Соучредитель «Новой почты» Владимир Поперешнюк объясняет, почему модель Amazon невозможна в Украине, какой компания должна стать в 2024 году и почему бизнес-климат в Украине сейчас хуже, чем во времена Януковича. Новый выпуск «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes.
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
Прошлый год стал для «Новой почты» крайне насыщенным: выход на рынки десяти европейских стран, запуск платежного приложения и карт NovaPay, развитие собственных авиа и ІТ-компаний. Несмотря на все вызовы за девять месяцев 2023 года одна из крупнейших частных компаний Украины нарастила выручку на 63%, до 25,7 млрд грн. А 9 января группа «Новая почта» сообщила об изменении названия на просто Nova. «Мы уже гораздо больше, чем почта», – объяснили решение в группе.
Как трансформировался бизнес Nova во время войны, что означает изменение названия и почему украинская экономика работает только на половину своего потенциала, рассказывает Владимир Поперешнюк – «Предприниматель 2022 года», по версии Forbes, и гость ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным».
Почему группа «Новая почта» стала просто Nova
О том, что мы стали Nova, я прочел из газет. Наши маркетологи увидели информационную дыру и сообщили об этом миру, даже не предупреждая нас, поскольку решение [об изменении названия] принято давно.
Мы искали бренд, как нас будут называть за границей. Долго думали о названии, но выяснили, что наши зарубежные партнеры давно называют нас Nova. Так что название по сути придумали они. Впрочем, это лишь изменение названия, оно не связано с какими-либо структурными изменениями в компании. Поскольку компания и так меняется каждый день.
Теоретически это изменение открывает нам путь для более удобных европейских денег, но у нас нет такой цели. Мы решили, что мы идем в Европу как предприниматели без денег: с крайне ограниченным бюджетом, не имеем права сжигать – только зарабатывать. У нас даже есть шутка, что мы не должны кормить Европу, а она – нас.
Кроме того, я отрицательно отношусь к слову «группа». Каждый предприниматель должен заниматься своим делом. Когда начинаешь создавать группу, уже непонятно, кто ты – начинаешь рестораны открывать или футбольный клуб. Это ложный путь. Мы как делали доставку посылок 20 лет назад, так и планируем делать ее еще 20 лет в будущем.
Но так получилось, что вокруг логистики у нас стали развиваться другие компании. Первая – NovaPay – платежный сервис, помогающий клиентам рассчитываться и осуществлять наложенный платеж во время доставки. Команда NovaPay создала для него отдельное приложение и сейчас сервис выходит в свободное плавание.
Компания Nova Global и Nova Post Europe – это продолжение нашей доставки, но за границу. Нельзя сказать, что это группа. Ведь все – о логистике и о том, что ей помогает.
О ключевом вызове и наибольших ошибках
У меня не заканчиваются вызовы. Работа бизнесмена – это нескончаемый марафон. Если ты останавливаешься, рынок очень быстро выбрасывает тебя на обочину.
Хочу развиваться еще быстрее. Поэтому есть постоянный конфликт между тем, что ты уже создал, и тем, что ты хочешь создать. Эта разница потенциалов как раз и двигает меня вперед.
При этом я ошибаюсь каждый день. И количество ошибок, которые я совершаю сегодня, – такое же, как я делал 20 лет назад. Но это другие ошибки, новые. И на всех своих ошибках я учусь.
Есть две глобальные ошибки, которые мы допустили за последний год и сейчас планируем исправлять. Первая: слишком расширили центральный офис европейской компании. Мы со Славой делаем стартап, но наши менеджеры попытались повторить «Новую почту». Я не был к этому готов.
Вторая ошибка произошла при выходе на рынок Германии. Мы решили проэксперементировать и открыть там отделение сразу в 15 городах. Но нужного потока посылок для такой логистики, как мы планировали, нет.
Главная задача на 2024 год
Запланировали тысячи изменений для развития «Новой почты» в Украине в этом году. Выделю три ключевых.
Первое – обновленное мобильное приложение НП, которое мы планируем запустить уже этой зимой – в начале весны. В нем будут новые сервисы, благодаря которым клиенты смогут лучше управлять посылками: смотреть, где она, в какое время прибудет. К сожалению, из-за вопросов безопасности мы закрыли сервис «Посылка на карте», но планируем развивать его после победы. А до этого, может быть, в Европе.
Вторая цель – перезагрузить процессы в отделениях. Они должны становиться более сервисными: меньше очередей, быстрее обслуживания, более приветливые сотрудники, электронные помощники для наших операторов, экраны, как у McDonaldʼs. Также сейчас мы строим сеть коворкингов внутри наших отделений – чтобы там был кофе, было приятно зайти поработать. Ключевое – клиенты должны получать удовольствие от посещения наших отделений.
И третье – хотим полностью перезагрузить курьерскую доставку. Мы с нее начинали, и первые десять лет компания работала door to door. Сейчас более 90% посылок доставляются через отделения. И только 8% – через адресную доставку.
О конкуренции, проблемах экспансии и бизнес-климате
Мы давно мечтали выйти на ринг с чемпионами мира и попробовать свои силы не только в Украине. Это единственный способ проверить и натренировать скилы предпринимателя. Но сейчас мы не конкурируем ни с польским InPost, ни с другими игроками европейского рынка логистики – они наши партнеры, мы играем на одном поле. Но постепенно смотрим, как они это делают, и учимся.
Во время прихода в новые страны мы не чувствуем никакого давления ни со стороны государств, ни со стороны конкурентов. Мы очень легко заходим, работаем, до сих пор не было никаких проверок, налоговые нагрузки и условия для бизнеса в ЕС – плюс-минус как в Украине. Да, немного сдерживают длительные процессы, чтобы получить лицензии или арендовать помещение. Скажем, отделение в Париже должно было открыться еще 8 декабря. Но нам задержали лицензию и пришлось конкурировать с Louis Vuitton за помещение, так что запланированные сроки открытия отделений несколько взлетели. Но это ничего, 15 новых стран до конца года все равно рассчитываем открыть.
Несмотря на все это европейские страны по сравнению с Украиной остаются свободными и приветливыми для бизнеса. Все проблемы, которые есть сегодня у нас в Европе, – лишь наши личные бизнесовые.
А бизнес-условия в Украине сейчас хуже, чем до начала большой войны. У предпринимателей частично связаны ноги-руки, поэтому экономика работает лишь на половину своего потенциала. Нам закручивают гайки, и предпринимателей, что хуже всего, сажают в тюрьмы, чего не было даже во времена Януковича. Сейчас читаешь новости: подозрение, госизмена, обыски СБУ, ГБР, НАБУ, БЭБ – ужасаешься.
Почему «Новая почта» не идет по пути Amazon и не выходит на IPO
Я долго изучал модель Amazon. Почти 20 лет компания решала не получать дивидендов и доходов, а сжигать деньги на развитие и инновации. Это их решение. Но модель любого американского стартапа существенно отличается от наших реалий. Мы рождены не в среде с легким доступом к большому количеству капиталистических денег, поэтому постоянно должны полагаться только на себя. Мы до сих пор работаем без инвестора, и нам нравится модель, позволяющая получать доходы. Потому что если ты их не получаешь, есть высокая вероятность стать банкротом. А это наш самый большой страх.
Сейчас у «Новой почты» нет цели выйти на IPO. Когда-то я тоже хотел миллиард, я хотел 10 млрд, я хотел IPO. Все это было. У меня есть большой опыт, я уже перерос эти все IPO, эти все амбиции. Единственный путь для бизнеса выжить и развиваться – постоянно обновляться. У тебя есть проблемы с клиентами – исправь это. Ты увидел какую-то возможность – иди реализуй. И таким образом, если ты не будешь останавливаться, пошагово будешь ежедневно улучшать свою компанию, то со временем она будет стоить и 1 млрд, и 10 млрд, и 100 млрд.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.