За год список покупок украинцев в «черную пятницу» изменился. Если раньше это была энергосберегающая техника, то теперь – товары, которыми можно порадовать себя и близких. Лидеры – традиционные для довоенного времени смартфоны, телевизоры, одежда и обувь, товары для дома и сада. Чем еще отличилась «черная пятница»? Forbes собрал самое интересное о главной распродаже года.
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
Нынешнюю «черную пятницу» украинские торговые сети провели без блэкаута. «По сравнению с распродажей 2022 года, украинцы осуществили на 46% больше покупок и потратили на них на 35% больше денег. «Черная пятница» вновь стала актуальной для украинского e-commerce», – отмечают в пресс-службе маркетинговой компании «Admitad Украина».
Чем запомнится «черная пятница – 2023»?
Техника, но уже не энергосберегающая
Самой популярной категорией второй год подряд остается «Техника и электроника». Но если в прошлом году лидерами продаж были пауэрбанки, генераторы и фонарики, то теперь на первое место, в зависимости от торговой сети, вышли смартфоны и телевизоры.
В топ-5 наиболее популярных товаров «Фокстрота» – смартфоны, игровые приставки и ноутбуки, говорит CEO компании Алексей Зозуля. «Однако наибольший прирост показали продажи телевизоров – на 250% по сравнению с предыдущей неделей», – добавляет он.
Более чем в два раза выросли продажи телевизоров, ноутбуков и товаров для гейминга в «Алло» по сравнению с обычной неделей ноября. «В то же время спрос на пауэрбанки, генераторы и зарядные станции уменьшился в шесть раз», – говорит руководитель отдела аналитики омниканальной розницы компании Сергей Черный.
В Rozetka самым дорогим заказом в период «черной пятницы» в прошлом году был дизельный генератор за 682 000 грн. «В этом году самый дорогой заказ был на сумму 322 000 грн, он состоял из нескольких товаров: телевизора, веб-камеры, ноутбука и четырех IPhone 15», – рассказывает директор Forbes по маркетингу Rozetka Евгений Образок.
На категорию «Техника и электроника» пришлось до 27% всех заказов к «черной пятнице». К примеру, клиенты ПриватБанка потратили на смартфоны и компьютеры 281 млн грн, говорят в «Admitad Украина».
Украинцы больше стали покупать товары «для себя»
Вслед за техникой наиболее популярными товарами 2023 года в «черную пятницу» стали одежда и обувь (13% всех продаж), товары для дома и сада (11%), товары для красоты и здоровья (9%), товары для дома и инструменты (7,8%), приводят данные в «Admitad Украина».
Это сказалось на компаниях, не продающих технику. «Динамика продаж в «черную пятницу» выросла на 43,5% к аналогичному периоду 2022 года и к неакционному периоду (10–13 ноября) +115%, рассказывает Forbes директор по маркетингу Intertop Мария Самплавская.
В сети магазинов EVA в 2022 году самыми популярными позициями были детские товары и бытовая химия. В этом году – парфюмерия и категория «Уход за лицом».
Продавцы заработали больше и онлайн, и офлайн
Крупнейший украинский онлайн-ритейлер страны Rozetka продал на 10% больше товаров в эту «черную пятницу», чем в два предыдущих года. «Происходит постепенное восстановление структуры спроса до довоенного уровня. Исключение – категория товаров для детей», – рассказывает директор по маркетингу компании Евгений Образок.
«Скачок количества заказов в 2023 году по сравнению с обычным периодом без распродаж превысил даже наши оптимистичные прогнозы – число покупок подскочило на 70%, а расходы украинцев – на 106%», – отметили в «Admitad Украина». Но в октябре там заметили спад покупательной активности.
В EVA продажи «черной пятницы» этого года составляли около 10% от годовой выручки интернет-магазина, говорит Елена Анненко.
Товарооборот «Фокстрота» в период скидок вырос на 65% в денежном измерении и 45% в количественном по сравнению с 2022 годом и прибавил 290% к предыдущей неделе, делится Зозуля. «В денежном измерении продажи «черной пятницы – 2023» возвращаются к уровню 2021 года», – отмечает Черный из «Алло».
Средний чек пошел вверх, но только в гривне
Стоимость средней покупки клиентов Rozetka по сравнению с довоенным, 2021-м, годом выросла на 13%, говорит директор по маркетингу компании Евгений Образок. На треть – в сети «Алло». За период с 17 по 26 ноября 2023 года средний чек составлял 4785 грн. В выходные, 24–26 ноября, он превысил 5000 грн, рассказывает Черный.
В Intertop по итогам «черной пятницы – 2023» средний чек увеличился на 33% по сравнению с 2021 годом, отметила Мария Самплавская.
Но рост – только в гривне. «В долларах средний чек заказов снизился – с $49,7 в 2022 году до $43,9 в 2023-м, подсчитали в «Admitad Украина».
Украинцы переходят на кешлэс, мобайл и онлайн
За неделю распродаж через кешлэс-сеть ПриватБанка украинцы совершили 49 млн покупок на 15,3 млрд грн, говорят в пресс-службе банка. Для сравнения: в прошлом году эта сумма составила 11,4 млрд грн, сообщала пресс-служба «Привата».
Таким образом, число безналичных оплат в «черную пятницу» выросло среди клиентов ПриватБанка на 34,2%, подсчитал Forbes. Клиенты monobank 66,4% всех покупок на «черную пятницу» совершили онлайн. Только 33,6% из них предпочли физические магазины, поделился данными в своих соцсетях банк. Большинство из них – покупки частями. В топ-5 сетях, в которых делали заказ: DEKA, «Эпицентр К», Rozetka, MOYO и TTT.
Также продолжает быстро развиваться мобильный канал продаж – доля заказов со смартфонов в этом году выросла с 40,5% до 52,4%, говорят в пресс-службе «Admitad Украина».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.