Работа разведки – неотъемлемая часть успешного ведения войн. Как оказалось, украинская разведка не один десяток лет получает разную помощь от иностранных коллег, в том числе из США, в обмен на разведданные о России. Это партнерство не было беспроблемным, но точно полезно для сторон. The New York Times впервые раскрывает секретные детали зарождения 10-летнего сотрудничества между ЦРУ и украинской разведкой
Американское издание NYT провело более 200 интервью с бывшими и действующими украинскими, американскими и европейскими чиновниками о партнерстве разведки Украины и других стран. Многие из них говорили с изданием на условиях анонимности. Сотрудничество начиналось крайне осторожно, с обоюдного недоверия, но в конце концов Украина превратилась в хаб сбора разведданных о России, с потоком которых офис ЦРУ в Киеве не мог справиться.
В конце 2021-го президент РФ Владимир Путин взвешивал полномасштабное вторжение в Украину, когда к нему пришел глава российской разведки и сказал, что ЦРУ вместе с МІ6 контролируют Украину, превращая ее в центр операций против Москвы. Но, согласно расследованию NYT, российские разведчики пропустили одну важную деталь: ЦРУ не хотело сотрудничать с украинскими коллегами по цеху, потому что не доверяло им, а также боялось спровоцировать российского лидера.
Осторожное начало
Первые шаги к сотрудничеству между Украиной и ЦРУ начались 10 лет назад. Когда в Украине произошла Революция достоинства, тогда действующий пророссийский президент Украины Виктор Янукович и его правительство сбежали из страны. Новоназначенный глава СБУ Валентин Наливайченко, увидев в пустом главном здании службы пепелище уничтоженных документов и «стертые» или зараженные российскими вирусами компьютеры, обратился в местный офис ЦРУ и МІ6 с предложением трехстороннего сотрудничества.
Когда Путин аннексировал Крым в 2014 году, Наливайченко попросил ЦРУ визуальные разведданные, которые дали бы украинцам представление о передвижении российских сил по законным украинским территориям. Вскоре после этого в Киев приехал директор ЦРУ Джон Бреннан, который сказал Наливайченко, что его агентство заинтересовано в отношениях с Украиной, но исключительно на собственных условиях и темпах. Дело в том, что Штаты не могли сказать точно, сколько в Киеве продержится прозападное правительство, а предыдущие попытки сотрудничества уже проваливались.
Бреннан хотел, чтобы украинцы доказали свою полезность для американцев, а также вплотную занялись очищением рядов СБУ от российских шпионов. Очередным доказательством наличия враждебных агентов в Украине стало то, что о тайном визите Бреннана очень быстро узнали в России.
Советники тогдашнего президента США Барака Обамы очень боялись спровоцировать Кремль. Поэтому Белый дом сформулировал ряд правил сотрудничества, которые раздражали украинцев, а некоторые в ЦРУ называли их «наручниками». Они запрещали предоставлять Украине информацию, которая с высокой вероятностью могла привести к летальным исходам, а следовательно, спровоцировать Россию.
Тем временем Наливайченко назначает своего давнего помощника, генерала Валерия Кондратюка, главой украинской контрразведки. Вместе они формируют 5-е управление контрразведки. Эта парамилитарная группа проводила операции в стане врага и собирала данные, которые ЦРУ и МІ6 отказывались предоставлять Украине. Интересная деталь: новую организацию наполнили людьми, родившимися после распада СССР.
5-му управлению удалось поразить ЦРУ, когда разведчики предоставили перехваченные разговоры российских сепаратистов в считанные часы после сбития малазийского авиарейса MH-17 над Донбассом в 2014 году, почти 300 пассажиров и членов экипажа которого погибли. Эти записи доказывали причастность сепаратистов к авиакрушению. Такая оперативная работа способствовала тому, что ЦРУ предоставило украинцам защищенное коммуникационное оборудование и обеспечило обучение для 5-го управления и двух других элитных подразделений.
В 2015-м Кондратюка назначают главой ГУР, с которым ЦРУ не хотело работать и доверять, потому что тоже считало оплотом российских поклонников. Чтобы это изменить, Кондратюк передал главе Разведывательного управления минобороны США стопку секретных российских документов. Но американское агентство с опаской отнеслось к такому жесту и не пошло на контакт. Надо было искать нового партнера.
Месяцами ранее Кондратюк познакомился в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли с тамошним офицером, который впоследствии был назначен следующим руководителем офиса ЦРУ в Киеве. Дружеский контакт позволил украинскому генералу позже связаться с новым главным црушником. Еще до расквартирования в Киеве передал ему секретные документы о российском флоте. Когда аналитики Лэнгли подтвердили подлинность документов, новый директор киевского офиса ЦРУ и все ЦРУ стали партнерами Кондратюка.
Основным преимуществом сотрудничества с Украиной американцы видели в том, что украинцам проще вербовать россиян для шпионажа. Когда в России говорят украинец и россиянин, то это дружеские посиделки за пивом, а когда разговаривает россиянин с американцем, то это привлекает ненужное внимание российских спецслужб.
Благодаря не в последнюю очередь дружеским отношениям с Санта Клаусом, так Кондратюк ласково называл шефа киевского офиса ЦРУ, в январе 2016-го генерал договаривается с американцами о модернизации ГУР, чтобы лучше перехватывать российские военные коммуникации. В то же время украинцы будут предоставлять ЦРУ все свежие разведданные.
«Это наша война»
В 2016-м, кроме шпионского оборудования, ЦРУ также организовало для украинских офицеров разведки учебную программу в двух европейских городах. Украинских шпионов учили перевоплощаться в вымышленные амплуа и похищать секретную информацию у России и других стран, хорошо умеющих разоблачать шпионов.
После обучения офицеров направили на 12 новообразованных баз на границе с Россией. Оттуда они управляли сетями агентов, собиравших данные внутри России. Там офицеры ЦРУ установили и продвинутое шпионское оборудование, и выбирали наиболее способных украинских агентов для вербовки российских источников. Кроме того, там готовили «спящих» агентов, которые должны были «проснуться» на украинских территориях для партизанского движения в случае оккупации.
NYT поражает то, что, как правило, совместным операциям ЦРУ с иностранными коллегами предшествуют годы развития доверия, в то время как у украинцев на это ушло менее шести месяцев. Разведданных было столько, что их приходилось отправлять для обработки в Лэнгли.
Впрочем, красной линией, которую ЦРУ не собиралось пересекать, оставались «летальные» операции. Но у украинцев была своя стратегия.
Сначала Кондратюк просил помощи и разрешения ЦРУ. К примеру, верхушка ЦРУ «потеряла голову», по словам очевидцев, когда Кондратюк попросил помочь с операцией на территории России по установке взрывчатки на российской железной дороге, которую можно будет подорвать, если Москва решит расширить захват Украины. Генерал отменил эту миссию ГУР, но из этого случая извлек урок: в дальнейшем о подобных планах с американцами он говорить не будет.
Так Кондратюк поступил с планом заложить взрывчатку на аэродроме в Крыму. Он обратился в подраздел 2245, к десантникам, прошедшим спецподготовку ЦРУ. Эта операция, в которой участвовал нынешний глава ГУР Кирилл Буданов, оказалась неудачной, потому что российские силы уже ждали украинских спецназовцев.
Белый дом был взбешен такими действиями и хотел закрыть программу сотрудничества с украинцами, но Бреннан убедил президента в том, что это навредит самим американцам. Бреннан позвонил по телефону и генералу Кондратюку, чтобы напомнить о договоренностях, но тот, как говорит его коллега, сказал: «Это наша страна, это наша война, и мы должны сражаться».
Недовольство Вашингтона стоило генералу работы, но украинцев это не остановило.
Через день после увольнения генерала Кондратюка 5-е управление подорвало в Донецке лифт, в котором ехал один из предводителей российских сепаратистов Арсен Павлов, он же Моторола. Некоторые советники Обамы были возмущены, но на носу были президентские выборы, поэтому это не было в приоритете, и убийства сепаратистов продолжились. Среди самых громких была ликвидация Михаила Толстых, или Гиви.
Президентство Трампа
Приход к власти Дональда Трампа не навредил сотрудничеству ЦРУ и украинской разведке благодаря тому, что на ключевые должности соответствующих служб он поставил ярых противников Кремля. К примеру, директором ЦРУ стал Майк Помпео. Он выразил поддержку Киеву и одобрил расширение тренировочных программ и строительство дополнительных секретных баз.
Секретная база в Украине увеличилась с 80 до 800 украинских разведчиков, а украинская и американская разведки объединились для проникновения в компьютерные системы российской разведки. Сотрудничество было настолько успешным, что ЦРУ захотело воспроизвести его с другими европейскими разведками.
Так, глава антироссийских операций в ЦРУ тайно собрал в Гааге представителей МІ6, ГУР, голландской разведки и других агентств, чтобы начать делиться разведданными о России. В результате, как отмечает NYT, образовалась тайная коалиция против России, важной частью которой была Украина.
Большая война
В ноябре 2021 года ЦРУ и МІ6 предоставили украинским партнерам общий отчет, в котором сообщили, что Россия планирует полномасштабное вторжение в Украину. Дальнейшая цель – свергнуть украинское правительство и посадить в Киеве собственных марионеток. Там были имена тех, кого собирались убить, тех, кто должен возглавить Украину, но президента Зеленского и его некоторых советников это не убедило.
За считанные дни до вторжения офицеры ЦРУ и МІ6 приехали в Киев. Один из британских офицеров чуть не расплакался перед украинскими коллегами из-за страха того, что россияне их убьют. Тогдашний директор ЦРУ Джозеф Бернс, несмотря на общую эвакуацию американцев из Украины, разрешил небольшой группе ЦРУ остаться в западной части Украины, потому что она не хотела покидать партнеров.
Именно они передавали украинцам разведданные уже без каких-либо условий о «нелетальности». Данные удивляли своей точностью, пишет NYT. К примеру, 3 марта 2022-го ЦРУ предоставило развернутую информацию о планах россиян на две недели. Речь шла об объявлении открытого гуманитарного коридора из Мариуполя и намерении открыть огонь по всем украинцам, которые собирались им воспользоваться. Также ЦРУ по крайней мере один раз благодаря своей информации помогло предотвратить покушение на Зеленского.
Когда украинцам удалось выбить российские войска из-под Киева и Киевской области, ЦРУ вернулось в столицу Украины и отправило своих агентов на работу в украинские тайные базы, где они помогали обрабатывать разведданные.
С помощью двух новых баз, которые ЦРУ и ГУР построили в дополнение к 12 имеющимся, ГУР собирает и обрабатывает больше уникальных разведданных, чем когда-либо ранее в этой войне. Значительную часть из них получает ЦРУ.
Больше украинских разведчиков волнует то, не покинет ли их ЦРУ. «Такое уже было в Афганистане, и теперь это же будет в Украине», – сказал один украинский офицер.
Однако один работник ЦРУ уверяет, что визит Бернса в Киев на прошлой неделе демонстрирует их многолетнюю преданность Украине, которую они не планируют нарушать.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.