На покровское направление в Донецкой области приходится более трети атак России от общего числа атак по всей линии фронта. Удастся ли удержать оборону? Разбор Forbes.
На покровском направлении – самые жесткие вражеские атаки, заявил в обращении 28 июля президент Владимир Зеленский. За последние сутки россияне совершили 52 атаки на этом направлении из 149 по всей линии фронта, говорится в сводке Генштаба.
Покровское направление появилось после потери Авдеевки в конце февраля. Враг ускорил здесь продвижение после захвата Очеретино в начале мая и находится в 17 км от окрестностей Покровска и в 37 км от админграницы с Днепропетровской областью.
Продвижение россиян сопровождается опасными ситуациями для украинских бойцов. На прошлой неделе из оцепления пришлось вырываться бойцам 31-й ОМБр.
Forbes Ukraine поговорил с военными, защищающими покровское направление, о сложившейся ситуации. Как она может развиваться?
Какова угроза для Покровска и других городов
Основные векторы атак россиян на этом направлении – Новоселовка, Веселое, Желанное, говорит командир 1-го батальона 47-й ОМБр Александр Ширшин. Более глобальные цели – Гродовка, Мирноград и Покровск.
Еще одна цель штурмов врага – захватить село Ивановка, добавляет командир 3-го батальона 31-й ОМБр Ридик. «Чтобы создать плацдарм для дальнейшего продвижения на Гродовку, Мирноград или на север», – уточняет он.
Ситуация на покровском направлении обострена максимально, говорит комбат. «Противник продвигается бешеными темпами: по 50–60 штурмовых действий», – объясняет он. Существует угроза для Покровска, Мирнограда и трассы, которая идет севернее Константиновки. Западные медиа называют ее «дорогой жизни», потому что она основная для логистики на покровское направление и Часов Яр. Но не единственная – есть еще дороги и железные дороги с севера через Славянск и Краматорск.
Если враг перережет этот путь, украинские бойцы найдут альтернативные, убежден Ширшин из 47-й ОМБр. «Но логистика ухудшится, уменьшится пропускная способность, – объясняет он. – А это ослабление нашей обороны».
На южном векторе россияне наступают из Красногоровки на Карловку и соседнее направление – Курахово. На местности много водоемов, но у врага есть участки для наступления, рассказывает Сергей Цехоцкий, офицер 59-й ОМПБр, защищающий этот участок.
В минувшие выходные армия РФ атаковала очень интенсивно – за двое суток 59-я ОМПБр и «приданные» подразделения зафиксировали 206 уничтоженных оккупантов, говорит Цехоцкий. «Но за последние сутки впервые за многие месяцы противник не предпринимал штурмовых действий», – рассказывает он.
Штурмы у железных дорог. Как наступают россияне
Одна из особенностей наступления россиян – пытаются двигаться вдоль железной дороги, в частности на Желанное. Она с обеих сторон окружена посадками деревьев шириной 100 м, объясняет Ширшин из 47-й ОМБр. «За густыми древесными кронами сложнее заметить врага с дрона», – добавляет он. Типичная тактика – если первую наступательную группу уничтожили, присылают усиленную, рассказывает Ширшин.
Другая особенность «железной дороги» – есть открытые местности, отмечает Ридик из 31-й ОМБр. Нехватка личного состава не всегда позволяет в два эшелона перекрывать стыки между посадками и открытой местностью. Также к железной дороге сложнее подъехать логистическим машинам, а россияне используют холмы и низины.
«Железная дорога усложняет нам оборону и помогает противнику в наступательных действиях, – говорит Ридик. – Но и больше всего врагов уничтожено в районе железных дорог».
Бронетехнику россияне используют редко, говорят военные. В первую очередь это связано с тем, что ее уничтожают, объясняет Ширшин. При наступлении на 47-ю ОМБр россиян отпугивает и перспектива встретиться с БМП Bradley, которая прославилась как истребитель танков.
Ко всему прочему враг не прекращает атаковать с воздуха: сбрасывает от пяти до 15 управляемых авиабомб, добавляет Ширшин. «Если вспомнить интенсивность и плотность российских КАБов при обороне Авдеевки, это почти не стреляют», – оптимистично описывает ситуацию военный.
Выход из окружения около Прогресса
Но в условиях наступления россиян возникают кризисные ситуации и в украинских войсках.
На прошлой неделе несколько наблюдательных пунктов 31-й ОМБр попали в полное окружение в районе села Прогресс Донецкой области. В ночь на 25 июля бойцы смогли выйти из оцепления в полном составе, несмотря на то, что не получали приказа комбрига идти на прорыв, утверждал проект DeepState.
Россияне не смогли захватить хорошо окопанные позиции 1-го и 3-го батальонов, вспоминает те события Ридик. Поэтому начали продавливать фланги, забирать позиции второго эшелона. Первые два дня ситуация была напряженной – комбату удавалось заезжать к бойцам, но оба раза его бронетранспортеры MaxxPro были подбиты.
На третий день враг зажал кольцо оцепления, рассказывает Ридик. Воду и необходимые вещи бойцам сбрасывали с дронов. Тогда Ридик вместе с командиром 1-го батальона продумали план, как вывести бойцов из оцепления.
Поэтапно расписали, какая группа и когда выходит, как и когда должна работать артиллерия, рассказывает он. Комбриг определил рубеж, на который должны выйти бойцы и снова занять оборону.
«Когда отработала артиллерия – пошли первые группы», – вспоминает Ридик. Много надо было идти по полю, продираться сквозь заросли посадок. Усложняло выход из окружения наличие тяжелых раненых, которых несли другие бойцы.
«Мы аккуратно провели людей между позициями противника, – говорит Ридик. – Процесс занял всю ночь. Но, слава богу, вывели всех. Все живы».
Скандал в 59-й бригаде
Другой кризис на покровском направлении – скандал вокруг 59-й ОМПБр.
В начале июля главред «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов раскритиковал комбрига Богдана Шевчука и написал, что из-за его решения будет потеряна Красногоровка. 14 июля военный с позывным Алекс написал, что Шевчук отправил на передовую верхушку бригадной разведки, которая понесла потери. В тот же день в «бесчеловечном и непрофессиональном отношении» его обвинила защитница «Азовстали» Екатерина Полищук (Пташка).
На следующий день главком ВСУ Александр Сырский объявил, что ситуацию в бригаде проверит группа Военной службы правопорядка (ВСП) во главе с ее руководителем. Вывод ВСП от 26 июля: преступных приказов не было, но установлены «управленческие решения и факторы, которые могут негативно влиять на выполнение боевых задач».
ВСП без подробностей сообщила, что привлекла к ответственности должностных лиц бригады. Комбригов и комбатов не увольняли, уточнил Forbes Ukraine Цехоцкий из 59-й ОМПБр. «Все воюют и выполняют задачи. Комментировать, как кого наказали, будет неправильно с моей стороны», – добавил он.
Проверка была тщательной, говорит офицер. Проверяли все службы, всех командиров и распоряжения. «А оценку проверке уже должен давать тот, кто отдал приказ о ее проведении», – сказал Цехоцкий.
Что нужно для сдерживания врага
Ни один военный не берется прогнозировать, удастся ли россиянам захватить Покровск или перерезать «дорогу жизни». «Относительно большое Очеретино пало за два дня из-за определенных ошибок некоторых подразделений. А Степовое на несколько домов наш батальон «держал» почти пять месяцев. Как тут прогнозировать?» – объясняет Ширшин.
Линия обороны строится, есть «зубы дракона», опорные пункты, укрепления, добавляет комбат 47-й ОМБр. «Но это непоказательно, оборону удерживают в первую очередь благодаря пехоте», – добавляет он.
Опрошенные Forbes военные выделяют несколько вещей, которые бы помогли пехотинцам лучше сдерживать наступление врага.
- Системы ПВО, в том числе для борьбы с разведдронами.
- Авиация – нужно как можно скорее отогнать от фронта российские самолеты с помощью истребителей или систем ПВО, говорит Цехоцкий.
- Дальнобойные средства и снятие ограничений на их применение. «Надо разрушать их тылы, инфраструктуру, логистику на территории РФ», – убежден Ширшин.
- Артиллерия – больше стволов и снарядов, в том числе гаубиц Paladin и кассетных боеприпасов.
- Средства РЭБ, пулеметы Browning, бронемашины, такие как MaxxPro.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.