С началом полномасштабной войны России в Украине финский концерн Nokian Tyres решил уйти из РФ, несмотря на то, что производил там 80% своих шин. The New York Times поговорила с гендиректором компании Юккой Моисио об обновленной деятельности его компании и цене перемен. Forbes кратко пересказывает материал
Война в Украине и усиление напряжения в отношениях между США и Китаем заставляют бизнесы учитывать при выборе рынков, расположении офисов, каналов поставок и инвестиций не затраты на все это, а геополитическую ситуацию.
Когда Nokian Tyres, финский концерн и производитель шин, выбирал место для нового завода за $706 млн, то искал правильную комбинацию доступной недвижимости, хорошей логистики, достаточного количества рабочей силы и благоприятной для бизнеса атмосферы. Это стандартные условия, которые всегда учитывает любой бизнес, но времена меняются.
Новые геополитические реалии
После 24 февраля 2022 года Nokian Tyres определила для себя еще одно бескомпромиссное условие: страна, в которой она построит завод, должна быть членом ЕС и НАТО. «Геополитический риск был начальной точкой [в выборе локации]», – рассказал ее гендиректор и президент Юкка Моисио.
Теперь, когда мир проходит деглобализацию, оценка политических рисков выходит на первый план. «Мы живем в мире, который претерпел фундаментальные изменения, – отмечает политолог Университета Джона Гопкинса Генри Фаррелл. – Мы больше не можем думать только об инновациях и эффективности. Теперь нужно учитывать и безопасность».
Для Nokian, акции которой котируются на Хельсинкской бирже с 1995-го, новая реальность стала как удар обухом по голове. В России компания производила 80% шин для легковых автомобилей, а на страну-агрессора приходилось 20% ее продаж.
Моисио рассказал, что опасность концентрации производства в одном месте они поняли, когда потеряли миллиарды. В январе 2022 года акции Nokian стоили более €34 за штуку, сегодня их цена €8,25.
Санкции и публичное осуждение в Финляндии заставили компанию понять, что выход только один – уйти из России. Моисио отмечает, что производство в России было очень выгодным и прибыльным, но также очень рискованным, хотя этот факт выпал из их поля зрения. Диверсификация может быть не слишком эффективной или дешевой стратегией, признает он, но она значительно безопаснее.
Поэтому североевропейский рынок будет обслуживать завод Nokian в Финляндии, американский – завод в Дейтоне, а на европейский будет работать новый завод в Европе.
Изменения тенденций
Руководители крупных компаний начинают понимать, что рынок часто не умеет точно оценивать риски. В январском опросе 1200 гендиректоров со всего мира консалтинговая фирма EY обнаружила, что 97% из них изменили планы своих стратегических инвестиций из-за новой геополитической реальности. Более трети сообщили, что переносят операции в новые локации.
Китай входит в список стран, из которых уходят компании. Торгово-промышленная палата ЕС в Китае в опросе прошлого года обнаружила, что примерно одна из четырех компаний планировала перенести свои операции из страны.
В июне 2022-го исполнительные директора Nokian попросили совет компании одобрить выход из России и строительство нового завода.
Выбор новой локации
После одобрения начались переговоры о выходе из страны, а также поиске новой локации. С последним Nokian помогла консалтинговая фирма Deloitte, которая за четыре месяца произвела оценку десятков кандидатов в Европе.
Выбор был тяжелым: Сербия не подошла, потому что не входит ни в НАТО, ни в ЕС; Турция входит в НАТО, но не в ЕС; а в Венгрии антилиберальный премьер, дружащий с Россией.
Моисио рассказал, что новый завод в любом случае строился бы с мыслью о минимизации углеродного следа, но без войны они бы не решились взяться за такое предприятие, которое будет работать совсем без углеродных выбросов.
Дешевый российский газ и манипуляция им заставили компанию задуматься, чтобы положить конец зависимости от ископаемого топлива. «Нарушение [обычного хода дел] заставило нас думать иначе», – говорит Моисио.
В конце концов компания выбирала среди шести кандидатов, которые посоветовала Deloitte: два места в Румынии, два в Польше, и по одному в Португалии и Испании. Гендиректор Nokian отметил, что геополитика была начальной точкой выбора места, но не конечной.
В Испании почти не было геополитических рисков и достаточно рабочей силы, но Deloitte отвергла этот вариант из-за высоких затрат на зарплату и жестких требований к регулированию условий труда. У Португалии тоже нет проблем с геополитикой, но от нее отказались из-за беспокойства о доступе к энергоресурсам и продолжительности процесса принятия разрешений.
Несмотря на антироссийскую политику, Польшу тоже не выбрали, но здесь проблема заключалась в антидемократическом правительстве страны и отказе судебной системы Польши подчиняться нормам европейского законодательства.
И все же польские города Гожув и Конин заняли второе и третье места в списке рекомендованных локаций благодаря своей дешевой рабочей силе, присутствию других международных компаний и скорости получения разрешений.
Приветливая Румыния
На первом месте оказался румынский город Орадеа. Страна смогла предложить баланс между всеми приоритетами Nokian: рабочая сила там одна из самых дешевых в Европе, а рейтинг риска относительно высок, но ниже, чем в Польше. Были и следующие преимущества:
- строительство могло начаться немедленно;
- коммуникации уже были подведены;
- новая солнечная электростанция уже была в работе;
- гранты ЕС на строительство в Румынии были больше, чем на строительство в Польше;
- высокий энтузиазм местных чиновников.
Сегодня Орадеа – это процветающий экономический хаб, где живет 220 000 жителей, есть свой университет. Город активно привлекает фонды ЕС и строит индустриальные парки, в которых поселились такие международные компании, как британский производитель электроники Plexus и немецкий поставщик для автоиндустрии Eberspaecher.
Nokian не собирается воспроизводить в Румынии или еще где-то резиновый мегазавод, который был у компании в России. По словам Моисио, идея «концентрации производства устарела».
Он отметил, что для него компания вышла из режима кризиса 16 марта, когда $258 млн за продажу российских сделок пришли на счет Nokian. Хотя эта сумма и близко не соответствует реальной стоимости производства компании, она помогла профинансировать новое строительство и ознаменовала закрытие дел с Россией.
Неуверенность – это новая норма, считает Моисио, поэтому бизнес-лидеры постоянно должны задавать себе вопрос: что мы можем сделать, какой у нас план «Б».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.