Пілот ВПС Андрій Пільщиков, Джус /Андрей Снижко/40 бригада тактической авиации
Категория
Война
Дата

Соколиная охота Джуса. Что пилот ВВС Андрей Пильщиков успел сделать для Украины за 30 лет жизни

Пилот ВВС Андрей Пильщиков (Джус). Передать F-16 американцев убеждали и дипломаты, и военные, и политики. Пилот Андрей Пильщиков внес немалый вклад в эту кампанию. Фото Андрей Снижко/40 бригада тактической авиации

«Боевой сокол» – так называют истребители F-16. Андрей Пильщиков потратил последний год своей жизни на то, чтобы убедить американских политиков предоставить Украине эти самолеты. Как ему это удалось?

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

В июне 2022-го в Сенате США два пилота Военно-воздушных сил Украины убеждали сенаторов предоставить Украине наступательное оружие, а также системы Patriot, ракеты ATACMS и истребители F-16.

Относительно последнего пункта состоялся примерно такой диалог:

– Ребята, ну вы же понимаете, что F-16 вы не получите? – сказал один из сенаторов.

– Мы все равно будем в НАТО. Поэтому если не сейчас, то в будущем получим, – ответили украинские пилоты.

Этот разговор пересказывает один из участников той встречи – пилот, майор с позывным Moonfish.

Вторым украинским участником встречи был капитан Андрей Пильщиков, больше известный как Джус.

Понадобился почти год, чтобы американский политикум решил передать Украине F-16. 19 мая Пентагон официально сообщил о положительном решении относительно старта обучения украинских пилотов на этих самолетах. Одну из главных ролей в этой продолжительной кампании сыграл именно Пильщиков.

В сентябре 2023 года он должен был ехать на обучение по пилотированию F-16. Этого не произошло. 25 августа 30-летний Андрей Пильщиков погиб – его самолет столкнулся с другим украинским самолетом в небе над Житомирщиной. Тогда оборвались жизни трех пилотов. Расследование причин трагедии продолжается.

Что Пильщиков успел сделать, чтобы в украинском небе появились самолеты F-16?

•••

Мечтать о небе Пильщиков начал еще в детстве. В родном Харькове он бегал на аэродром и фотографировал самолеты. Во время одной из съемок подросток познакомился с пилотами из волонтерского проекта «Гражданский авиационный патруль» (ГАП).

Проект в 2014-м создали несколько местных пилотов-любителей, которые помогали экстренным службам и вылетали на эвакуацию пострадавших, куда самолет добирался быстрее машины. Именно пилоты ГАП впервые взяли Джуса на борт учебного самолета Х-32 «Бекас». После школы Пильщиков поступил в Харьковский авиационный университет им. Кожедуба, окончив его, пошел служить в ВСУ.

Его друг – майор Воздушных сил пилот Вадим Ворошилов, псевдо Karaya, – вспоминает: «Еще в 2016 году Андрей на еВау купил комбинезон пилота военной авиации США и ходил только в нем, а мы – в комбинезонах советского образца».

Об увлеченности Джуса США говорит и его мать Лилия Аверьянова: «Он абсолютно все делал в американском стиле, чтобы они считали его своим, что он такой же парень, как и они».

Позднее Пильшиков лично познакомился с американскими пилотами. В октябре 2018-го Украина и несколько стран НАТО организовали масштабные учения на аэродроме возле Староконстантинова Хмельницкой области. Американцы из калифорнийского отряда Нацгвардии США летали на F-15 и двух учебных F-16 из Польши. Так что Пильщиков уже видел F-16 в украинском небе. В следующем году Джус вместе с Moonfish приехали к своим новым друзьям в Калифорнию, неделю провели на учениях и летали на F-15, вспоминает Moonfish.

Там же, в Америке, Андрей и получил позывной от американских пилотов. Однажды он отдыхал с ними в баре и на любое предложение выпить отказывался от алкоголя и отвечал: «Only juice».

Пилот ВВС Андрей Пильщиков (Джус). /из личного архива Андрея Пильщикова/40 бригада тактической авиации и предоставлено пресс-офицером 40 бригады тактической авиации

Пилот ВВС Андрей Пильщиков (Джус). Фото из личного архива Андрея Пильщикова/40 бригада тактической авиации и предоставлено пресс-офицером 40 бригады тактической авиации

Сколько стоит подготовка одного пилота современного истребителя? «Это сотни миллионов гривен», – говорит спикер Воздушных сил ВСУ полковник Юрий Игнат. По подсчетам пилота Karaya, стоимость одного боевого вылета на МиГ-29 или Су – это $10 000. На учебных самолетах, на которых летают студенты, это меньшие суммы, однако для получения квалификации студенты должны иметь не менее 200 часов вылетов.

В 2021 году Пильщиков решил оставить ВСУ. Тогда у Джуса и его побратимов было мало боевых вылетов, они теряли время в дежурствах на тыловых аэродромах, получали скромную зарплату и чувствовали себя ненужными. Некоторое время спустя Джус работал в «Укроборонпроме», занимаясь организацией экспортно-импортных контрактов. Когда началось полномасштабное вторжение, Джус вернулся в армию.

Его не сразу допустили к боевым вылетам – нужно было восстановить навыки тренировочными полетами. Затем он начал боевую работу, присоединившись к отряду «Призраки Киева» 40-й бригады тактической авиации ВВС ВСУ.

Он летал на МиГ-29, у него было более 500 летных часов – один из топовых показателей в Воздушных силах ВСУ. На счету Пильщикова несколько сбитых ракет, вражеских БПЛА и много уничтоженных наземных целей оккупантов.

В первые месяцы войны ситуация в воздухе была не в пользу ВСУ. «Враг превосходил украинскую авиацию в пять-шесть раз количественно, а если учитывать преимущество в технологичности авиатехники, то во все 10–12 раз», – вспоминает полковник Игнат, который дружил с Джусом с 2018-го.

Потери Украины были болезненными. «Это вы не увидите по телевидению, поскольку это закрытая информация, но потери в наших Воздушных силах почти каждый день», – говорил Пильщиков в интервью The Washington Post в апреле 2022 года.

Главная проблема – технологическое преимущество врага в воздухе. Модификации российских МиГ и Су имели лучшие радары, чем старые модели тех же самолетов на вооружении украинской армии. Фактически, взлетая в небо, самолеты ВСУ сразу становились мишенями для врага, а нанести серьезный ущерб россиянам не могли. Те радары, которыми оборудованы украинские МиГ‐29, были разработаны 40 лет назад и не умели замечать современные ракеты или дроны, объяснял в апреле 2022 года Пильщиков в интервью Financial Times.

«Призрак Киева» – один из самых известных муралов Киева. /Getty Images

«Призрак Киева» – один из самых известных муралов Киева. Фото Getty Images

Это преимущество врага он воспринимал болезненно: «Очень грустно возвращаться с вылета, понимая, что враги стреляли по целям, уничтожили дома, возможно, убили людей – и ты никак не мог помочь им».

Новое и современное оружие было очень нужно – это понимали все. Но какое именно? «Какое-то время среди военно-политического руководства страны не было единого мнения о том, какие именно самолеты нам нужны, – вспоминает Мария Берлинская, активно участвовавшая в переговорах с американскими политиками. – Именно Джус смог убедить всех в Украине в том, что нам больше всего подходят F-16».

«Наши чиновники в Министерстве обороны просили у американцев то одно, то другое: то «Тайфуны», то «Грипены», а кто-то вообще лоббировал А-10. Не было четкой и сконцентрированной точки зрения, что именно и в каком количестве нужно Украине», – добавляет Анна Гопко, соучредительница Международного центра украинской победы.

Убедить американских политиков и военных оказалось более сложной задачей. «Тогда о нас в Америке говорили в основном как об армии фермеров с «Джавелинами», этаких стихийных повстанцев, – вспоминает руководительница офиса поддержки изменений Минобороны Юлия Марушевская, активно участвовавшая в адвокационной кампании. – Нужно было организовать крупную медиа‐ и GR‐кампанию, чтобы изменить это отношение».

Для этого решили показать американцам настоящих украинских пилотов. Марушевская сделала запрос в Военно-воздушные силы: посоветуйте пилотов, которые хорошо знают английский, имеют контакты с американскими военными или участвовали в международных учениях. Юрий Игнат из ВВС дал ей большой список, из которого потом были отобраны пятеро. В частности, Джус, его сокурсник и побратим Moonfish и офицер ПВО Денис Смажной.

19 июня прошлого года медийный десант ВВС прибыл в США. За неделю провели многочисленные встречи с американскими политиками и дали множество интервью, в частности для CNN и Fox News. «Американцы увидели пилота с лицом голливудской звезды, который на хорошем английском объясняет, почему Украине нужны современные истребители», – вспоминает Берлинская.

Это был единственный визит делегации украинских пилотов в США. Но адвокация оружия – это сотни телефонных разговоров, написанных писем, десятки проведенных встреч. Пильщиков активно участвовал в этой деятельности, несмотря на работу и боевые вылеты.

Работоспособность и вовлеченность Джуса вдохновляли других: «Он спал по четыре часа в сутки, но все равно был полон энергии, – вспоминает Karaya и добавляет: – Был фандрейзером и логистом для пилотов ВВС. Современные шлемы, костюмы и т. д. – все это выбивал он. Находил и деньги на закупку, и способы доставки». «Такое впечатление, что у него было не две руки, а 10», – так описывает Джуса полковник Юрий Игнат.

Гопко также говорит, что Джус был ценным переговорщиком: «Он понимал, как, где и что должен сказать. Ему удавалось убеждать даже самых скептичных конгрессменов. Почему? Он позиционировал себя как новое поколение украинских военных, которые быстро учатся и смело воюют».

«Когда американцы начали говорить, что эти самолеты стоят слишком дорого, именно Андрей, имевший опыт и в экспортных закупках «Укроборонпрома», нашел так называемые зеркальные контракты – соглашения США с другими странами на закупку этих самолетов, цены в которых были гораздо ниже», – вспоминает Марушевская.

Украинская адвокационная команда фокусировалась на том, чтобы найти и «обработать» бывших пилотов среди американских политиков. «В Америке пилоты – самые элитарные войска, – говорит коммуникационщица Татьяна Шевчук, – у них свой особый язык, и Джус его очень хорошо знал». Она вспоминает встречу с сенатором Келли, экс-пилотом ВВС США, который в первые же минуты стал расспрашивать Андрея об особенностях воздушных боев с россиянами и вместо 15 минут проговорил с Джусом полтора часа.

Пилот ВВС Андрей Пильщиков (Джус). /из личного архива Андрея Пильщикова/40 бригада тактической авиации и предоставлено пресс-офицером 40 бригады тактической авиации

Капитан ВВС Андрей Пильщиков (Джус). Фото из личного архива Андрея Пильщикова/40 бригада тактической авиации и предоставлено пресс-офицером 40 бригады тактической авиации

Подобные встречи шаг за шагом приближали решение о предоставлении самолетов Украине. «Американцы не продают свои самолеты тем, кого не считают партнерами», – говорит Шевчук.

В своей коммуникации Джус пытался приблизить собеседника к украинским реалиям, осознавая, что битва за F‐16 – это не только о скором окончании войны, но и о формировании механизмов сдерживания россиян на будущее.

Несмотря на усилия дипломатов, политиков и военных, решение о поставке F‐16 в 2022 году так и не было принято. «Американцы очень чувствительны к тому, что происходит внутри страны. Они не будут делать ни на сантиметр больше, чем это выгодно для их внутренних интересов, – объясняет соучредительница Razom for Ukraine и Dignitas Любовь Шипович, которая долгое время жила в США. – Кроме того, были сильные голоса скептиков, которые говорили: бензин дороже потому, что мы Украине помогаем, американская экономика падает потому, что политики все деньги в Украину отдают».

Ситуация изменилась в мае 2023 года. Точнее – после 4 мая 2023 года, когда украинские операторы Patriot сбили российскую ракету X-47. «Поздравляю украинский народ с историческим событием! Да, мы сбили «не имеющий аналогов» «Кинжал»!» – заявил тогда командующий Воздушными силами ВСУ генерал-лейтенант Николай Олещук.

Именно этот пример квалифицированного и успешного применения американских систем Patriot против российского вооружения стал решающим для американцев аргументом для предоставления Украине F‐16, считает Юлия Марушевская.

«Он грезил этим самолетом [F-16]», – говорит полковник Игнат. Авиакатастрофа 25 августа поставила точку в мечтах Джуса. Расследование этой трагедии продолжается, официальные лица его не комментируют. На прощании с Джусом его мать попросила командующего ВВС генерал-лейтенанта Николая Олещука сделать первый круг на F-16 вместо него. «Безусловно», – ответил тот.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине