Дроны с технологиями искусственного интеллекта, над разработкой и производством которых работают украинские компании, могут существенно помочь Украине в войне с Россией. Кроме того, в украинский рынок беспилотников уже инвестируют крупные иностранные игроки. The Washington Post узнал больше о производстве Украиной передовых беспилотных летательных аппаратов, а также недостатках доступности этих технологий. Forbes кратко передает материал
WP начинает статью по описанию работы ударного дрона, попавшего под действие антидронового оборудования. Из-за этого аппарат потерял связь с оператором, но не упал, а продолжил полет и успешно уничтожил цель.
Все – из-за использования технологии искусственного интеллекта. Она стабилизирует пораженный вражескими системами дрон, держа курс на выбранную цель. Более того, беспилотник с искусственным интеллектом может поражать подвижные цели. Это делает их боеспособнее тех, что летят по введенным координатам.
Все больше украинских компаний разрабатывают именно такие беспилотники. Увеличение скорости, дальности полета, грузоподъемности и других возможностей украинских БпЛА оказывает мгновенное влияние на ход боевых действий. Благодаря обновленным БпЛА украинская армия уничтожает российскую технику, подрывает посты наблюдения врага и даже понемногу разрушает обожаемый Владимиром Путиным Керченский мост.
Эти инновации могут расширить использование дронов и вне военных действий в Украине. Правительствам предстоит остерегаться незаконных организаций, таких как наркокартели, экстремисты и сепаратисты, которые также понимают преимущества новых технологий и будут использовать их в своей деятельности.
«Десятки тысяч человек с обеих сторон проходят обучение по управлению беспилотниками. По всей вероятности, этот опыт некоторые могут передать дальше, за пределы конфликта. Не исключаю, что эти знания могут попасть в плохие руки», – считает эксперт по дронам в аналитическом центре CNA Сэмюэль Бендетт.
Украинское производство беспилотников
Более 200 украинских компаний привлечены к производству БпЛА. Они сотрудничают с Минобороны Украины для усовершенствования боеспособности дронов и возможностей шпионить. А их инновационные технологии привлекают международных инвесторов, среди которых бывший гендиректор Google Эрик Шмидт.
«Это технологическая гонка 24/7, – говорит министр цифровой трансформации Украины и руководитель программы «Армия дронов» Михаил Федоров. – Вызов в том, что каждый продукт в каждой категории нужно менять каждый день, чтобы иметь преимущество».
«Армия дронов» помогла частным компаниям подготовить более 10 000 операторов дронов за последний год, а в последующие полгода планируется подготовка еще 10 000.
БпЛА помогают Украине наносить удары по чувствительным объектам в тылу врага и увеличивать точность ударов артиллерии. Но они не так мощны, как истребители или дальнобойные системы, которые Украина давно просит у союзников.
Несмотря на ограниченную мощность дронов, их разработка и производство в Украине на подъеме и в приоритете. Дмитрий Ковальчук, соучредитель киевского производителя дронов Warbirds, рассказал, что благодаря программе Федорова контракты на закупку беспилотников между компаниями и Минобороны заключаются гораздо быстрее. «Вместо двух лет на это уходит два месяца», – говорит предприниматель, чья компания на себе испытала эти изменения.
Минобороны Украины делится с производителями БпЛА российской технологией заглушки дронов, чтобы они могли проверять свои продукты на устойчивость. Такое доступно не всем международным производителям беспилотников.
Андрей Лискович, бывший исполнительный директор в Uber, уехавший из Кремниевой долины, чтобы помогать Украине в войне с Россией, говорит, что это уникальное преимущество для Украины. Именно оно может помочь стране поднять отрасль производства беспилотников на мировой уровень.
Получать отклик от конечного потребителя твоего продукта – в этом случае военных на передовой – тоже очень ценно, и у местных производителей БпЛА такая возможность тоже есть, добавляет Лискович.
Федоров рассказал, что Россия уничтожает около 1000 украинских дронов в месяц. По другим оценкам, эта цифра составляет 10 000 БпЛА в месяц, что заставляет Киев искать способы увеличить производство беспилотников.
Передовые украинские разработки
WP рассказывает о чрезвычайно тихом ударном дроне Punisher производства UA Dynamics. При испытании почти бесшумный двигатель аппарата позволил ему незаметно подлететь к наблюдателям и сбросить около них почти трехкилограммовую «бомбу». Благодаря дизайну беспилотник почти не виден в небе, а новая модель Punisher сможет переносить четыре трехкилограммовые бомбы.
Упоминает издание и презентацию компании Twist Robotics тестового видео ее ПО на основе ИИ. Именно оно должно улучшить работу FPV-дронов, в которых оператор видит то же, что и беспилотник. Это недорогие аппараты, которые Украина производит тысячами ежемесячно, но они уязвимы к российским «заглушкам». Новое ПО на ИИ помогает дрону держать цель, даже если она сдвинулась с места или оператор потерял связь с аппаратом.
Соучредитель компании Ростислав Оленич объяснил, что сенсоры на дронах распознают физические признаки цели и в соответствии с этим настраивают свою траекторию. Это как «Джавелин» для бедных, говорит он.
Бывший гендиректор Google Эрик Шмидт обратил внимание на украинский рынок беспилотников и вместе с другими инвесторами вложил $10 млн в D3, украинский акселератор стартапов, инвестирующий в дроны и другие оборонные технологии. «Украина постоянно опережает врага в инновациях», – написал Шмидт в колонке для Wall Street Journal.
Он похвалил развитие технологий беспилотников, упомянув ПО на основе ИИ и дроны, работающие без GPS. Шмидт убежден, что БпЛА будут играть важную роль в будущем. «Предстоящие войны будут вести с помощью дронов», – написал Шмидт.
По словам некоторых приближенных источников, Шмидт намерен вложить миллионы долларов в Украину для увеличения масштабов производства беспилотников. Представительница Шмидта отказалась это комментировать.
Есть ли причины для волнения
Эксперты по безопасности выражают обеспокоенность тем, что развитием беспилотных технологий могут воспользоваться преступные группы с не мирными намерениями. Речь идет о террористах Йемена, Сирии, Ираке, а также о мексиканских наркокартелях. Они не могут собрать собственный дрон типа MQ-9 Reaper, но способны завладеть ПО на основе ИИ. Чтобы его использовать, достаточно иметь доступ к интернету и искусного хакера.
В вопросе использования ИИ в боевых действиях всех беспокоит исключение человека из процесса принятия решений по цели. Большинство сходится во мнении, что человек должен всегда оставаться в этом процессе.
Дмитрий Ковальчук из Warbirds, тоже использующей ИИ, говорит, что даже их новая технология наведения требует, чтобы цель сначала выбрал оператор дрона. Как только она запрограммирована, беспилотник идет к ней и атакует ее боеприпасами.
Роль аппарата во всем процессе ограничена, отмечает он. «Мы не атакуем гражданских. А погрешность в 5-10 метров приемлема», – говорит Ковальчук. Федоров согласен, что распространение ИИ-технологий может «составить угрозу будущему», но сейчас Украина борется за свое выживание.
Пока одни увлекаются инновациями Украины в сфере беспилотных технологий, другие говорят, что вряд ли они станут решающим фактором для победы в войне. Украинские ударные дроны вряд ли дадут Украине решительное преимущество в контрнаступлении из-за ограниченной дальности полетов и грузоподъемности, а российские минные поля и окопы простираются на многие километры, утверждает Лискович.
Беспилотники-разведчики дают Украине лучшее преимущество. «Разведывательные дроны напрямую увеличивают эффективность почти всех видов оружия в украинском арсенале, особенно артиллерии», – отмечает он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.