Категория
Компании
Дата

Черный день для кошелька. Сколько украинцы потратили в «черную пятницу» и что покупали – пять выводов

Чорна п'ятниця /Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в сооавторстве с Александрой Карасевой

Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в сооавторстве с Александрой Карасевой

За год список покупок украинцев в «черную пятницу» изменился. Если раньше это была энергосберегающая техника, то теперь – товары, которыми можно порадовать себя и близких. Лидеры – традиционные для довоенного времени смартфоны, телевизоры, одежда и обувь, товары для дома и сада. Чем еще отличилась «черная пятница»? Forbes собрал самое интересное о главной распродаже года.

Нынешнюю «черную пятницу» украинские торговые сети провели без блэкаута. «По сравнению с распродажей 2022 года, украинцы осуществили на 46% больше покупок и потратили на них на 35% больше денег. «Черная пятница» вновь стала актуальной для украинского e-commerce», – отмечают в пресс-службе маркетинговой компании «Admitad Украина».

Чем запомнится «черная пятница – 2023»?

Техника, но уже не энергосберегающая

Самой популярной категорией второй год подряд остается «Техника и электроника». Но если в прошлом году лидерами продаж были пауэрбанки, генераторы и фонарики, то теперь на первое место, в зависимости от торговой сети, вышли смартфоны и телевизоры.

В топ-5 наиболее популярных товаров «Фокстрота» – смартфоны, игровые приставки и ноутбуки, говорит CEO компании Алексей Зозуля. «Однако наибольший прирост показали продажи телевизоров – на 250% по сравнению с предыдущей неделей», – добавляет он.

Более чем в два раза выросли продажи телевизоров, ноутбуков и товаров для гейминга в «Алло» по сравнению с обычной неделей ноября. «В то же время спрос на пауэрбанки, генераторы и зарядные станции уменьшился в шесть раз», – говорит руководитель отдела аналитики омниканальной розницы компании Сергей Черный.

В Rozetka самым дорогим заказом в период «черной пятницы» в прошлом году был дизельный генератор за 682 000 грн. «В этом году самый дорогой заказ был на сумму 322 000 грн, он состоял из нескольких товаров: телевизора, веб-камеры, ноутбука и четырех IPhone 15», – рассказывает директор Forbes по маркетингу Rozetka Евгений Образок.

На категорию «Техника и электроника» пришлось до 27% всех заказов к «черной пятнице». К примеру, клиенты ПриватБанка потратили на смартфоны и компьютеры 281 млн грн, говорят в «Admitad Украина».

Украинцы больше стали покупать товары «для себя»

Вслед за техникой наиболее популярными товарами 2023 года в «черную пятницу» стали одежда и обувь (13% всех продаж), товары для дома и сада (11%), товары для красоты и здоровья (9%), товары для дома и инструменты (7,8%), приводят данные в «Admitad Украина».

Это сказалось на компаниях, не продающих технику. «Динамика продаж в «черную пятницу» выросла на 43,5% к аналогичному периоду 2022 года и к неакционному периоду (10–13 ноября) +115%, рассказывает Forbes директор по маркетингу Intertop Мария Самплавская.

В сети магазинов EVA в 2022 году самыми популярными позициями были детские товары и бытовая химия. В этом году – парфюмерия и категория «Уход за лицом».

Продавцы заработали больше и онлайн, и офлайн

Крупнейший украинский онлайн-ритейлер страны Rozetka продал на 10% больше товаров в эту «черную пятницу», чем в два предыдущих года. «Происходит постепенное восстановление структуры спроса до довоенного уровня. Исключение – категория товаров для детей», – рассказывает директор по маркетингу компании Евгений Образок.

«Скачок количества заказов в 2023 году по сравнению с обычным периодом без распродаж превысил даже наши оптимистичные прогнозы – число покупок подскочило на 70%, а расходы украинцев – на 106%», – отметили в «Admitad Украина». Но в октябре там заметили спад покупательной активности.

В EVA продажи «черной пятницы» этого года составляли около 10% от годовой выручки интернет-магазина, говорит Елена Анненко.

Товарооборот «Фокстрота» в период скидок вырос на 65% в денежном измерении и 45% в количественном по сравнению с 2022 годом и прибавил 290% к предыдущей неделе, делится Зозуля. «В денежном измерении продажи «черной пятницы – 2023» возвращаются к уровню 2021 года», – отмечает Черный из «Алло».

Средний чек пошел вверх, но только в гривне

Стоимость средней покупки клиентов Rozetka по сравнению с довоенным, 2021-м, годом выросла на 13%, говорит директор по маркетингу компании Евгений Образок. На треть – в сети «Алло». За период с 17 по 26 ноября 2023 года средний чек составлял 4785 грн. В выходные, 24–26 ноября, он превысил 5000 грн, рассказывает Черный.

Самые популярные товары на Rozetka в «черную пятницу – 2023».

Самые популярные товары на Rozetka в «черную пятницу – 2023».

В Intertop по итогам «черной пятницы – 2023» средний чек увеличился на 33% по сравнению с 2021 годом, отметила Мария Самплавская.

Но рост – только в гривне. «В долларах средний чек заказов снизился – с $49,7 в 2022 году до $43,9 в 2023-м, подсчитали в «Admitad Украина».

Украинцы переходят на кешлэс, мобайл и онлайн

За неделю распродаж через кешлэс-сеть ПриватБанка украинцы совершили 49 млн покупок на 15,3 млрд грн, говорят в пресс-службе банка. Для сравнения: в прошлом году эта сумма составила 11,4 млрд грн, сообщала пресс-служба «Привата».

Таким образом, число безналичных оплат в «черную пятницу» выросло среди клиентов ПриватБанка на 34,2%, подсчитал Forbes. Клиенты monobank 66,4% всех покупок на «черную пятницу» совершили онлайн. Только 33,6% из них предпочли физические магазины, поделился данными в своих соцсетях банк. Большинство из них – покупки частями. В топ-5 сетях, в которых делали заказ: DEKA, «Эпицентр К», Rozetka, MOYO и TTT.

Также продолжает быстро развиваться мобильный канал продаж – доля заказов со смартфонов в этом году выросла с 40,5% до 52,4%, говорят в пресс-службе «Admitad Украина».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине