Во вторник, 12 сентября, в суде будет рассматриваться антимонопольное дело минюста США против Google. Такого громкого дела не было уже 20 лет. The Washington Post изучила предпосылки ситуации и потенциальные последствия для компании и технологической индустрии. Forbes предлагает обзор материала.
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Еще в президентскую каденцию в США Дональда Трампа в 2020-м против транснациональной корпорации Google было заведено антимонопольное дело. Во вторник, 12 сентября, министерство юстиции США начнет доказывать в суде, что техногигант использовал нечестные тактики для того, чтобы обеспечить себе статус поисковика №1 в мире. Это первое антимонопольное дело министерства против крупной технокомпании за последние 20 лет.
Но за этим делом стоит и еще одна цель – столичные антимонополисты боятся: если не принять меры, гиганты Кремниевой долины перенесут свое доминирование, которое у них есть на нынешних рынках, на технологии следующего поколения. В частности, правительство США волнует, что такие монопольные тенденции могут замедлять инновации и развитие новых технологий.
Специалисты в области технологий говорят, что появление и развитие искусственного интеллекта является поворотным моментом для индустрии: это либо возможность подняться для новых игроков, либо возможность для опытных деятелей увеличить свое влияние. Именно поэтому подобные дела против ведущих компаний иногда имеют судьбоносное значение.
Суть дела против Google
В течение последующих 10 недель министерство юстиции США вместе со своими прокурорами попытаются доказать, что Google незаконно использовал свою 90-процентную долю рынка, чтобы задавить конкурентов в поисковом и рекламном бизнесе.
«Google ежегодно платит миллиарды долларов дистрибьюторам, среди которых производители популярных девайсов Apple, LG, Motorola и Samsung, чтобы его поисковик был установлен на устройствах по умолчанию», – написало в заявлении министерство.
В Google утверждают, что исключительный статус их поисковика вызван тем, что пользователи предпочитают именно его. Кент Уокер, президент международных дел Google, приводит в пример тот факт, что самый популярный запрос во всем мире в Bing (поисковик Microsoft) – это «Google».
И хотя это дело сосредоточено на поисковике Google, его последствия могут повлиять на то, сможет ли компания использовать свой основной продукт для установления доминирования в новых областях, таких как искусственный интеллект.
У министерства уже есть опыт «подрезания крыльев» технокомпаниям, которые дали толчок для продвижения компаний-конкурентов. Хотя минюст в 1969-м закрыл дело против IBM спустя 13 лет после его возбуждения, антимонопольные эксперты считают: компанию притормозили достаточно, чтобы дать возможность Microsoft подняться. А уже антимонопольное дело против Microsoft в 2001-м, закончившееся мировым соглашением, открыло дорогу для Google.
Это дело хорошо вписывается в намерения администрации действующего президента США Джо Байдена уменьшить мощь техногигантов. Федеральная торговая комиссия США (ФТК) подала антимонопольный иск против Meta Марка Цукерберга, а также возбудила дело против Amazon за то, что компания якобы обманным путем вынудила миллионы пользователей оформить подписку Prime.
Кроме того, этот федеральный орган блокирует покупки крупными компаниями, такими как Microsoft, ради расширения меньших.
Интересно, что при администрации экс-президента США Барака Обамы ФТК обращала внимание на антиконкурентное поведение Google в поисковом бизнесе, но формально дело даже не было открыто. Критики Google называют это упущенной возможностью.
Потенциальное наказание для Google
Прокуроры не рассказывают, какое наказание хотят для Google. В заявлении 2020-го минюст написал, что хочет «структурных улучшений, необходимых для исправления антимонопольного ущерба». Такая формулировка, по словам антимонопольных экспертов, может включать разделение компании. Уокер не считает, что дойдет до таких радикальных мер.
Два дела могут стать моделями для определения наказания:
1. В 2019-м Google нужно было остановить дело антимонопольного органа ЕС. Поэтому компания согласилась предлагать пользователям «экран выбора» – список поисковиков, из которого можно выбрать желаемый (ранее поисковик Google автоматически выбирался сразу).
2. В деле 2001 года против Microsoft минюст отказался от идеи дробить компанию, когда Microsoft согласилась больше не запрещать клиентам использовать ОС Windows для работы с ПО других компаний.
Кроме того, в период обострения отношений с Китаем американские регуляторы вряд ли захотят ослаблять лидеров индустрии разделением, чтобы не помешать инновациям.
В 1982-м из-за антимонопольных обвинений раздробили одну из крупнейших американских телекоммуникационных компаний AT&T. Именно ее легендарную сеть лабораторий Bell Labs считают изобретателем транзистора, лазера, спутников, солнечных панелей и факса. Некоторые ученые считают, что это разделение привело к упадку изобретательского потенциала лаборатории.
Уокер говорит, что масштаб и финансовые ресурсы Google позволят компании провести основательные исследования, как в свое время это делала Bell Labs. К примеру, раннюю разработку ИИ-алгоритмов проводила именно Google.
По словам генпрокурора Колорадо Фила Вайзера, организовавшего коалицию вокруг иска против Google, вред от монопольных практик компании становится заметнее со временем.
«В 1990-х все воспринимали интернет как динамичную, открытую, конкурентную зону, которая принесет миру только самое лучшее, – говорит он. – Сегодня же, в 2023-м, мир выглядит совсем иначе. Мы видим много вреда».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.