«Боевой сокол» – так называют истребители F-16. Андрей Пильщиков потратил последний год своей жизни на то, чтобы убедить американских политиков предоставить Украине эти самолеты. Как ему это удалось?
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
В июне 2022-го в Сенате США два пилота Военно-воздушных сил Украины убеждали сенаторов предоставить Украине наступательное оружие, а также системы Patriot, ракеты ATACMS и истребители F-16.
Относительно последнего пункта состоялся примерно такой диалог:
– Ребята, ну вы же понимаете, что F-16 вы не получите? – сказал один из сенаторов.
– Мы все равно будем в НАТО. Поэтому если не сейчас, то в будущем получим, – ответили украинские пилоты.
Этот разговор пересказывает один из участников той встречи – пилот, майор с позывным Moonfish.
Вторым украинским участником встречи был капитан Андрей Пильщиков, больше известный как Джус.
Понадобился почти год, чтобы американский политикум решил передать Украине F-16. 19 мая Пентагон официально сообщил о положительном решении относительно старта обучения украинских пилотов на этих самолетах. Одну из главных ролей в этой продолжительной кампании сыграл именно Пильщиков.
В сентябре 2023 года он должен был ехать на обучение по пилотированию F-16. Этого не произошло. 25 августа 30-летний Андрей Пильщиков погиб – его самолет столкнулся с другим украинским самолетом в небе над Житомирщиной. Тогда оборвались жизни трех пилотов. Расследование причин трагедии продолжается.
Что Пильщиков успел сделать, чтобы в украинском небе появились самолеты F-16?
•••
Мечтать о небе Пильщиков начал еще в детстве. В родном Харькове он бегал на аэродром и фотографировал самолеты. Во время одной из съемок подросток познакомился с пилотами из волонтерского проекта «Гражданский авиационный патруль» (ГАП).
Проект в 2014-м создали несколько местных пилотов-любителей, которые помогали экстренным службам и вылетали на эвакуацию пострадавших, куда самолет добирался быстрее машины. Именно пилоты ГАП впервые взяли Джуса на борт учебного самолета Х-32 «Бекас». После школы Пильщиков поступил в Харьковский авиационный университет им. Кожедуба, окончив его, пошел служить в ВСУ.
Его друг – майор Воздушных сил пилот Вадим Ворошилов, псевдо Karaya, – вспоминает: «Еще в 2016 году Андрей на еВау купил комбинезон пилота военной авиации США и ходил только в нем, а мы – в комбинезонах советского образца».
Об увлеченности Джуса США говорит и его мать Лилия Аверьянова: «Он абсолютно все делал в американском стиле, чтобы они считали его своим, что он такой же парень, как и они».
Позднее Пильшиков лично познакомился с американскими пилотами. В октябре 2018-го Украина и несколько стран НАТО организовали масштабные учения на аэродроме возле Староконстантинова Хмельницкой области. Американцы из калифорнийского отряда Нацгвардии США летали на F-15 и двух учебных F-16 из Польши. Так что Пильщиков уже видел F-16 в украинском небе. В следующем году Джус вместе с Moonfish приехали к своим новым друзьям в Калифорнию, неделю провели на учениях и летали на F-15, вспоминает Moonfish.
Там же, в Америке, Андрей и получил позывной от американских пилотов. Однажды он отдыхал с ними в баре и на любое предложение выпить отказывался от алкоголя и отвечал: «Only juice».
Сколько стоит подготовка одного пилота современного истребителя? «Это сотни миллионов гривен», – говорит спикер Воздушных сил ВСУ полковник Юрий Игнат. По подсчетам пилота Karaya, стоимость одного боевого вылета на МиГ-29 или Су – это $10 000. На учебных самолетах, на которых летают студенты, это меньшие суммы, однако для получения квалификации студенты должны иметь не менее 200 часов вылетов.
В 2021 году Пильщиков решил оставить ВСУ. Тогда у Джуса и его побратимов было мало боевых вылетов, они теряли время в дежурствах на тыловых аэродромах, получали скромную зарплату и чувствовали себя ненужными. Некоторое время спустя Джус работал в «Укроборонпроме», занимаясь организацией экспортно-импортных контрактов. Когда началось полномасштабное вторжение, Джус вернулся в армию.
Его не сразу допустили к боевым вылетам – нужно было восстановить навыки тренировочными полетами. Затем он начал боевую работу, присоединившись к отряду «Призраки Киева» 40-й бригады тактической авиации ВВС ВСУ.
Он летал на МиГ-29, у него было более 500 летных часов – один из топовых показателей в Воздушных силах ВСУ. На счету Пильщикова несколько сбитых ракет, вражеских БПЛА и много уничтоженных наземных целей оккупантов.
В первые месяцы войны ситуация в воздухе была не в пользу ВСУ. «Враг превосходил украинскую авиацию в пять-шесть раз количественно, а если учитывать преимущество в технологичности авиатехники, то во все 10–12 раз», – вспоминает полковник Игнат, который дружил с Джусом с 2018-го.
Потери Украины были болезненными. «Это вы не увидите по телевидению, поскольку это закрытая информация, но потери в наших Воздушных силах почти каждый день», – говорил Пильщиков в интервью The Washington Post в апреле 2022 года.
Главная проблема – технологическое преимущество врага в воздухе. Модификации российских МиГ и Су имели лучшие радары, чем старые модели тех же самолетов на вооружении украинской армии. Фактически, взлетая в небо, самолеты ВСУ сразу становились мишенями для врага, а нанести серьезный ущерб россиянам не могли. Те радары, которыми оборудованы украинские МиГ‐29, были разработаны 40 лет назад и не умели замечать современные ракеты или дроны, объяснял в апреле 2022 года Пильщиков в интервью Financial Times.
Это преимущество врага он воспринимал болезненно: «Очень грустно возвращаться с вылета, понимая, что враги стреляли по целям, уничтожили дома, возможно, убили людей – и ты никак не мог помочь им».
Новое и современное оружие было очень нужно – это понимали все. Но какое именно? «Какое-то время среди военно-политического руководства страны не было единого мнения о том, какие именно самолеты нам нужны, – вспоминает Мария Берлинская, активно участвовавшая в переговорах с американскими политиками. – Именно Джус смог убедить всех в Украине в том, что нам больше всего подходят F-16».
«Наши чиновники в Министерстве обороны просили у американцев то одно, то другое: то «Тайфуны», то «Грипены», а кто-то вообще лоббировал А-10. Не было четкой и сконцентрированной точки зрения, что именно и в каком количестве нужно Украине», – добавляет Анна Гопко, соучредительница Международного центра украинской победы.
Убедить американских политиков и военных оказалось более сложной задачей. «Тогда о нас в Америке говорили в основном как об армии фермеров с «Джавелинами», этаких стихийных повстанцев, – вспоминает руководительница офиса поддержки изменений Минобороны Юлия Марушевская, активно участвовавшая в адвокационной кампании. – Нужно было организовать крупную медиа‐ и GR‐кампанию, чтобы изменить это отношение».
Для этого решили показать американцам настоящих украинских пилотов. Марушевская сделала запрос в Военно-воздушные силы: посоветуйте пилотов, которые хорошо знают английский, имеют контакты с американскими военными или участвовали в международных учениях. Юрий Игнат из ВВС дал ей большой список, из которого потом были отобраны пятеро. В частности, Джус, его сокурсник и побратим Moonfish и офицер ПВО Денис Смажной.
19 июня прошлого года медийный десант ВВС прибыл в США. За неделю провели многочисленные встречи с американскими политиками и дали множество интервью, в частности для CNN и Fox News. «Американцы увидели пилота с лицом голливудской звезды, который на хорошем английском объясняет, почему Украине нужны современные истребители», – вспоминает Берлинская.
Это был единственный визит делегации украинских пилотов в США. Но адвокация оружия – это сотни телефонных разговоров, написанных писем, десятки проведенных встреч. Пильщиков активно участвовал в этой деятельности, несмотря на работу и боевые вылеты.
Работоспособность и вовлеченность Джуса вдохновляли других: «Он спал по четыре часа в сутки, но все равно был полон энергии, – вспоминает Karaya и добавляет: – Был фандрейзером и логистом для пилотов ВВС. Современные шлемы, костюмы и т. д. – все это выбивал он. Находил и деньги на закупку, и способы доставки». «Такое впечатление, что у него было не две руки, а 10», – так описывает Джуса полковник Юрий Игнат.
Гопко также говорит, что Джус был ценным переговорщиком: «Он понимал, как, где и что должен сказать. Ему удавалось убеждать даже самых скептичных конгрессменов. Почему? Он позиционировал себя как новое поколение украинских военных, которые быстро учатся и смело воюют».
«Когда американцы начали говорить, что эти самолеты стоят слишком дорого, именно Андрей, имевший опыт и в экспортных закупках «Укроборонпрома», нашел так называемые зеркальные контракты – соглашения США с другими странами на закупку этих самолетов, цены в которых были гораздо ниже», – вспоминает Марушевская.
Украинская адвокационная команда фокусировалась на том, чтобы найти и «обработать» бывших пилотов среди американских политиков. «В Америке пилоты – самые элитарные войска, – говорит коммуникационщица Татьяна Шевчук, – у них свой особый язык, и Джус его очень хорошо знал». Она вспоминает встречу с сенатором Келли, экс-пилотом ВВС США, который в первые же минуты стал расспрашивать Андрея об особенностях воздушных боев с россиянами и вместо 15 минут проговорил с Джусом полтора часа.
Подобные встречи шаг за шагом приближали решение о предоставлении самолетов Украине. «Американцы не продают свои самолеты тем, кого не считают партнерами», – говорит Шевчук.
В своей коммуникации Джус пытался приблизить собеседника к украинским реалиям, осознавая, что битва за F‐16 – это не только о скором окончании войны, но и о формировании механизмов сдерживания россиян на будущее.
Несмотря на усилия дипломатов, политиков и военных, решение о поставке F‐16 в 2022 году так и не было принято. «Американцы очень чувствительны к тому, что происходит внутри страны. Они не будут делать ни на сантиметр больше, чем это выгодно для их внутренних интересов, – объясняет соучредительница Razom for Ukraine и Dignitas Любовь Шипович, которая долгое время жила в США. – Кроме того, были сильные голоса скептиков, которые говорили: бензин дороже потому, что мы Украине помогаем, американская экономика падает потому, что политики все деньги в Украину отдают».
Ситуация изменилась в мае 2023 года. Точнее – после 4 мая 2023 года, когда украинские операторы Patriot сбили российскую ракету X-47. «Поздравляю украинский народ с историческим событием! Да, мы сбили «не имеющий аналогов» «Кинжал»!» – заявил тогда командующий Воздушными силами ВСУ генерал-лейтенант Николай Олещук.
Именно этот пример квалифицированного и успешного применения американских систем Patriot против российского вооружения стал решающим для американцев аргументом для предоставления Украине F‐16, считает Юлия Марушевская.
«Он грезил этим самолетом [F-16]», – говорит полковник Игнат. Авиакатастрофа 25 августа поставила точку в мечтах Джуса. Расследование этой трагедии продолжается, официальные лица его не комментируют. На прощании с Джусом его мать попросила командующего ВВС генерал-лейтенанта Николая Олещука сделать первый круг на F-16 вместо него. «Безусловно», – ответил тот.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.