Виробництво сонячних фотоелектричних модулів на виробничій лінії в Хефеї, провінція Аньхой, Китай, 15 вересня 2022 року. /Getty Images
Категория
Мир
Дата

Китай стал почти монополистом на рынке материалов для «чистых технологий» и может шантажировать этим Запад. Удастся ли США и союзникам разорвать токсическую цепь. Объясняет FT

5 хв читання

Производство солнечных фотоэлектрических модулей на производственной линии в Хэфэе, провинция Аньхой, Китай, 15 сентября 2022 года. Фото Getty Images

В ответ на ограничения, налагаемые США и союзниками на импорт Китаем высокотехнологичных микрочипов, Пекин может запретить импорт Западом критически важных материалов для производства «зеленых» технологий и энергии. Пока Китай не принял жесткие меры, но тревожные сигналы уже есть. Насколько такое решение может стать критическим для Запада, узнал Financial Times. Forbes кратко пересказал материал

В июле Китай объявил, что наложит ограничения на экспорт галлия и германия – незаменимых металлов в производстве стратегически важных продуктов, таких как электротранспорт, микрочипы и некоторые виды оружия. Это скорее предупреждение, чем полноценный ответ Пекину на ограничения, введенные США и его союзниками против импорта Китаем передовых микрочипов, отметило присутствовавшее на обсуждении этого решения лицо.

Это была демонстрация контроля Пекина над цепью снабжения десятков материалов, которые Вашингтон определил как критические для своей экономической и национальной безопасности. Контроль, которым он может в любой момент воспользоваться.

Этот эпизод заставляет Запад взглянуть в глаза неудобной правде: Китай является самым крупным и дешевым поставщиком многих незаменимых материалов для «чистых технологий». На страну приходится около 90% производства редкоземельных элементов, по крайней мере, 80% всех этапов производства солнечных панелей и 60% производства ветровых турбин и батарей для электромобилей. А производство некоторых материалов для батарей и более нишевых продуктов Китай контролирует почти полностью единолично.

Китай имеет полный цикл производства батарей.

Китай имеет полный цикл производства батарей.

Многие не без причины беспокоятся о том, что такое доминирование Пекина может усилить геополитическое напряжение и потенциально усложнить борьбу мира с глобальным потеплением.

«Люди начинают понимать, что контроль над цепями снабжения важен. Мы подвергаем себя систематическому риску, ведь Китай легко может перерезать поставки», – считает Росс Грегори, партнер сеульской консалтинговой фирмы New Electric Partners.

Западные правительства отчаянно пытаются догнать КНР в производстве критических минералов и обеспечении цепи поставок для производства оборудования «зеленой энергии». Президент США Джо Байден и его европейские коллеги выделяют на это миллиарды долларов налогоплательщиков. Аналитики не пришли к согласию, сколько времени понадобится Западу, чтобы избавиться от зависимости от Китая в этом вопросе, и вообще возможно ли это.

Большинство убеждены, что Европе невозможно будет достичь своих амбициозных климатических целей без поддержки крепких связей с Пекином. Даже США с их «глубокими карманами» и большей политической поддержкой разрыва связей с Китаем будет крайне трудно наладить собственную цепь поставки критических материалов в обход Китая.

Железный контроль КНР

Никхил Бгандари, сопредседатель команды исследований природных ресурсов и чистых технологий в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Goldman Sachs, говорит, что контроль Китая над сырьем «гораздо больший, чем кажется на первый взгляд». Все благодаря инвестициям китайских компаний в зарубежные добывающие проекты. Такими инвесторами являются поставщик металлов Huayou Cobalt, автопроизводитель BYD и батарейный гигант CATL.

Если говорить о литии, у Китая небольшая доля в добыче этого материала, но уже в следующем году китайские компании будут контролировать больше лития, чем нужно стране для внутреннего пользования.

Китайские компании владеют значительными долями в производстве лития за пределами страны.

Китайские компании владеют значительными долями в производстве лития за пределами страны.

И похоже, что интерес Пекина к контролю добычи важных ископаемых не угасает. Инвестиции страны в зарубежные проекты данного направления в этом году могут достичь рекордного уровня, говорят данные Университета Фудань в Шанхае. За первые шесть месяцев этого года из страны поступило $10 млрд, что больше всех инвестиций в 2022-м. Последний международный инвестиционный рекорд страны был в 2018-м и составил $17 млрд, но в этом году он может быть побит.

Эксперты считают, что следует обратить внимание на менее очевидные производственные процессы, в которых Запад отстает от Китая, а именно на обработку материалов. Годами развитые страны пытались обходить этот процесс, чтобы его экологические последствия были проблемой других государств.

Китай играет главную роль в по крайней мере одной стадии обработки 35 из 54 минералов, которые США определили как критические согласно анализу Министерства внутренних дел США и Геологической службы США. Кроме того, КНР дает потрясающие 98% мировых поставок сырого галлия, а американские военные используют этот материал в радарных и ракетных системах.

Пекину принадлежит менее 20% рынка сырья для электромобильных батарей, но он контролирует 90% уже обработанных материалов из этого же сырья, по данным Goldman Sachs.

Китай обладает более 20% графитовых залежей, но китайская доля на рынке обработки графита составляет почти 70%, согласно Goldman. Графит нужен для анодов, находящихся в центре литий-ионной батареи. Китай также является крупнейшим производителем флуоридной кислоты, токсичного и вредного для окружающей среды вещества, необходимого для обработки графита.

Доминирует Китай и на рынке оборудования для производства чистой энергии. Согласно данным Всемирного совета ветровой энергетики, более половины всех новых ветровых турбин, которые установят в этом году, будут в Китае. Стране же принадлежат 60% рынка производства гондол, в которых находится оборудование для генерации энергии. КНР сейчас строит более 60 новых заводов для сборки гондол в дополнение к уже работающим 100.

А данные GWEC показывают, что Пекин контролирует более 70% рынка многих ключевых компонентов для ветровых турбин, среди которых литье, кованые детали, поворотные подшипники, опоры и фланцы.

BYD, китайский производитель электромобилей, сегодня представляет угрозу существованию традиционных автопроизводителей Германии, Франции, США и Японии, а когда-то это была убыточная государственная компания. /Getty Images

BYD, китайский производитель электромобилей, сегодня представляет угрозу существованию традиционных автопроизводителей Германии, Франции, США и Японии, а когда-то это была убыточная государственная компания. Фото Getty Images

Поддержка государства

BYD, китайский производитель электромобилей, сегодня представляет угрозу существованию традиционных автопроизводителей Германии, Франции, США и Японии, а когда-то это была убыточная государственная компания. В первой половине текущего года компания продала 1,5 млн автомобилей в Китае, а это более трети общих продаж «экологических» автомобилей.

BYD вместе с королем электромобильных батарей CATL являются наиболее показательными примерами того, как изобретательность частного сектора соединилась с политикой Пекина, направленной на получение рынка возобновляемой энергии и электротранспорта. Общие расходы на сектор электротранспорта в Китае между 2009 и 2021 годами превышают $125 млрд, согласно американскому аналитическому центру CSIS.

Китай был беспощаден в своем стремлении. Правительство постепенно начало отдавать предпочтение собственным компаниям, а уже с 2016-го ведущие южнокорейские производители батарей, LG, SK и Samsung были отрезаны от щедрых льгот государства. Это дало толчок для развития таких производителей, как CATL и BYD. Именно благодаря государственному субсидированию этой индустрии Китаю удалось добиться тотального преимущества в производстве продуктов чистых технологий.

Данные Goldman указывают на то, что Китай может построить завод по производству электромобилей за треть времени, которое тратят другие страны. Кроме того, батарейный завод в США обойдется почти на 80% дороже, чем в КНР. Дело не только в доступе к ресурсам или высокой стоимости, на Западе – проблемы с нехваткой рабочей силы и инфляцией зарплат плюс высшие экологические стандарты.

Та же история и с оборудованием для солнечной и ветровой энергии. Добыча и обработка поликремния стоит на треть дешевле в Китае, чем в Европе. А S&P сообщает, что китайские ветровые турбины в половину дешевле западных.

Производственное предприятие батарей Contemporary Amperex Technology Co. (CATL) в Шанхае, Китай /Getty Images

Производственное предприятие батарей Contemporary Amperex Technology Co. (CATL) в Шанхае, Китай. Фото Getty Images

Дилемма Запада

Дешевое сырье и товары – это отлично, но чрезмерная зависимость от Китая может стать оружием в руках авторитарного правительства. Одна группа экспертов разных аналитических центров считает, если приложить достаточно усилий, денег и времени, то зависимость от Пекина можно снизить.

Но другая группа спрашивает: есть ли у Запада время? В конце концов, перед европейскими и американскими политиками встанет дилемма: разорвать связи с Китаем ради обеспечения национальной безопасности или сотрудничать с Пекином ради достижения климатических и экономических целей.

«С одной стороны, [Западу] действительно нужно защитить эти индустрии, – говорит энергетический аналитик Bernstein Нил Беверидж. – С другой – Средиземноморье страдает от лесных пожаров. Что же выбрать?».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд