Рінат Ахметов /Getty Images
Категория
Компании
Дата

ДТЭК Рината Ахметова хочет к 2030 году занять 0,5% зеленой энергетики ЕС. Насколько реально самому богатому украинцу построить энергобизнес в Европе

3 хв читання

Ринат Ахметов. Фото Getty Images

Вторжение России в Украину ускорило зеленый переход ЕС – возобновляемая энергетика Евросоюза к 2030 году удвоится. Стоимость плана – $210 млрд. Крупнейший украинский частный энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова хочет откусить часть этого пирога. Что ему мешает?

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

«Хотим к 2030 году построить в Европе до 5 ГВт мощности за €6–6,5 млрд, – говорит генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко в интервью Forbes. – Это амбициозные планы».

Аналогичные планы в Украине более скромные – компания планирует построить внутри страны не менее 2 ГВт зеленой мощности до 2030 года. «До 2030-го выйдем на мощность 3 ГВт возобновляемой энергетики, что составит около трети всех электростанций ДТЭК в Украине», – говорит Forbes генеральный директор ДТЭК ВДЕ Александр Селищев. До российского вторжения ДТЭК владела в Украине 1 ГВт возобновляемой энергетики. Почти половина этих мощностей временно оккупирована.

Что толкает ДТЭК в Евросоюз

В мае 2022-го ЕС согласовал план REPowerEU, предполагающий увеличение доли возобновляемой генерации в 2030-м до 42,5% с 21% в 2021-м. Ожидается, что годовые темпы строительства возрастут в три раза по сравнению с предыдущими годами. Общая мощность зеленой генерации в ЕС к 2030-му превысит 1000 ГВт. Если ДТЭК сможет реализовать свой план, то займет 0,5% рынка возобновляемой энергетики Евросоюза.

Стоимость плана, являющегося единственным долгосрочным решением отказа от российского ископаемого топлива, Еврокомиссия оценивает в $210 млрд. Основной источник этих средств – неиспользованные $225 млрд Фонда восстановления и устойчивости, созданного для преодоления последствий пандемии COVID-19.

Львиная доля средств может быть освоена странами, существенно отстающими от целевых показателей, прежде всего странами Восточной Европы. По оценке S&P Global, наибольший потенциал развития возобновляемой энергетики в этом регионе имеют Болгария, Хорватия, Венгрия, Польша и Румыния.

Именно на эти страны делает ставку ДТЭК. В первом квартале 2024 года компания планирует достроить в Румынии ветровую электростанцию на 60 МВт и солнечную мощностью 50 МВт. В следующем году ДТЭК собирается начать строительство ветроэлектростанции в Хорватии. В планах проекта в Польше и Италии.

Установка ветряной мельницы ДТЭК. /пресс-служба ДТЕК

Установка ветряной мельницы ДТЭК. Фото пресс-служба ДТЕК

Что мешает планам ДТЭК

«Неизвестно, каково конкурентное преимущество ДТЭК на международном рынке», – говорит Андрей Фаворов, занимавший в 2010–2014 годах должность коммерческого директора ДТЭК. «В ЕС огромное количество желающих воспользоваться бумом возобновляемой энергетики, конкуренция зашкаливает», – говорит он.

К тому же энергетические рынки ЕС разделены между крупнейшими игроками, добавляет Фаворов. К примеру, крупнейшая польская энергокомпания PGE планирует к 2030 году построить 6,5 ГВт зеленой генерации только в Польше. ДТЭК не может конкурировать с европейскими гигантами, поэтому планирует занять свою нишу – станции небольшой мощности, говорит Тимченко. «У каждого своя ниша, и пока там все уживаются», – говорит он.

Еще одна сложность – европейская бюрократия, к которой не всегда готовы украинские компании, говорит Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики. В ЕС сложные условия присоединения, строгие экологические требования, необходимость получения разрешений местных общин, говорит он. «По опыту своих нидерландских коллег, только на получение всех разрешений, чтобы начать строить ветровую электростанцию, может уйти до 10 лет», – говорит он.

Эта проблема обсуждается на уровне Еврокомиссии, подтверждает Тимченко. «Отвод земли, предоставление разрешительной документации – в Украине это все проще», – добавляет он.

После войны, по прогнозу Харченко, выгоднее и проще строить зеленую генерацию в Украине, чем в ЕС. «Не удивлюсь, если ДТЭК будет постепенно пересматривать свою стратегию и построит в Украине больше, чем в Евросоюзе», – говорит он.

Третья преграда – это финансирование. «Проекты в возобновляемой энергетике – это всегда капитал и доступ к банкам», – говорит Фаворов. Планы ДТЭК будут нуждаться в огромном объеме финансирования, доступа к которому у компании сейчас нет, подтверждает старший аналитик Dragon Capital Денис Саква.

Пока что масштабные планы ДТЭК вызывают скепсис, говорят в один голос опрошенные Forbes эксперты. «Это планы минимум на 20 лет, а не на семь», – считает Саква. Впрочем, СЕО ДТЭК Тимченко сохраняет оптимизм: «У нас все планы сначала оптимистичные, а затем базовые. Если есть план, мы его выполним».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд