На следующей встрече в формате «Рамштайн» могут рассмотреть вопросы передачи Украине многофункциональных легких истребителей F-16. Ранее Британия, США и союзники пришли к соглашению о возможности поставки нам натовской боевой авиации.
Сколько F-16 может получить Украина и почему нам нужны западные истребители?
Западная боевая авиация – это последний тип оружия, которое пока не получала Украина. США еще в начале войны приняли решение передать 20 советских вертолетов Ми-17, готовившихся для Афганистана. Также около 40 советских самолетов Су-25 и МиГ-29 передали страны Восточной Европы. Но поставки западной авиации оставались под строгим табу.
Коалиция истребителей
Как и в вопросе танков и дальнобойных систем, первой страной, сдвинувшей с места многомесячный спор по поставкам западной авиации, стала Великобритания.
15 мая, во время встречи британского премьера Риши Сунака и украинского президента Владимира Зеленского, правительство Британии впервые объявило о планах обучения украинских пилотов и переговорах с другими странами насчет поставок самолетов.
Интересно, что у самой Британии F-16 нет. Но страна якобы вела переговоры с США, Нидерландами и другими странами по поводу поставки этих американских истребителей.
Позднее в Белом доме сообщили о планах обучения украинских пилотов в Европе.
«По мере того, как в ближайшие месяцы будут разворачиваться учения, мы будем работать с нашими союзниками, чтобы определить, когда Украине будут поставлены самолеты, кто их поставит и в каком количестве», – заявил президент США Джо Байден в ходе саммита G7 в Хиросиме.
Западные союзники открыто объявили о намерении поставлять Украине боевую авиацию, хотя до этого тот же Байден говорил, что Украине не нужны F-16. На следующей встрече «Рамштайн» планируется впервые обсудить сотрудничество по поставкам американских боевых самолетов.
Почему Украине нужна западная авиация
Недавно Forbes делал разбор, почему Россия может получить стратегическое преимущество в воздухе, если Запад не решится снять табу с поставок Украине современных боевых самолетов.
Если подытожить:
- истребители могут перехватывать крылатые ракеты и БПЛА, чем снизят расход дорогостоящих и дефицитных ракет-перехватчиков систем ПВО;
- имеющаяся в Украине советская авиация не позволяет эффективно использовать современные системы оружия, даже те, которые мы уже получили: противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM;
- линию фронта от господства российской штурмовой авиации сдерживает весьма немногочисленный флот украинских самолетов, который Украина постепенно теряет. И это угрожает любым наступательным операциям ВСУ в будущем.
Вопрос передачи F-16 или других доступных западных самолетов не имеет альтернативы в перспективе последующих 6–12 месяцев. Поскольку у стран Восточной Европы больше нет доступной советской авиации и восполнять потери Воздушных сил ВСУ просто нечем.
Сколько самолетов нужно ВСУ
В начале широкомасштабного вторжения Украина имела на вооружении 71 истребитель Су-27 / МиГ-29, 14 бомбардировщиков Су-24М и 31 штурмовик Су-25, по данным The Military Balance.
Украине удалось сохранить около половины этого парка, свидетельствует утечка секретных документов разведки США. На февраль 2023-го США оценивали потери ВСУ в 60 самолетов и 32 вертолета.
Союзники смогли частично их компенсировать посредством поставок советской авиации, которая оставалась на складах и кое-где на боевом дежурстве в странах Восточной Европы.
Украина должна получить 18 единиц фронтовой авиации Су-25 и 24 истребителя МиГ-29, по данным аналитиков Oryx.
Совсем скоро Украина может оказаться на критическом пределе количества своей авиации. В настоящее время нам нужно примерно 80–100 истребителей.
Американский многоцелевой истребитель F-16 может заменить функции, которые выполняли советские Су-27 и МиГ-29, а также частично бомбардировщики Су-24М.
Дело не только в техническом превосходстве более современных американских истребителей. F-16 – это возможность использовать современное эффективное оружие, которое оттеснит вражескую авиацию от линии фронта.
Украина сейчас просит предоставить от 24 до 36 штук F-16, пишет The New York Times. Европейские страны вроде бы готовы передать такое количество. Но США пока не решаются согласовать это соглашение.
Какое вооружение может получить Украина вместе с F-16
С начала полномасштабного вторжения украинская авиация прошла несколько этапов интеграции современного вооружения в собственные советские самолеты.
В августе стало известно об использовании противорадиолокационных ракет AGM-88, интегрированных с истребителями МиГ-29. Однако, по имеющейся информации, советский истребитель не получил дополнительного оборудования, позволяющего отслеживать ракету на пути к цели, поэтому украинские пилоты вынуждены стрелять ими «вслепую».
Зимой стало известно о передаче Украине управляемых авиационных бомб JDAM, для использования которых, скорее всего, адаптировали Су-24М.
Последняя западная ракета, которую получили ВСУ, – британская Storm Shadow. Это тяжелая дальнобойная крылатая ракета весом 1300 кг и дальностью 250–560 км (в зависимости от типа). Для их использования также могли адаптировать более мощные Су-24М или Су-27.
Эти три типа оружия могут выполнять три разных типа задач:
- AGM-88 – уничтожать вражеские комплексы ПВО и радиолокационные станции;
- JDAM – уничтожать большие укрепленные позиции недалеко от линии фронта (до 28 км);
- Storm Shadow – поражать стратегические объекты на больших расстояниях (до 250 км).
С F-16 Украина также получит основную западную противоавиационную ракету класса «воздух-воздух» AGM-120 дальностью до 120–180 км. Она существенно превосходит дальность российских Р-27 (до 95 км), используемых на большинстве российских истребителей.
F-16 могут использовать противокорабельные ракеты AGM-84 дальностью до 280 км, что может стать значительной угрозой для российского флота в оккупированном Крыму.
Американский истребитель имеет широкий ассортимент высокоточных ракет класса «воздух-земля» от относительно маленьких AGM-65 до AGM-158. Они предназначены для уничтожения разных целей – от размера танка и до размера штабных пунктов управления. А главное – в отличие от советских ракет «воздух-земля», они высокоточные и гарантируют уничтожение цели.
Новое оружие может оттеснить российскую авиацию от линии фронта и эффективно уничтожать вражескую технику как с помощью F-16, так и штурмовой авиацией.
Кто может передать Украине F-16
Крупнейшим оператором F-16 являются США. Страна имеет около 1000 самолетов этого типа. Но очевидно, что Соединенные Штаты не спешат первыми передавать Украине боевую авиацию. Белый дом беспокоит возможность применения этих самолетов на территории России. Вполне возможно, что США не передадут Украине ни одного истребителя. Однако именно США должны дать разрешение на их передачу любой другой стороне, как страна-производитель.
Большинство крупных европейских стран не имеют на вооружении F-16. Они развивали свою авиацию, в частности делали ставку на такие самолеты, как Eurofighter Typhoon, Saab JAS 39, Dassault Rafale. Это позволило обеспечить независимость от США. Кроме того, у Франции, Британии, Германии и других стран нет большого количества «лишних» самолетов. Так что Украина не сможет полноценно заменить ими советскую авиацию.
Наиболее вероятный поставщик первых F-16 Украине – Нидерланды. Страна планировала продать частной компании 40 самолетов этого типа, но сделку отменили.
На вооружении у Нидерландов 61 самолет F-16, страна планирует полностью отказаться от них и перейти на более современные F-22/35.
Среди возможных поставщиков также называют Бельгию и Данию с 53 и 44 американскими истребителями на вооружении соответственно. Страны также готовятся заменить свой парк F-16 современными F-35.
Однако данный процесс начнется с конца этого года. Возможно, первые F-16 из этих стран смогут поступить в Украину лишь в 2024 году.
Потенциально Украина также может получить или приобрести 10 норвежских F-16, которые должны были продать частной компании Draken International. Соглашение было подписано в конце 2021 года, но, возможно, передачу не согласовали США. Статус этих самолетов неизвестен.
Другие европейские страны, такие как Польша, Португалия и Румыния, скорее всего, не смогут передать большое количество самолетов, поскольку для них они являются основной единицей воздушных сил.
Кроме F-16 Украина может в будущем получить американские истребители F/А-18 (палубный истребитель-бомбардировщик, разработанный в 1970-х годах. На сегодняшний день является основным боевым самолетом ВМС США. Находится также на вооружении ряда стран Европы и Азии, применялся в военных операциях против Ливии, Ирака, Югославии), которые есть, в частности, у Канады, Финляндии, Австралии и Испании.
Австралия уже обратилась с запросом к США о возможности передачи своих 24 единиц F/А-18, которые находятся на хранении и не используются австралийскими ВВС.
Канада, Финляндия и Испания планируют отказаться от F/А-18 и заменить их самолетами пятого поколения.
Таким образом, Украина может рассчитывать примерно на 100–150 американских самолетов в течение 2023–2024 годов. И этого должно хватить, чтобы полностью заменить наш парк старых советских истребителей.
Таким образом, Украина, очевидно, не получит численное преимущество в небе, но может получить качественное преимущество, что позволит устанавливать контроль в воздухе на нужных участках фронта. В частности, для отражения вражеских атак или для подготовки собственных.
Когда Украина может получить западную боевую авиацию
Первый этап на пути к получению F-16 – обучение украинских пилотов. Основной вызов заключается в отличии кабины пилота советских истребителей и американского самолета. Если советская кабина – это большое количество механических датчиков и переключателей, то американская авиация более современная и нашпигованная электроникой. Пилоту при полете необходимо контролировать немалое количество параметров. Это означает, что он автоматически отслеживает все показатели и быстро принимает решения.
Другое расположение приборов, положение штурвала, визуализация параметров и еще ряд отличий в оснащении кабины требуют от пилота не просто научиться летать, но и привыкнуть к новому самолету и тому, как он ведет себя в небе.
Обучение гораздо сложнее, чем для экипажей танка, подготовка которых длилась около двух месяцев. Пилоту необходимо получить значительное количество налетов на новом самолете, чтобы он смог участвовать в своем первом бою.
Для обучения украинских пилотов понадобится около четырех – шести месяцев, отмечают западные СМИ со ссылкой на данные разведки и американских чиновников. В этом Украине будет помогать Польша, которая в свое время прошла процесс переучивания пилотов на F-16.
Первые F-16 Украина сможет получить только в конце 2023 года. На тот момент также должны быть поставлены все обещанные нам западные системы ПВО: NASAMS, IRIS-T, Patriot. А Украина сделает последний важный шаг для перехода на оружие стандартов НАТО.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.