков) и Александр Ходаковский, не раз отмечали, что ситуация с боеприпасами у Вагнера не хуже, чем в других подразделениях РФ. Во времена Суровикина вагнеровцы якобы имели привилегированное положение в вопросе обеспечения.
Бахмут испытал тотальные разрушения от российской артиллерии. И продолжает испытывать разрушительные обстрелы каждый день. Так что говорить о том, что россияне испытывают настоящий «снарядный голод» – преувеличение. Речь идет скорее о всеобщем снижении интенсивности огня, но на отдельных направлениях враг все еще может концентрировать достаточно артиллерийской мощи.
Следовательно, жалобы Пригожина связаны не с тем, что «Вагнер» получает мало или недостаточно боеприпасов. Это лишь разница от заоблачной «нормы», которую поддерживать долгое время в этой войне Россия не смогла.
Может ли Россия отказаться от штурма Бахмута
Так же было бы невероятно оптимистично готовиться к тому, что враг отступит из Бахмута.
Украинские войска контролируют около 15% города. Россия потратила колоссальные ресурсы, чтобы продвинуться вглубь города и вытеснить ВСУ на западные окраины. Решение об отступлении из города будет иметь огромные репутационные последствия для того, кто его примет.
Отступление из Херсона стоило Суровикину должности. Но это решение можно было объяснить военной целесообразностью. Многомесячный штурм города ради отступления будет позорной неудачей на фоне длительных ожиданий.
Интенсивность боев сейчас только увеличивается, рассказал комбриг 127-й бригады Теробороны Роман Грищенко.
Следовательно, «Вагнер», вероятно, будет оставаться в городе до конца. Возможно, в помощь подразделениям наемников пришлют другие формирования РФ, но вряд ли Пригожину дадут выйти из этой «истории».
«Не отходят они, и количество боеприпасов у них не уменьшилось, а увеличилось. Интенсивность артиллерийских обстрелов растет», – отметил комбриг Грищенко.
Такого же мнения и командующий Сухопутными войсками ВСУ генерал-полковник Александр Сырский.
«Силам обороны удается срывать планы противника на бахмутском направлении. Но россияне все еще надеются захватить город. Наша задача – не допустить этого», – написал он в своем Telegram -канале 7 мая.
Судя по этому, цель проведенной Пригожиным «большой» информационной кампании – объяснить российскому зрителю, почему «Вагнер» не смог захватить Бахмут к 9 мая.
Пригожин отчаянно пытается сохранить свою репутацию «эффективного» военного командира, знающего, как добиваться результата.
Очевидно, он готов зайти достаточно далеко во внутреннем конфликте с Минобороны РФ, чтобы сохранять приверженность российской публике и Путину лично. После битвы за Бахмут группа «Вагнер», вероятно, потеряет свой статус ведущей военной силы РФ. Несмотря на это, не стоит ожидать, что Пригожин откажется от цели одержать хоть какую-нибудь победу любой ценой.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.