Генеральный директор Yasno Сергей Коваленко – первый герой нового ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным» – рассказал о том, как управлять компанией с оборотом в десятки миллиардов гривен во время войны, сроки восстановления энергосистемы и рыночные тарифы
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Forbes Украина запустил еженедельный ютуб-проект «Business Breakfast с Владимиром Федориным» для подписчиков. Гости – топ-менеджеры ведущих украинских компаний, предприниматели, руководители госсектора, лидеры мнений.
Первый гость – Сергей Коваленко, генеральный директор компании Yasno, входящей в энергетический холдинг ДТЭК Рината Ахметова.
Коваленко возглавил Yasno в январе 2022-го с задачей совершенствовать и развивать цифровые сервисы и услуги компании для 3,5 млн клиентов в Киеве, Днепре и Донецкой области.
С октября 2022 года, когда Россия начала массированно обстреливать энергоинфраструктуру, Коваленко благодаря почти ежедневным постам в Facebook стал одним из главных источников информации для украинцев о ситуации в энергетике. «Когда Россия начала атаковать нашу энергосистему, мы в YASNO решили, что будем активно объяснять происходящее в отрасли клиентам, – писал он в начале января. – Наш приоритет как сервисной компании – помочь клиентам разобраться в сложных вещах».
Как он справляется с хейтом, какой видит украинскую энергетику после войны и какое место в ней будет занимать Yasno?
О менеджменте во время войны
Война – это кризис, а с любым кризисом можно работать. Я не до конца верил, что война начнется, но мы готовились. В начале ключевой для нас была безопасность данных наших клиентов и работа колл-центров.
Следующая фаза – сохранение жизни работников, адаптация к работе во время войны. Мы создали штаб, работавший 24/7 – достаточно жесткий с точки зрения обмена информацией и принятия решений.
В первый день полномасштабной войны горизонт планирования – несколько минут/часов. Через неделю горизонт планирования – один день. Еще через месяц – уже неделю.
Сейчас мы вернулись к стандартной работе. Оперативное планирование – неделя/месяц и стратегическое – от года. Летом мы возобновили работу над проектами, замороженными из-за вторжения.
О сложных решениях
Наиболее сложно было отказаться от запланированных проектов. Тогда я воспринимал это как отказ от надежды на будущее.
Мы резко резали проекты и с некоторыми людьми приходилось прощаться. Внутри компании нам пришлось трансформировать команды, зоны ответственности. Это было сложно, но интересно и до сих пор дает результаты.
Во время войны некоторые члены команды взяли на себя больше ответственности и так работают. Были и противоположные случаи, когда человек не смог овладеть новой ответственностью.
О делегировании полномочий
Организационные вопросы, вопросы финансов, операционной работы были подчинены жесткой корпоративной вертикали, что нам очень помогало в начале войны. Хотя я не фанат такого подхода.
Остальные вопросы решались на местах. Бюрократия не должна нам мешать. В начале люди совершали много ошибок, но я никогда не критиковал, говорил: «Круто, что приняли решение, доработайте теперь его с коллегами». Не все люди сразу понимают, что теперь они вправе самостоятельно принимать решения.
Также мы положили начало новой для себя системе отчетности. Через одну неделю после начала войны мы создали дашборд, чтобы каждый в компании видел, что происходит в той или иной сфере. Это очень помогало принимать многие быстрые решения.
О YASNO
Бренд YASNO входит в холдинг D.Solutions, где работает до 2000 человек. Годовая выручка – десятки миллиардов гривен. Холдинг объединяет несколько направлений бизнеса.
Первое и ключевое направление – это продажа электроэнергии и газа населению и бизнесу.
У нас 3,6 млн клиентов. Из них 120 000 бизнес-клиентов, остальные – население. Населению мы продаем электроэнергию в Киеве, Днепре и Донецкой области. Бизнесу – во всех регионах Украины, хотя в Киеве имеем большую долю. Есть и другие направления.
YASNO Энергоэффективность предлагает бизнесу пути, как сэкономить электроэнергию и готова инвестировать в такие проекты свои средства. Маржа – заработок в экономии электроэнергии. Это – долгосрочные инвестиционные проекты.
YASNO E-Mobility развивает сеть электрозаправок.
О рынке
Мы хоть и большая компания, но у нас нет даже 50% рынка. Ведь существует достаточно высокая конкуренция за конечного потребителя.
Рынок с точки зрения правил и степеней конкуренции находится в начале развития. Борьба за клиента только начинается. Это как 2010 год для банковского сектора.
Одно из важнейших событий на рынке произошло накануне вторжения РФ. Мы отсоединились от энергосистемы РФ и Беларуси, присоединившись к европейской энергетической системе ENTSO-E. Это одно из важнейших изменений для государства и общества. Надеюсь, что интеграционные процессы с Европой и внедрение свободных рынков будут проходить быстрее, чем мы рассчитываем.
О целях на следующие пять лет
Наша доля в продажах электроэнергии и газа будет в 1,8 раза больше, чем сейчас. Мы станем на 100% digital компанией.
Мы хотим создать рынок энергоэффективных контрактов, сейчас он только зарождается. Наш инвестиционный портфель примерно в три-четыре раза увеличится, речь идет о миллиардах гривен.
В секторе E-Mobility мы будем наиболее мощной с точки зрения сервиса и качества сетью электрозаправок на территории Украины.
Есть еще амбициозная цель – выход на европейские рынки, но об этом рано думать.
О возобновлении энергоинфраструктуры
Повреждения очень существенные. На мой взгляд, речь идет не о неделях и не о месяцах. На полное восстановление энергоинфраструктуры могут уйти годы.
Однако, по моим ожиданиям, уже в начале апреля, благодаря потеплению, мы будем близки к балансу генерации и потребления электроэнергии. Скорее всего, дефицит будет, но не столь велик, как в зимний период.
Среди решений, которые позволят компенсировать дефицит, это импорт электроэнергии из ЕС.
После войны структура украинской генерации может существенно измениться. По темпу развития зеленая энергетика станет №1. Прежде всего ветровая и солнечная генерация. Это будут не только крупные проекты, но и частная генерация.
Мы переосмыслим подход к генерации после этой войны – она будет более децентрализованной и локальной.
О вероятности блэкаута в больших городах
Когда после обстрелов появляется свет, это не обязательно означает, что поврежденный объект отремонтирован. В большинстве случаев были задействованы новые схемы подключения, чтобы подпитать потребителей. Ремонт производится параллельно. Иногда разрушения таковы, что ремонт невозможен.
Сейчас практически все работает благодаря ненадежным обходным схемам, когда каждое колебание напряжения может привести к аварии. Действительно, в Одессе после аварии ситуация сложная, но разрешимая. Подобная ситуация может повториться и в других украинских городах.
О рыночных тарифах
Я – сторонник конкуренции и свободных рынков. Готова ли Украина к реформе? Сейчас достаточно велик спрос на импортируемую электроэнергию по европейским ценам. Украина уже ведет переговоры о расширении возможных объемов этого импорта. То есть, есть украинские предприятия, которые способны работать на дорогом ресурсе, сохраняя маржу.
О публичности и хейте
Публичность мне никак не помогает. Скорее она немного мешает в частной жизни. Насчет хейта. Я всегда на стороне потребителя, несмотря на ситуацию. Потому хейт мне не мешает. Больше мешают всевозможные теории заговоров.
Системы коммуникаций между находившимися до войны компаниями и клиентами не выдержали темп изменений. Поэтому мне пришлось это делать через свои соцсети. Затем мы поняли, что это полезно по двум причинам. Первая – мы объясняем людям, что происходит, и им становится немного легче. Также это возможность доносить месседжи, которые я хочу. Второе – это увеличивает узнаваемость и лояльность к бренду, а также объясняет людям и бизнесу, какие можно получить услуги, обратившись к нам.
Мы проводили исследования на эту тему, чтобы увидеть, как меняется отношение людей к компании, к бренду. Мы увидели, что это работает. Согласно ему, около 63% респондентов воспринимают YASNO положительно, только 11% – отрицательно. Узнаваемость бренда выросла втрое.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.