Нидерланды и Дания подтвердили готовность передать Украине 61 истребитель F-16. Как формировалась коалиция истребителей, кто в нее входит и какие еще самолеты может получить Украина, анализировал Forbes.
Коалиция истребителей
Первой страной, которая сдвинула с места многомесячный спор по поставкам Украине западной авиации, стала Великобритания.
15 мая 2023 года во время встречи британского премьера Риши Сунака и украинского президента Владимира Зеленского правительство Британии впервые объявило о планах обучения украинских пилотов и некоторых переговорах с другими странами по поводу поставок самолетов.
Интересно, что у самой Британии нет F-16. Но страна якобы вела переговоры со США, Нидерландами и другими странами по поводу поставки этих американских истребителей.
Позже в Белом доме сообщили о планах обучения украинских пилотов в Европе.
«По мере того, как в ближайшие месяцы будут разворачиваться учения, мы будем работать с нашими союзниками, чтобы определить, когда Украине будут доставлены самолеты, кто их доставит и в каком количестве», –заявил президент США Джо Байден во время саммита G7 в Хиросиме в мае этого года.
К коалиции истребителей достаточно быстро присоединились 11 стран: Дания, Нидерланды, Бельгия, Канада, Люксембург, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Швеция и Великобритания.
Они планировали разное участие в процессе: одни страны должны были передать свой авиапарк, другие – организовать обучение украинских пилотов. Но окончательное решение оставалось за США как страной-производителем истребителей F-16.
Обучение украинских пилотов должно было начаться еще в июне, но после серии заявлений переговоры затормозились. В начале лета в США все еще не согласовали план обучения украинских пилотов.
Ближе к середине августа сторонам удалось согласовать условия передачи западных истребителей Украине, которыми, в частности, является наличие подготовленных пилотов, разрешений, инфраструктуры и логистики.
Вероятно, Украина получит первые западные истребители только в конце года.
Почему Украине нужна западная авиация
В начале широкомасштабного вторжения Украина имела на вооружении 71 истребитель Су-27 / МиГ-29, 14 бомбардировщиков Су-24М и 31 штурмовик Су-25, по данным The Military Balance.
Украине удалось сохранить около половины этого парка, свидетельствуют утечки секретных документов разведки США. На февраль 2023-го США оценивали потери ВСУ в 60 самолетов и 32 вертолета.
Союзники смогли частично их компенсировать в результате поставок советской авиации, которая оставалась на складах и кое-где на боевом дежурстве в странах Восточной Европы.
Украина получила 18 единиц фронтовой авиации Су-25 и 24 истребителя МиГ-29, по данным аналитиков Oryx. Совсем скоро Украина может достигнуть критичного предела количества своей авиации. Пока нам нужно примерно 80–100 истребителей.
Американский многоцелевой истребитель F-16 может заменить функции, которые выполняли советские Су-27 и МиГ-29, а также частично бомбардировщики Су-24М.
Дело не только в техническом превосходстве более современных американских истребителей. F-16 – это возможность использовать современное эффективное оружие, которое оттеснит вражескую авиацию от линии фронта.
По данным The New York Times, Украина раньше просила предоставить от 24 до 36 единиц F-16. Сейчас уже публично пообещали 61 истребитель F-16: 42 от Нидерландов и 19 от Дании. Это самолеты, которые планировалось списать и заменить более современными F-35.
Какое вооружение может получить Украина вместе с F-16
С начала полномасштабного вторжения украинская авиация прошла несколько этапов интеграции современного вооружения в собственные советские самолеты.
В августе стало известно об использовании противорадиолокационных ракет AGM-88, интегрированных с истребителями МиГ-29. Однако по имеющейся информации советский истребитель не получил дополнительное оборудование, позволяющее отслеживать ракету на пути к цели, поэтому украинские пилоты вынуждены стрелять ими «вслепую».
Зимой стало известно о передаче Украине управляемых авиационных бомб JDAM, для использования которых, вероятнее всего, адаптировали Су-24М.
Последняя западная ракета, полученная ВСУ, – британская Storm Shadow. Это тяжелая дальнобойная крылатая ракета весом 1300 кг и дальностью 250–560 км (в зависимости от типа). Для их использования также могли адаптировать более мощные Су-24М.
Эти три типа вооружения могут выполнять три разных типа задач:
- AGM-88 – уничтожать вражеские комплексы ПВО и радиолокационные станции;
- JDAM – уничтожать большие укрепленные позиции недалеко от линии фронта (до 28 км);
- Storm Shadow – поражать стратегические объекты на больших расстояниях (до 250 км).
С F-16 Украина также получит основную западную противоавиационную ракету класса «воздух–воздух» AGM-120 дальностью до 120–180 км. Она существенно превосходит дальность российских Р-27 (до 95 км), которые используются на большинстве российских истребителей.
F-16 могут использовать противокорабельные ракеты AGM-84 дальностью до 280 км, что может оказаться существенной угрозой для российского флота в оккупированном Крыму.
Американский истребитель имеет широкий ассортимент высокоточных ракет класса «воздух–земля» от относительно маленьких AGM-65 до AGM-158. Они предназначены для уничтожения целей разного размера – от танка до штабных пунктов управления. А главное – в отличие от советских ракет «воздух–земля», они высокоточные и гарантируют уничтожение цели.
Новое оружие может оттеснить российскую авиацию от линии фронта и эффективно уничтожать вражескую технику как с помощью F-16, так и штурмовой авиации.
Кто может передать Украине дополнительную западную авиацию
Крупнейшим оператором F-16 являются США. Страна насчитывает около 1000 самолетов этого типа. Но Штаты не спешат передавать Украине боевую авиацию. Белый дом беспокоит возможность применения этих самолетов на территории России. Вполне возможно, что США не передадут Украине ни одного истребителя.
Большинство крупных европейских стран не имеют вооружения F-16. Они развивали свою авиацию, в частности, делали ставку на такие самолеты, как Eurofighter Typhoon, Saab JAS 39, Dassault Rafale. Это позволило обеспечить независимость от США. Кроме того, у Франции, Британии, Германии и других стран нет большого количества «лишних» самолетов.
19 августа во время пресс-конференции Зеленского в Швеции стало известно о том, что украинские пилоты уже начали обучение на шведских истребителях JAS39 Grippen.
Всего в Швеции 204 самолета этого типа. Но по состоянию на 2014 год страна эксплуатировала всего около 100 самолетов. Так что потенциально Швеция также может выделить Украине определенное количество JAS39 Grippen без снижения боеспособности собственных войск.
Среди возможных поставщиков также называют Бельгию с 44 американскими истребителями F-16 на вооружении. Страна вместе с Нидерландами и Данией готовится заменить свой парк F-16 современными F-35.
Однако этот процесс начнется с конца этого года. Возможно, первые F-16 из Бельгии могут поступить Украине только в 2024 году.
Потенциально Украина также может получить или приобрести 10 норвежских F-16, которые должны были продать частной компании Draken International. Соглашение было подписано в конце 2021 года, но, возможно, передачу не согласовали США. Статус этих самолетов неизвестен.
Другие европейские страны, такие как Польша, Португалия и Румыния, скорее всего, не смогут передать Украине большое количество самолетов, потому что для них они являются основной единицей Воздушных сил.
Кроме F-16, Украина может в будущем получить американские истребители F/А-18, которые есть, в частности, у Канады, Финляндии, Австралии и Испании.
Австралия уже обратилась с запросом в США о возможности передачи своих находящихся на хранении 24 единиц F/А-18, не используемых австралийскими ВВС.
Канада, Финляндия и Испания планируют отказаться от F/А-18 и заменить их самолетами пятого поколения.
Таким образом, Украина может рассчитывать примерно на 100–150 американских самолетов в течение 2023–2024 годов. И этого должно хватить, чтобы полностью заменить наш парк старых советских истребителей.
Украина, очевидно, не получит численного преимущества в небе, но может получить качественное преимущество, что позволит установить контроль в воздухе на нужных участках фронта. В частности, для отражения вражеских атак или подготовки собственных.
Когда Украина может получить западную боевую авиацию
Первый F-16, скорее всего, появится в украинском небе уже в 2024 году. Может быть, в начале года или весной.
Первый этап на пути к получению F-16 – обучение украинских пилотов.
Основной вызов состоит в отличии кабин пилота в советских истребителях и в американском самолете. Если советская кабина – это большое количество механических датчиков и переключателей, то американская авиация более современна и нашпигована электроникой. Пилоту во время полета необходимо контролировать большое количество параметров. Это означает, что он автоматически отслеживает все показатели и быстро принимает решения.
Другое расположение приборов, положение штурвала, визуализация параметров и еще ряд отличий в оснащении кабины требуют от пилота не просто научиться летать, но и привыкнуть к новому самолету и тому, как он ведет себя в небе.
Обучение гораздо сложнее, чем для экипажей танков, подготовка которых длилась около двух месяцев. Пилоту необходимо получить значительное количество налетов на новом самолете, чтобы он мог участвовать в своем первом бою.
Для обучения украинских пилотов понадобится примерно 4–6 месяцев, отмечают западные СМИ со ссылкой на данные разведки и американских чиновников. В этом Украине будет помогать Польша, которая в свое время прошла процесс переучивания пилотов на F-16.
Кроме обучения пилотов, Украина должна подготовить соответствующую инфраструктуру для обслуживания и содержания новых типов истребителей. Аэродромы воздушных сил Украины имеют покрытие из бетонных блоков, тогда как натовские аэродромы обычно имеют сплошное покрытие. Считается, что западная авиация более чувствительна к качеству взлетной полосы.
Поэтому Украине нужно незаметно для врага провести реконструкцию собственных аэродромов.
Помимо пилотов, для эксплуатации F-16 Украине необходимо научить достаточное количество сервисного персонала и подготовить необходимое оборудование. Ведь авиация нуждается в периодическом контроле и проведении регламентных работ.
Также должны быть выработаны пути поставки натовского топлива для западной авиации, запасных частей и компонентов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.